Портал алкогольной продукции

Теги
Поиск по сайту
Подпишитесь на новости

сегодня: 12/12/2017

Статьи

Мечты и реалии антиалкогольной политики 20.10.2009

Мечты и реалии антиалкогольной политики


Алкогольная и антиалкогольная политика государства должны базироваться реалиях, а не на мечтах.
На трех реалиях:

- Первая реалия  - в ближайшие 20- 25  лет (какую–бы пропаганду государство не вело; будут ли пить или не будут лидеры государства и т.д.) не менее 70% взрослого населения России будет в той или иной мере употреблять алкоголь (пусть даже серьезно ограниченный по возрасту, месту продаж и потребления, времени, полу и т.д.). При этом надо учитывать, что в России «серьезно» пьют сегодня не более 25% потребителей (выпивают около 50% алкоголя или по 35-40 л абсолютного алкоголя), а остальные 75% выпивают оставшиеся 50% (выпивая по 12-13 л абсолютного алкоголя в среднем, что примерно равно тем самым пограничным западным 8 л в среднем на всех при пересчете на пьющее население);

- Вторая реалия - малоимущие – тоже люди со своими алкогольными потребностями и низкими финансовыми возможностями. Еще раз подчеркнем, мы не готовы давать «готовые» рецепты, это не наш профиль. Мы изучаем структурные изменения рынка и в своих ежеквартальных отчетах даем рекомендации бизнесу по дальнейшему развитию. Поэтому мы лишь констатируем сложившуюся сегодня ситуацию и ее причины. Уровень жизни значительной части населения России в кризис и после него останется низким. Еще раз подчеркнем: бедное население не перешло с нелегальной водки на легальную (с 30-40 на 85-100 руб. не потому, что его абсолютно не интересует собственный социальный статус, и не потому, что ему всегда готовы предложить нелегальную водку и суррогат по доступной для него цене в необходимом объеме), а именно потому что у него есть объемный запрос (пусть и завышенный) и ценовое ограничение, определяемое уровнем его доходов. Реально, населения с доходом менее 5 000 руб. в России не менее 35 млн человек, а ниже 7 000 на душу в месяц не менее 55 млн человек. Это огромная армия реально существующих потребителей, которая и составляет костяк  потребления 140 млн дал нелегальной водки и суррогатов в 2009 г. Кто пьет суррогаты, для них и водка уже премиум. Государство, сознательно забывая об этой группе потребителей (а проблема доступа для всех социальных категорий населения легального алкоголя решена в любой стране; пусть и разыми методами), поддерживает рынок нелегальной водки многие годы. Создавая базу для коррупции в объеме 1,5 – 2 млрд дол в год. Пусть государство делает для этой группы на госзаводах (монопольно) легальную безакцизную водку  невысокого качества и продает в рознице по 35 рублей (не дороже) из спирта «Экстра», жесткую, а не мягкую. Жесткая водка  в советское время была в порядке вещей. Сегодня ее такую будут пить только представители нижнего контингента.  И не перейдут на эту водку потребители водки по минимальной легальной цене – в 85-90 руб., как не делают этого сегодня (пока им позволит финансовое состояние).  В этой ситуации проблема максимальной легализации будет решена. Больше пить ее не будут. А доступ молодежи к алкоголю надо не ценой регулировать, а запретом на продажу и потребление с серьезными карательными мерами как для продающего, так и для потребляющего. И можно уже будет государству спокойно регулировать весь рынок. И одновременно пропагандировать  трезвость для нормальных людей. И после этого можно устанавливать минимальную цену для  хорошей водки.  И бороться с региональным сепартизмом. Кто скажет, что и это предложение утопия. Пусть. Но либо мы официально признаем существование этих потребителей, либо нет. Чтобы государство  не делало на алкогольном рынке, оно всегда при нашем жутком социальном расслоении будет упираться в растущий класс (группу) малоимущих. И если производители всех видов продукции имеют легальный, но рынок  фальсифицированной продукции (производители колбасы  могут положить 2% мяса в колбасу и дать ее малоимущим, то легальный крепкий алкоголь для малоимущих не предусмотрен; даже легальный  винный напиток под названием «вино»  для них по 50 руб. за 1 л российский винный рынок делает, а крепкого - нет). 

Небольшое отступление перед третьей реалией. А почему бы нам не ввести такие ограничения (можете считать это предложениями «ЦИФРРА»):
- набрать в органы контроля (милицию и т.д.) честных и принципиальных людей – по спецпартийному набору из членов партии «Единая Россия» и «Справедливая Россия» (как «двадцатипятитысячников» в период коллективизации);
- запретить продажу и употребление алкоголя лицам, не достигшим 21 года. Работникам розничной торговли разрешить проверку документов у лиц, возраст которых может вызвать сомнение у продавца. Ввести уголовную ответственность для продавцов, осуществляющих продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года;
- запретить продажу любой алкогольной продукции в местах повышенной опасности, в частности на транспорте (в самолетах и поездах). Запретить доступ на транспорт лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Запретить доступ  в самолеты лиц, в ручной клади которых находится алкоголь;
 - запретить розничные продажи алкогольной продукции по воскресеньям или праздничным дням, предшествующим рабочему дню (за исключением системы общественного питания). Разрешить розничные продажи алкоголя в магазинах в прочие дни с 11.00 до 21.00.
- ввести пиво в состав алкогольной продукции.
- разрешить продажи алкогольной продукции только в стационарных магазинах, площадь которых превышает 50 кв м. В сельской местности исключения могут делаться по решению местных администраций.
- восстановить систему принудительного лечения граждан (лечебно – трудовые профилактории);  
- вести уголовную ответственность за производство нелегальной алкогольной продукции (после создания программы производства легальной безакцизной на условиях госмонополии алкогольной продукции для малоимущих слоев населения);
- разработать государственную программу на 2010 – 2030 г.г. по преодолению пьянства и алкоголизма путем  постепенного изменения структуры потребления населения, для чего обеспечить долгосрочную государственную поддержку отечественному виноградарству и виноделию в южных регионах России, что одновременно позволит решить и социальные проблемы в этих районах.
- запретить любую рекламу алкогольной продукции в СМИ (включая Интернет), а также на кабельных каналах ТВ и т.д.  Запретить дистанционные розничные  продажи алкоголя через Интернет. Разрешить рекламу только в местах продаж алкоголя и в профильных СМИ;
- в целях безопасности окружающих  и развития личной ответственности граждан  запретить появление лиц в нетрезвом состоянии на улице. Ввести для лиц старше 21 года подобной категории в виде формы воздействия помимо денежного штрафа обязательные общественные работы в течение 30 часов в нерабочее время;
- для детей и подростков старше 14 лет, замеченных в употреблении алкоголя,  ввести обязательное участие в общественных работах в течение 20 часов во внеучебное время; .
- органам контроля безукоснительно обеспечить выполнение требований;

Ну, а теперь идем дальше.

- Третья реалия - правильно расставить акценты в начавшейся бессистемно антиалкогольной компании. Понимание того, что в реалии компания 1985- 1990 г.г. снизила в 2 раза лишь официальные показатели потребления, а не реальные, и что эта компания была лишь одним из факторов роста продолжительности жизни  (мы, как свидетели того периода в разумном возрасте, продолжаем настаивать на том, что росту продолжительности жизни в не меньшей степени способствовала надежда на дополнительное серьезно улучшение уровня жизни в ходе перестройки). Фактор социальной надежды был не менее важным в тот период. А в результате ошибочности  антиалкогольной политики государства в тот период мы получили следующее. Антиалкогольная компания дала старт резкому  изменению в худшую сторону  структуры потребления алкоголя в России. Еще раз эти вечные цифры: 1980-1984 г.г.: вино – более 20 л (и даже крепленые вина – на натуральной основе- винограда на все хватало, и еще везли из Алжира виноматериал – 30% объема); 13-14  л крепкого алкоголя и самогона; 25 л пива; структура- виноводочная. В 1986- 1989  объем  легального потребления  водки уже практически равен потреблению вина (при этом объем домашнего производства в тот период не поддается учету; у вашего покорного слуги, который не являлся большим поклонником алкоголя  постоянно стояли дома 2-3 трехлитровые банки с домашним вином и медицинской перчаткой на горлышке). А уж сколько гнали в тот период самогона… Надо быть очень наивным, чтобы пользоваться в оценке реального потребления статцифрами того периода (Таблица с этими данными ниже). 1991- 1995: вина – 3 л; 14-15 л крепкого и суррогатов; 17-18  л пива. Кризис окончательно и надолго закрепил северную модель нашего потребления. А с 1995 г. рынок повели (как Сусанин) западные пивные компании в пивном направлении, не в ущерб ни крепкому алкоголю, ни САН, а лишь – вину. Так и шли мы до кризиса 2008 г. Поэтому третьей реалией должно быть понимание государством  простой истины:  рынок сам в алкоголе (если есть желание как-то снизить эту напасть) ничего не отрегулирует на уровне спроса и предложения. Надо влезать в структуру и регулировать на уровне структуры потребления акцизной политикой и т.д. В САН уже влезли глубоко; в пиво только собираются занырнуть. Но пока еще нет понимания- что и с чем из напитков реально конкурирует и может конкурировать  уже на уровне потребителя в разных социальных слоях. Придется и до классовой структуры  общества дойти. Мы через алкогольный рынок вышли в 2006 г. к неизбежности глобального экономического кризиса  на фондовом рынке. Очень полезно изучать алкогольный рынок.

Таблица 1. Среднедушевое потребление легальной алкогольной продукции в России с 1970 по 1995 г.г.

   



html

Возврат к списку


Другие записи:

«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).  «ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).

Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".




Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают

За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.

Пивной обзор третьей недели ноября Пивной обзор третьей недели ноября

Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.

Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина

Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?

Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день

5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.


Версия для печати
Новости сайта RSS  Алко NEWS



Дни рождения


Новости сайта  Каталог фирм
Название компанииТип продукции
ОАО "ИПФ "Воронеж" (ОАО) Рекламные услуги
"Бизнес-группа"Стрелец" (ООО) Упаковка
ООО "ВИНДЕГРАНД" (ООО) Виски, Сладкие вина , Коньяк, Ликеры, Водка