Статьи
07.09.2009
"Алкоголизация России" - ложь "во благо"?
Лейтмотивом заявлений экспертов-антиалкогольщиков является следующее: «Рост смертности неизбежен, если будут сохранены прежние акцизы». По их мнению, если не увеличить акцизы на 30%, крепкий алкоголь будет более доступен для населения, а общая смертность в России в результате вырастет на 350 тысяч человек в год.
Разумной ценой на водку эксперты считают 250 рублей, поскольку в Польше 500 руб. - и это снизило там потребление крепкого алкоголя и увеличило продолжительность жизни.
Эксперты уверены, что правительственное решение об отказе повысить акцизные ставки на крепкий алкоголь унесет в России 2, 5 млн. жизней течение последующих пяти лет. Согласно исследованиям ВОЗ, подъем акцизов на алкоголь - это самый эффективный способ снижения уровня заболевания алкоголизмом среди населения; поэтому никто сейчас в мире почти не снижает акцизы на алкоголь.
Цена на водку, которая, по мнению общественников, поможет решить проблему с алкоголизацией страны и, соответственно, снизить смертность населения, составляет 250 руб. - но повышение цены должно происходить постепенно. Если повысить действующие акцизы на алкоголь на 100%, то стоимость одного литра водки составит всего 150 руб., подсчитали они.
Эти «эксперты» считают, что ценовая структура сегодня толкает наше российское население к тому, чтобы пить водку - и высказываются за значительное повышение цены на крепкий алкоголь.
Поэтому – некоторые комментарии. Алкоголизация – проблема, с которой надо бороться разумными государственными решениями. Подробно уже надоело на эти темы писать (не о ценовых причинах алкоголизации России, а о социально – экономических).
Конечно, потеря 2,5 млн. человек – факт страшный по своей эмоциональности. И он «убивает наповал» - хотя к реальности не имеет отношения и является плодом воображения самих общественников.
Прежде всего - абсолютное большинство из этих 2,5 млн человек, на которых сократится население России в ближайшие 4 года, в своей жизни в разной степени были потребителями алкоголя. И алкоголь – лишь одна из причин смерти. Безусловно – важная. Но кто виноват в том, что алкоголь из элемента радости (для чего он и существует) превратился в элемент смерти? Только наша жизнь. В который раз приведем собственный афоризм: «Отравлению алкоголем предшествует отравление жизнью». И не мифическая цена и мифическая доступность легального алкоголя тому причина.
Алкогольный бизнес не виноват в том, что государство не выполняет свои прямые обязанности и не защищает население от нелегальной, фальсифицированной и суррогатной продукции.
«Эксперты» постоянно отмечают, что водочное лобби искажает цифры. Они считают, что в кризис в России стали меньше пить и травиться алкоголем. Пришли они к таким обнадеживающим выводам на основании данных Росстата.
Сочувствуем общественникам и их источникам - кстати, по Росстату у нас и средняя зарплата у нас в июле по России всего 18,9 тыс. руб., и минимальная статистическая продовольственная корзина 2,5 тыс. руб. и многое другое. При пользовании данными Росстата надо постоянно включать мозги.
На цифрах убедительно доказано, что относительная цена на легальную водку в России и Финляндии со Швецией практически идентичны относительно уровня средних зарплат, а относительно минимальных зарплат наша водка в 1,5 раза дороже, то упоминать эти страны в качестве примера «борцы» прекратили. Но Польшу упоминают, как последний антиалкогольный тезис.
Итак, Польша. До реформы в 2002- 2003 г. потребление легальной водки (а уж в Польше нелегальной водки и самогона много – страна сельскохозяйственная, всегда было и будет сколько надо) в Польше составляло 230 – 240 млн. литров в год. Подняли серьезно акцизы - потребление легальной водки упало примерно до 200 млн. л. в год (примерно на 20%). Но – ровно на 3 года; а уже в 2006 потребление легальной продукции при высоком уровне акциза восстановилось до уровня 240 млн. л.
А теперь неприятно удивим «борцов». Ценовая недоступность водки в Польше – миф. Пьют водки теперь они столько же; пива – больше; вина практически не пьют; а живут дольше; значит не столько алкоголь был причиной польских бед, а что-то еще…
Итак, прежде всего поговорим о минимальных зарплатах. Россия – пока 4,3 тыс. руб. (в Москве около 7 000 руб.), то есть около 96 евро. В странах ЕС - как правило, это не менее 800 евро. Ирландия - 1 462 евро; Бельгия - 1 387 евро. Теперь бедные станы: Болгария - 123 евро; Румыния - 153 евро; Латвия - 232 евро; Литва - 254 евро; Польша – 281 евро; Турция - 319 евро.
Водка в Польше стоит от 5 дол. за бутылку и выше (местная). Это не 500 руб. Пусть – от 160 руб. «Немирофф» – по 10 дол; «Абсолют»- по 11 дол; «Финляндия»- по 14 дол. и т.д.
Давайте уж будем честны, если собрались выяснять причины алкоголизации, приводя успехи в других странах (а оказывается в результате, что их нынешняя ценовая «недоступность» - на уровне нашей «сверхдоступности» относительно уровня доходов населения).
Итак: минимальные зарплаты. Наша - 96 евро; польская- 281 евро. Польская выше нашей в 2,93 раза. Наша легальная водка - 85,9 руб.; польская – 160 руб. Польская дороже в 1,86 раза. Заметно, что наша водка относительно уровня минимальной зарплаты дороже в 1,5 раза.
Но осмотрим на средние зарплаты. Готовы даже взять мифическо – статистическую среднюю для России зарплату в 18,9 тыс. руб. в июле 2009 г. Средняя зарплата в Польше – около 3 000 злотых, или 940 дол., или 30,1 тыс. руб. Польская выше российской в 1,59 раза. При этом соотношение цены водки не изменилось - польская дороже в 1,86 раза. Наша относительно средних зарплат на 15% сегодня дешевле (но реально–то средняя зарплата явно завышена). Чтобы уничтожить эту относительную разницу (чего так хотят «борцы»), надо всего лишь выполнить в 2010 и 2011 пункты существующей акцизной программы, предусматривающий рост на 10% ставки акциза в год (если это позволит сделать социально- экономическое положение населения).
Ну, пора бы уже более серьезно посмотреть на процессы алкоголизации страны не только с медицинской точки зрения - а глубже и серьезнее. Мы уже говорили, что как только звучат цифры о миллионах, загубленных алкоголем, сталинскими репрессиями и т.д., то мозги тут же отключаются и уходят в эмоциональную плоскость. Медицинский аспект помогает осознать серьезность проблематики; а дальше начинаются одни эмоции. И ни одной разумной реальной меры.
А разумной может быть только одна (помимо запретов на возраст, пол, время и т.д.) – постепенное изменение структуры потребления. Надо осознать, что 75% взрослого населения России не откажутся от алкоголя в ближайшие 10 - 15 лет.
В странах, которые хорошо жили до кризиса (это главное условие успеха реформы), были попытки при сохранении прежнего уровня потребления в абсолютном алкоголе сместить потребление в сторону низкоалкогольной продукции. Но не так, как было сделано в России (потребление пива выросло в 5,5 раз и 4 раза относительно советского периода при сохранении уровня крепкого алкоголя и его суррогатов на прежнем уровне и спаде потребления вина в 3,5 раза относительно советского периода).
В Польше вина как не пили, так и не пьют (и не будут) – 2 л в год на душу: их приучали той реформой к пиву. И в России приучали к пиву - при том, что у нас была собственная хорошо развитая винная культура потребления (пусть не элитных, но натуральных вин в советский период).
Так что сценарий борьбы с алкоголизацией должен быть не эмоциональным, а разумным.
Еще раз поясним - мы не против борьбы с алкоголизацией; мы против бездумных мер, которые ухудшат ситуацию. Бездумное повышение цен на легальный алкоголь в России приведет к сохранению прежнего уровня потребления; вырастут нелегальный и суррогатный сегмент и все. Смысла в этом никакого нет. Есть программа постепенного повышения ставки акциза; она тоже бессмысленна в плане борьбы с алкоголизацией (в России давно алкоголь относительно других стран очень дорог – относительно уровня цен на алкоголь и зарплат, а то, что алкоголь дешев относительно колбасы - так это следствие отсутствия нормального регулирования всей экономики в России и очень высоких относительно зарплат цен на колбасу. Россией все эти годы правит не здравый смысл, а экономическая стихия), но хотя бы сохраняла баланс до поры до времени между легальным и нелегальным рынком на уровне 70% на 30%.
ЦИФРРА
Дополнительная информация:
html
Возврат к списку
Other records:
«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).
Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".
Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают
За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.
Пивной обзор третьей недели ноября
Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.
Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина
Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?
Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день
5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.
Реклама:
Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/html/bitrix/templates/print/footer.php on line 11