Портал алкогольной продукции

Теги
Поиск по сайту
Подпишитесь на новости

сегодня: 21/10/2017

Статьи

"Алкоголизация России" -  ложь "во благо"? 07.09.2009

"Алкоголизация России" - ложь "во благо"?


Лейтмотивом заявлений экспертов-антиалкогольщиков является следующее: «Рост смертности неизбежен, если будут сохранены прежние акцизы». По их мнению, если не увеличить акцизы на 30%, крепкий алкоголь будет более доступен для населения, а общая смертность в России в результате вырастет на 350 тысяч человек в год.

Разумной ценой на водку эксперты считают 250 рублей, поскольку в Польше 500 руб. - и это снизило там потребление крепкого алкоголя и увеличило продолжительность жизни.

Эксперты уверены, что правительственное решение об отказе повысить акцизные ставки на крепкий алкоголь унесет в  России  2, 5 млн. жизней течение последующих пяти лет. Согласно исследованиям ВОЗ, подъем акцизов на алкоголь - это самый эффективный способ снижения уровня заболевания алкоголизмом среди населения; поэтому никто сейчас в мире почти не снижает акцизы на алкоголь.

Цена на водку, которая, по мнению общественников, поможет решить проблему с алкоголизацией страны и, соответственно, снизить смертность населения, составляет 250 руб. - но повышение цены должно происходить постепенно. Если повысить действующие  акцизы на алкоголь на 100%, то стоимость одного литра водки составит всего 150 руб., подсчитали они.  
 
Эти «эксперты» считают, что  ценовая структура сегодня толкает наше российское население к тому, чтобы пить водку - и высказываются за значительное повышение цены на крепкий алкоголь.

Поэтому – некоторые комментарии. Алкоголизация – проблема, с которой надо бороться разумными государственными решениями. Подробно уже надоело на эти темы писать (не о ценовых причинах алкоголизации России, а о социально – экономических).

Конечно, потеря 2,5 млн. человек – факт страшный по своей эмоциональности. И он «убивает наповал» - хотя к реальности не имеет отношения и является плодом  воображения самих общественников.

Прежде всего - абсолютное большинство из этих 2,5 млн человек, на которых сократится население России в ближайшие 4 года, в своей жизни в разной степени были потребителями алкоголя.  И алкоголь – лишь одна из причин смерти.  Безусловно – важная. Но кто виноват в том, что алкоголь из элемента  радости (для чего он и существует) превратился в элемент смерти? Только наша жизнь. В который раз приведем собственный афоризм: «Отравлению алкоголем предшествует отравление жизнью». И не мифическая цена и мифическая доступность легального алкоголя тому причина.

  Алкогольный бизнес не виноват в том, что государство не выполняет свои прямые обязанности и не защищает население от нелегальной, фальсифицированной и суррогатной продукции.

 «Эксперты» постоянно отмечают, что водочное лобби искажает цифры. Они считают, что в кризис в России стали меньше пить и травиться алкоголем. Пришли они к таким обнадеживающим выводам на основании данных Росстата.

Сочувствуем общественникам и их источникам - кстати, по Росстату у нас и средняя зарплата у нас в июле по России всего 18,9 тыс. руб., и минимальная статистическая продовольственная корзина 2,5 тыс. руб. и многое другое. При пользовании данными Росстата надо постоянно включать мозги.

На цифрах убедительно доказано, что относительная цена на легальную  водку в России и Финляндии со Швецией практически идентичны относительно уровня средних зарплат, а относительно минимальных зарплат наша водка в 1,5 раза дороже, то упоминать эти страны в качестве примера «борцы» прекратили. Но Польшу упоминают, как последний антиалкогольный тезис.

Итак, Польша. До реформы в 2002- 2003 г. потребление легальной водки (а уж в Польше нелегальной водки и самогона много – страна сельскохозяйственная, всегда было и будет сколько надо)  в Польше составляло 230 – 240 млн. литров в год. Подняли серьезно акцизы - потребление легальной водки упало примерно до 200 млн. л. в год (примерно на 20%). Но – ровно на 3 года; а уже в 2006 потребление легальной продукции при высоком уровне акциза восстановилось до уровня 240 млн. л.

А теперь неприятно удивим «борцов». Ценовая недоступность водки в Польше – миф. Пьют водки теперь они столько же; пива – больше; вина практически не пьют; а живут дольше; значит не столько алкоголь был причиной польских  бед, а что-то еще… 

Итак, прежде всего поговорим о минимальных зарплатах. Россия – пока 4,3 тыс. руб. (в Москве около 7 000 руб.), то есть около 96 евро. В странах ЕС - как правило, это не менее 800 евро. Ирландия - 1 462 евро; Бельгия - 1 387 евро. Теперь бедные станы: Болгария - 123 евро; Румыния - 153 евро; Латвия - 232 евро; Литва - 254 евро; Польша – 281 евро; Турция - 319 евро.

Водка в Польше стоит от 5 дол. за бутылку и выше (местная). Это не 500 руб. Пусть – от 160 руб. «Немирофф» – по 10 дол; «Абсолют»- по 11 дол; «Финляндия»- по 14 дол. и т.д. 

Давайте уж будем честны, если собрались выяснять причины алкоголизации, приводя  успехи в других странах (а оказывается  в результате, что их нынешняя ценовая «недоступность» - на уровне нашей «сверхдоступности» относительно уровня доходов населения). 

Итак: минимальные зарплаты. Наша - 96 евро; польская- 281 евро.  Польская выше нашей в 2,93 раза. Наша легальная водка - 85,9 руб.; польская – 160 руб. Польская дороже в 1,86 раза. Заметно, что наша водка относительно уровня минимальной зарплаты дороже в 1,5 раза.

Но осмотрим на средние зарплаты. Готовы даже взять мифическо – статистическую  среднюю для России зарплату в 18,9 тыс. руб.  в июле 2009 г. Средняя зарплата в Польше – около 3 000 злотых, или 940 дол., или 30,1 тыс. руб. Польская выше российской в 1,59 раза. При этом  соотношение цены водки не изменилось -  польская дороже в 1,86 раза. Наша относительно средних зарплат на 15% сегодня дешевле (но реально–то средняя зарплата явно завышена). Чтобы уничтожить эту относительную разницу (чего так хотят «борцы»), надо всего лишь выполнить в 2010 и 2011 пункты существующей акцизной программы, предусматривающий  рост на 10% ставки акциза в год (если это позволит сделать социально- экономическое положение населения).  

Ну, пора бы уже более серьезно посмотреть на процессы алкоголизации страны не только  с медицинской точки зрения - а глубже и серьезнее. Мы уже говорили, что как только звучат цифры о миллионах, загубленных алкоголем, сталинскими репрессиями и т.д., то мозги тут же отключаются и уходят в эмоциональную плоскость. Медицинский аспект помогает осознать серьезность проблематики; а дальше начинаются одни эмоции. И ни одной разумной реальной меры.

А разумной может быть только одна (помимо запретов на возраст, пол, время и т.д.) – постепенное изменение структуры потребления. Надо осознать, что 75% взрослого  населения России не откажутся от алкоголя в ближайшие 10 - 15 лет.

В странах, которые хорошо жили до кризиса (это главное условие успеха реформы), были попытки при сохранении прежнего уровня потребления в абсолютном алкоголе сместить потребление в сторону низкоалкогольной продукции. Но не так, как было сделано в России (потребление пива выросло в 5,5 раз и 4 раза относительно советского периода при сохранении уровня крепкого алкоголя и его суррогатов на прежнем уровне и спаде потребления вина  в 3,5 раза относительно советского периода).

В Польше вина как не пили, так и не пьют (и не будут) – 2 л в год на душу: их приучали той реформой к пиву.  И в России приучали к пиву - при том, что у нас была собственная  хорошо развитая винная культура потребления (пусть не элитных, но натуральных вин в советский период).

Так что  сценарий борьбы с алкоголизацией должен быть не эмоциональным, а разумным.

Еще раз поясним  - мы не против борьбы с алкоголизацией; мы против бездумных мер, которые ухудшат ситуацию.  Бездумное повышение цен на легальный алкоголь в России приведет к сохранению прежнего уровня потребления; вырастут нелегальный и суррогатный сегмент и все. Смысла в этом никакого нет. Есть программа постепенного повышения ставки акциза; она тоже бессмысленна в плане борьбы с алкоголизацией (в России давно алкоголь относительно других стран очень дорог – относительно уровня цен на алкоголь и зарплат, а то, что алкоголь дешев относительно колбасы - так это следствие отсутствия нормального регулирования всей экономики в России и очень высоких относительно зарплат цен на колбасу. Россией все эти годы правит не здравый смысл, а экономическая стихия), но хотя бы сохраняла баланс до поры до времени между легальным и нелегальным рынком на уровне 70% на 30%.

ЦИФРРА




html

Возврат к списку


Другие записи:

«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).  «ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).

Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".




Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают

За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.

Пивной обзор третьей недели ноября Пивной обзор третьей недели ноября

Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.

Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина

Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?

Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день

5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.


Версия для печати
Новости сайта RSS  Алко NEWS



Дни рождения


Новости сайта  Каталог фирм
Название компанииТип продукции
Игровые слоты (ООО) Другой крепкий алкоголь, Плодово-ягодные вина, Игристые вина/шампанское, Водка
Общество с ограниченной ответственностью "Стрела" (ООО) Водка
Донской Дом тары (ООО) Упаковка, Стекло