Статьи
20.10.2009
Мечты и реалии антиалкогольной политики
Алкогольная и антиалкогольная политика государства должны базироваться реалиях, а не на мечтах.
На трех реалиях:
- Первая реалия - в ближайшие 20- 25 лет (какую–бы пропаганду государство не вело; будут ли пить или не будут лидеры государства и т.д.) не менее 70% взрослого населения России будет в той или иной мере употреблять алкоголь (пусть даже серьезно ограниченный по возрасту, месту продаж и потребления, времени, полу и т.д.). При этом надо учитывать, что в России «серьезно» пьют сегодня не более 25% потребителей (выпивают около 50% алкоголя или по 35-40 л абсолютного алкоголя), а остальные 75% выпивают оставшиеся 50% (выпивая по 12-13 л абсолютного алкоголя в среднем, что примерно равно тем самым пограничным западным 8 л в среднем на всех при пересчете на пьющее население);
- Вторая реалия - малоимущие – тоже люди со своими алкогольными потребностями и низкими финансовыми возможностями. Еще раз подчеркнем, мы не готовы давать «готовые» рецепты, это не наш профиль. Мы изучаем структурные изменения рынка и в своих ежеквартальных отчетах даем рекомендации бизнесу по дальнейшему развитию. Поэтому мы лишь констатируем сложившуюся сегодня ситуацию и ее причины. Уровень жизни значительной части населения России в кризис и после него останется низким. Еще раз подчеркнем: бедное население не перешло с нелегальной водки на легальную (с 30-40 на 85-100 руб. не потому, что его абсолютно не интересует собственный социальный статус, и не потому, что ему всегда готовы предложить нелегальную водку и суррогат по доступной для него цене в необходимом объеме), а именно потому что у него есть объемный запрос (пусть и завышенный) и ценовое ограничение, определяемое уровнем его доходов. Реально, населения с доходом менее 5 000 руб. в России не менее 35 млн человек, а ниже 7 000 на душу в месяц не менее 55 млн человек. Это огромная армия реально существующих потребителей, которая и составляет костяк потребления 140 млн дал нелегальной водки и суррогатов в 2009 г. Кто пьет суррогаты, для них и водка уже премиум. Государство, сознательно забывая об этой группе потребителей (а проблема доступа для всех социальных категорий населения легального алкоголя решена в любой стране; пусть и разыми методами), поддерживает рынок нелегальной водки многие годы. Создавая базу для коррупции в объеме 1,5 – 2 млрд дол в год. Пусть государство делает для этой группы на госзаводах (монопольно) легальную безакцизную водку невысокого качества и продает в рознице по 35 рублей (не дороже) из спирта «Экстра», жесткую, а не мягкую. Жесткая водка в советское время была в порядке вещей. Сегодня ее такую будут пить только представители нижнего контингента. И не перейдут на эту водку потребители водки по минимальной легальной цене – в 85-90 руб., как не делают этого сегодня (пока им позволит финансовое состояние). В этой ситуации проблема максимальной легализации будет решена. Больше пить ее не будут. А доступ молодежи к алкоголю надо не ценой регулировать, а запретом на продажу и потребление с серьезными карательными мерами как для продающего, так и для потребляющего. И можно уже будет государству спокойно регулировать весь рынок. И одновременно пропагандировать трезвость для нормальных людей. И после этого можно устанавливать минимальную цену для хорошей водки. И бороться с региональным сепартизмом. Кто скажет, что и это предложение утопия. Пусть. Но либо мы официально признаем существование этих потребителей, либо нет. Чтобы государство не делало на алкогольном рынке, оно всегда при нашем жутком социальном расслоении будет упираться в растущий класс (группу) малоимущих. И если производители всех видов продукции имеют легальный, но рынок фальсифицированной продукции (производители колбасы могут положить 2% мяса в колбасу и дать ее малоимущим, то легальный крепкий алкоголь для малоимущих не предусмотрен; даже легальный винный напиток под названием «вино» для них по 50 руб. за 1 л российский винный рынок делает, а крепкого - нет).
Небольшое отступление перед третьей реалией. А почему бы нам не ввести такие ограничения (можете считать это предложениями «ЦИФРРА»):
- набрать в органы контроля (милицию и т.д.) честных и принципиальных людей – по спецпартийному набору из членов партии «Единая Россия» и «Справедливая Россия» (как «двадцатипятитысячников» в период коллективизации);
- запретить продажу и употребление алкоголя лицам, не достигшим 21 года. Работникам розничной торговли разрешить проверку документов у лиц, возраст которых может вызвать сомнение у продавца. Ввести уголовную ответственность для продавцов, осуществляющих продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года;
- запретить продажу любой алкогольной продукции в местах повышенной опасности, в частности на транспорте (в самолетах и поездах). Запретить доступ на транспорт лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Запретить доступ в самолеты лиц, в ручной клади которых находится алкоголь;
- запретить розничные продажи алкогольной продукции по воскресеньям или праздничным дням, предшествующим рабочему дню (за исключением системы общественного питания). Разрешить розничные продажи алкоголя в магазинах в прочие дни с 11.00 до 21.00.
- ввести пиво в состав алкогольной продукции.
- разрешить продажи алкогольной продукции только в стационарных магазинах, площадь которых превышает 50 кв м. В сельской местности исключения могут делаться по решению местных администраций.
- восстановить систему принудительного лечения граждан (лечебно – трудовые профилактории);
- вести уголовную ответственность за производство нелегальной алкогольной продукции (после создания программы производства легальной безакцизной на условиях госмонополии алкогольной продукции для малоимущих слоев населения);
- разработать государственную программу на 2010 – 2030 г.г. по преодолению пьянства и алкоголизма путем постепенного изменения структуры потребления населения, для чего обеспечить долгосрочную государственную поддержку отечественному виноградарству и виноделию в южных регионах России, что одновременно позволит решить и социальные проблемы в этих районах.
- запретить любую рекламу алкогольной продукции в СМИ (включая Интернет), а также на кабельных каналах ТВ и т.д. Запретить дистанционные розничные продажи алкоголя через Интернет. Разрешить рекламу только в местах продаж алкоголя и в профильных СМИ;
- в целях безопасности окружающих и развития личной ответственности граждан запретить появление лиц в нетрезвом состоянии на улице. Ввести для лиц старше 21 года подобной категории в виде формы воздействия помимо денежного штрафа обязательные общественные работы в течение 30 часов в нерабочее время;
- для детей и подростков старше 14 лет, замеченных в употреблении алкоголя, ввести обязательное участие в общественных работах в течение 20 часов во внеучебное время; .
- органам контроля безукоснительно обеспечить выполнение требований;
Ну, а теперь идем дальше.
- Третья реалия - правильно расставить акценты в начавшейся бессистемно антиалкогольной компании. Понимание того, что в реалии компания 1985- 1990 г.г. снизила в 2 раза лишь официальные показатели потребления, а не реальные, и что эта компания была лишь одним из факторов роста продолжительности жизни (мы, как свидетели того периода в разумном возрасте, продолжаем настаивать на том, что росту продолжительности жизни в не меньшей степени способствовала надежда на дополнительное серьезно улучшение уровня жизни в ходе перестройки). Фактор социальной надежды был не менее важным в тот период. А в результате ошибочности антиалкогольной политики государства в тот период мы получили следующее. Антиалкогольная компания дала старт резкому изменению в худшую сторону структуры потребления алкоголя в России. Еще раз эти вечные цифры: 1980-1984 г.г.: вино – более 20 л (и даже крепленые вина – на натуральной основе- винограда на все хватало, и еще везли из Алжира виноматериал – 30% объема); 13-14 л крепкого алкоголя и самогона; 25 л пива; структура- виноводочная. В 1986- 1989 объем легального потребления водки уже практически равен потреблению вина (при этом объем домашнего производства в тот период не поддается учету; у вашего покорного слуги, который не являлся большим поклонником алкоголя постоянно стояли дома 2-3 трехлитровые банки с домашним вином и медицинской перчаткой на горлышке). А уж сколько гнали в тот период самогона… Надо быть очень наивным, чтобы пользоваться в оценке реального потребления статцифрами того периода (Таблица с этими данными ниже). 1991- 1995: вина – 3 л; 14-15 л крепкого и суррогатов; 17-18 л пива. Кризис окончательно и надолго закрепил северную модель нашего потребления. А с 1995 г. рынок повели (как Сусанин) западные пивные компании в пивном направлении, не в ущерб ни крепкому алкоголю, ни САН, а лишь – вину. Так и шли мы до кризиса 2008 г. Поэтому третьей реалией должно быть понимание государством простой истины: рынок сам в алкоголе (если есть желание как-то снизить эту напасть) ничего не отрегулирует на уровне спроса и предложения. Надо влезать в структуру и регулировать на уровне структуры потребления акцизной политикой и т.д. В САН уже влезли глубоко; в пиво только собираются занырнуть. Но пока еще нет понимания- что и с чем из напитков реально конкурирует и может конкурировать уже на уровне потребителя в разных социальных слоях. Придется и до классовой структуры общества дойти. Мы через алкогольный рынок вышли в 2006 г. к неизбежности глобального экономического кризиса на фондовом рынке. Очень полезно изучать алкогольный рынок.
Таблица 1. Среднедушевое потребление легальной алкогольной продукции в России с 1970 по 1995 г.г.
Дополнительная информация:
html
Возврат к списку
Other records:
«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).
Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".
Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают
За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.
Пивной обзор третьей недели ноября
Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.
Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина
Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?
Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день
5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.
Реклама:
Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/html/bitrix/templates/print/footer.php on line 11