Портал алкогольной продукции

Теги
Поиск по сайту
Подпишитесь на новости

сегодня: 23/10/2017

Статьи

Пиво страшно угрожает алкогольному рынку? 13.11.2010

Пиво страшно угрожает алкогольному рынку?


Вопрос с пивом для нашей власти - вопрос политический, но с экономическом подтекстом. В  первом чтении депутаты Госдумы решили сделать пиво полноценным алкогольным напитком, убрать фразу из профильного закона о том, что оно не регулируется этим законом. Кстати, придется менять тогда и начало проекта технического регламента на пиво, где все начинается с того, что пиво - неалкогольный напиток. Есть интересные моменты: вот в Украине виноградное вино будет признано пищевым продуктом в скором времени, хотят этого и винники России. А как в таком случае быть с пивом? Разберутся.

В первом чтении депутаты доказали свою пламенность в борьбе с алкоголизацией пивом населения (прежде всего, молодежи) России. Хотели в пылу даже возраст сдвинуть продажи алкоголя - лицам до 21 года и старше (но, видимо, вовремя вспомнили, что эти граждане с 18 до 21 их тоже выбирали). Пиво = алкоголь. Это всех устроит. Даже пивоваров (хотя «Очаково» тут же опубликовало материал «Почему пиво нельзя приравнивать к алкогольной продукции. До Госдумы не доходит», где основной упор делается на падение пива в 2010 и рост водки.

Но правильный подсчет говорит о том, что производство пива в январе-сентябре снизило свое падение до -4,3% с -44% в январе, а вот рынок легальной водки и ЛВИ упал на 2% за этот период. И уж точно водка никак не конкурирует с пивом по цене. И при чем здесь сравнение стоимости 1 градуса пива и водки?

А дальше начинается самое интересное - на каких условиях пиво станет полноценным алкоголем, как оно будет регулироваться? Вот это очень важный вопрос и для нашего алкогольного рынка в целом. Дело в том, что в третьем чтении может быть принято совсем не то, что сегодня написано в законопроекте. Могут ограничиться «политической составляющей». И в этом нет никакой победы водки над пивом. Пиво остается самым дешевым алкогольным напитком.

В который раз подчеркну: еще весной я писал, что пиву выгодно, чтобы депутаты как можно скорей (в весеннюю сессию) рассмотрели законопроект - тогда, например, по итогам января-марта падение производства (из-за перепроизводства в ноябре - декабре 2009) было -15%. И тогда же я писал, что осенью отставание составит не более 5%. Зимне-весеннее падение могло смягчить «ненависть» к пиву депутатов.

Главные вопросы после первого чтения - подчиненность; лицензирование; спецмарка и ЕГАИС; порядок и место продаж; реклама. Именно в такой последовательности. При этом я не стесняюсь признаться, что сам пиво люблю, но пишу про пиво в связи с желанием объективно-субъективно разобраться в вопросе. Я думаю, что действия государства на алкогольном рынке в отношении западных компаний - не будут препятствовать развитию западных инвестиций в Россию в целом, если только сами эти компании не начнут на западе «компанию» в свою защиту. Руководство России оправдается перед западом «глобальностью» алкогольной проблемы в государстве. А еще сможет привести данные по закрытию российских алкогольных компаний в 2011 году.

Здесь хотелось бы привести еще одну мысль. О падении пивного потребления и производства в России. Мне неизбежность этого процесса стала понятна еще в 2004 году, когда я в первый раз (желая посмотреть перспективу развития потребления алкоголя в России за счет демографических факторов) посмотрел на рождаемость в 1990 - 1995 гг. И тогда же написал в первый раз о будущих демографических кризисах алкогольного рынка. Но надо было уже тогда разбить эти кризисы на этапы, чего я не сделал, а определил временные пороги только для вина и крепкого алкоголя, которыми тогда занимался (продавал). О демографических причинах алкогольный бизнес предпочитает молчать, поскольку в этом случае надо признаться - пить твою продукцию начинают значительно раньше 18 лет. При разрешении с 21 года ничего в России в этом плане не изменится, но звучать будет хорошо.

Первый этап демографического алкогольного кризиса: демографическое сокращение прихода молодежи в алкоголь. Поскольку потребление пива и САН в основном начинается с 15 лет, то падение этих рынков должно было начаться примерно с 2006 - 2007 гг. (даже если бы государство ничего не предприняло - как с акцизом на САН, правда - не было бы такого резкого обвала). Падение САН в 2010 году к 2004-2005 составит около 30%. Причины разные - но 15% я отдаю демографическим причинам в 2005 - 2010. И падение пивного рынка (а у нас экспорт был равен импорту пива - по 2% примерно) - то есть пивного производства было неизбежно с 2006 г. Пивной рынок за счет слишком быстрого развития (в 5,5 раз с 1995 по 2007) и мощной рекламы имел огромную инерцию, что показало начало падения пивного производства лишь в 1 полугодии 2008 к 1 пг 2007 (-5,5%), однако лето снизило падение (по итогам января-сентября 2008 падение составило всего 0,3%).

Пивной рынок был «спасен» от начала нормального и закономерного демографического падения (которое проходило бы в спокойном темпе - по 2% - 2,5% в год) кризисом, а позднее - незначительно - ростом ставки на 200% акциза (в бутылке пива с 1,5 руб. до 4,5 руб.). И сегодня, на мой взгляд, главная объективная причина закономерного падения пивного рынка - демографическая (в 1990 - 1995 г.г. было рождено в 2 раза меньше молодежи). Постепенно эта причина выйдет на рынок вина и крепкого алкоголя. Но это уже другая история.

А теперь опять «к нашим пивным баранам»:

- Подчиненность - пиво должно перейти в ведение РАР. И этого, конечно, пивная отрасль не хочет по понятным причинам. Это разрушит всю выстроенную систему пивного лоббизма за последние 15 лет. Добавляет в цепочку совершенно новое, непонятное звено. Тем более, что Госдума уже не может в период очередной антиалкогольной компании сохранять прежнюю лояльность к пиву.

- Лицензирование производства, опта, розницы - вроде бы собираются ввести временный спецрежим лицензирования; во что он выльется, не очень понятно. На днях позвонил мой старый товарищ и заметил: а ведь пивные компании, будучи приравненными по системе лицензирования к обычным алкогольным, «могут сделать алкогольных дистрибуторов». Они работают эффективнее - у них идет сражение даже не за рубли, а за копейки. И система их дистрибуции значительно мощнее алкогольной; в России крупных пивных дистрибуторов около 300. Поэтому нам-то сегодня, пожалуй, выгоднее особый режим лицензирования пивных компаний, не допускающий равенства их прав с алкогольными дистрибуторами, чтобы они наш рынок не «задушили» своими возможностями. Пивоторговцы  (оптовики) просто своего счастья не понимают в приравнивании к алкоголю: им гораздо проще будет добавить в ассортимент алкоголь, чем наоборот. РАРу в такой ситуации проще будет задушить больше «дистрибуторов - алкоголиков», получив дополнительную лояльность «пивняков-прозападников» для продвижения частно-государственной алкогольной продукции через бывших дистрибуторов пива (как обычного алкоголя). С лицензированием пивных киосков вопрос особый.

- Спецмарка и ЕГАИС - в первом чтении еще шла речь о марках и ЕГАИС, но, пожалуй - к третьему этот пункт, скорей всего, уберут.

- Порядок и место продаж - в худшем случае уберут пиво из киосков (при этом пока, вроде бы, планируют убрать только пиво крепче 5%, но его не более 5% объема на рынке - значит, все останется по-старому в киосках). Перенос всего пива в магазины - незначительно сократит потребление пива. Если же весь алкоголь (в т.ч. - вино, пиво, САН) запретят продавать ночью, все вместе даст падение не более 5%. На него уже будет накладываться демография. А оборот магазинов вырастет - как это произошло в Белоруссии. Только вот там безработицы российской нет, а наши ларечники куда пойдут?

- Реклама - а это как раз вообще не важно. Если убрать рекламу с ТВ, но оставить пиво до 5% в киосках, то пострадает не пиво, а ТВ и т.д. А вот магазины (если все пиво уберут из киосков) могут превратиться в рекламные площадки для сплошной пивной рекламы...
В общем, подождем. Посмотрим - когда будут проводить второе и третье чтения. Вряд ли раньше весны. Вся работа только начинается. Политически депутаты «засветились», мы все это оценили...

Вадим Дробиз
Руководитель агентства ЦИФРРА



html

Возврат к списку


Другие записи:

«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).  «ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).

Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".




Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают

За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.

Пивной обзор третьей недели ноября Пивной обзор третьей недели ноября

Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.

Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина

Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?

Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день

5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.


Версия для печати
Новости сайта RSS  Алко NEWS



Дни рождения


Новости сайта  Каталог фирм
Название компанииТип продукции
Игровые слоты (ООО) Другой крепкий алкоголь, Плодово-ягодные вина, Игристые вина/шампанское, Водка
Общество с ограниченной ответственностью "Стрела" (ООО) Водка
Донской Дом тары (ООО) Упаковка, Стекло