Портал алкогольной продукции

Теги
Поиск по сайту
Подпишитесь на новости

сегодня: 17/08/2018

Алкоголь крупным планом

Третий прыжок через пропасть 09.09.2009

Третий прыжок через пропасть

Знаете, как перепрыгнуть пропасть шириной 15 метров?  Легко - в три прыжка! Не верите? А попробуйте, вдруг выйдет. Ведь пробует же российское правительство в третий раз  возродить ЕГАИС – и ничего…

Вот, например,  в Минфине подготовлен проект доклада Владимира Путина на имя Дмитрия Медведева, касающийся предложений по оптимизации работы Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Считайте:  первый «прыжок» - создание системы, хотя многие эксперты говорили, что она работать не будет. Второй «прыжок» -  ее «улучшение», когда из ЕГАИС исключили оптовое звено. И вот третий «прыжок» - оптимизация.

Прежде, чем поручить В. В. Путину  подготовить доклад, Медведев встретился с предпринимателями - и дал поручение проанализировать эффективность работы ЕГАИС, на основе чего внести предложения по ее совершенствованию. Указание было снизить затраты предпринимателей. Они уже потеряли 2,5 миллиарда долларов - и Президент решил их пожалеть немного… 

Пожалеть-то президент – пожалел. Но что из этого может выйти… В минфиновском докладе предлагается ЕГАИС «переориентировать на контроль и учет оптовых и розничных продаж», а также «реализовать функции мобильного контроля для подтверждения легальности алкогольной продукции в розничной торговле и общественном транспорте».

В принципе, мысль великолепная – контролировать каждую проданную бутылку. Портал alcohole.ru за это предложение голосует всеми руками и ногами. Но – опять Минфин чуть-чуть «не допрыгнул». И через несколько лет будем ждать еще одного, четвертого прыжка, уж с помощью которого наше государство точно начнет получать деньги с алкоголя. Мы – о выплате акцизов розницей…

А то, что получается – акцизы платят производители, а ЕГАИС контролирует торговлю. В итоге получается разрыв между объемами официально произведенной водки – и проданной (которой, разумеется, почти в два раза больше). И в мечтах Минфина видится благостная картина: налоговики вместе с милицией под звуки бравурного марша, с плещущими знаменами, стройными колоннами идут в магазины, где выявлен разрыв. А владельцы и продавцы этих магазинов, заранее стеная и плача, вопрошают «карающую длань государства» в лице вышепоименованных налоговой и милиции: «Веревку и мыло свои брать? Или выдадут за счет госпрограммы по борьбе с коррупцией?».

…Ну не верю я в эту благость! Хоть что делайте – не верю!  Потому что будет совсем по-другому. И цифры все будут «бить» точно – сколько произвели, столько и продадут официально. А все остальное так и останется «в тени». То есть как продавали в два раза больше водки, чем производили – так и будут продавать.

А теперь – почем все это обойдется отрасли? 

С 1 июля действие лицензий на программное обеспечение для ЕГАИС, разработанное НТЦ «Атлас», прекращено. А новое поручено сделать ГНИИВЦ ФНС России. Так вот - расценки нового разработчика оказались в 1,5-2 раза выше предыдущих, «атласовских» - в среднем это 100 тысяч рублей в месяц для одной компании.

…Блин, я восхищаюсь – так элегантно продавал продукцию только продавец воды в пустыне. Напомню: сидит один-единственный дядька с бидоном воды посреди Сахары и продает стакан по 100 тысяч долларов. Дорого? Базар большой – иди, ищи, где дешевле…

Отрасль выложила за «атласовские» разработки 2,5 миллиарда долларов. А теперь выложит за «налоговую» программу в два раза больше. Потому как никакая программа сразу не работает – ее доводить надо до ума. Вот и доведут…

Из-за слабости серверов, не способных обрабатывать огромное количество транзакций (в России работает около 2,5 тысячи алкогольных оптовиков и около 500 производителей) «атласовская» система регулярно давала сбои.

И участники алкогольного бизнеса уверены, что с новым программным обеспечением произойдет то же самое.

При этом «левый алкоголь» оптовики смогут просто не учитывать, а легальные поставки и так отражаются на этапе производства или импорта.

А теперь – по поводу переносных сканеров, которыми, по идее, должны обеспечиваться все точки, торгующие алкоголем. Отраслевой народ, уже горько наученный экспериментами ЕГАИС, уже не верит, что у государства хватит средств, собранных с отрасли, чтобы закупить мощные серверы и создать работающие сканеры. Растырят деньги – но систему не создадут. А потом, через три-четыре года еще раз соберут деньги на очередное совершенствование системы. И так далее…

Поэтому ряд специалистов, в частности, глава ЦИФРРА Вадим Дробиз, считают, что более эффективно контролировать розничное звено можно с помощью установления минимальных цен. «Но в правительстве фактически признают необходимость нелегального алкоголя, так как минимальная цена «белой» бутылки составляет примерно 100 рублей, что не может себе позволить до 35% населения»- считает Дробиз.

…Наверное, мы большие романтики, чем Вадим Дробиз. И потому надеемся, что государство все-таки сможет создать и надежное программное обеспечение (причем дешевле, чем «атласовское»), и серверы, и переносные сканеры, которые работают.
А что касается количества точек продажи алкоголя (имеется ввиду – крепкого), то их можно и подсократить – до разумных пределов, естественно. Сегодня «дебиторка» составляет по отрасли около 30%. Так вполне реально «прихлопнуть» те компании, которые хронически не платят.  И, кстати, ЕГАИС в этом может помочь производителям.

Однако государство начнет получать реальные деньги только тогда, когда начнет собирать акцизы с торговли. До этого ЕГАИС работать не будет. Вернее, будет – но, как и раньше, криво, косо и неточно.

И еще – о пиве…

В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на запрет розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук и лотков. 

Автор законопроекта - депутат-праворосс Антон Беляков, который еще в период весенней сессии внес ряд антиалкогольных инициатив, запрещающих рекламу пива на телевидении и повышающих допустимый возраст продажи пива с 18 до 21 года. 

Беляков регулярно заявляет, что в свое время государство предприняло ответственный шаг, запретив продажу в киосках водки и других крепких напитков.  Однако сейчас пиво и пивной алкоголизм представляет собой гораздо большую угрозу, ведь ему оказались особенно подверженными несовершеннолетние. Сейчас средний возраст начала употребления пива снизился до 10 лет. В свою очередь, пиво опасно тем, что больше, чем другие алкогольные напитки, вызывает привыкание, а пивной алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее и меньше всего поддается лечению.

Свою позицию Беляков подкрепляет следующими тезисами: анонимные опросы показали, что 90 процентов  подростков в возрасте от 13 лет покупают пиво именно в ларьках, особенно ночных, где продавцам по большей части все равно,  сколько лет покупателю, да и разглядеть из окошка палатки возраст покупателя, особенно в ночное время суток, очень тяжело. В то же время, как отмечают сами подростки, в крупных магазинах, особенно торговых сетях, купить пиво очень тяжело, все кассиры проходят жесткий инструктаж относительно запрета продажи пива детям. Именно поэтому запрет продажи пива в ларьках и палатках позволит существенно ограничить доступ детей к пиву, а в совокупности с предлагаемым мной запретом рекламы пива на телевидении сможет сломать в сознании подростков навязанный рекламодателями культ пива.

… Ну что можно сказать по поводу высказываний депутата Белякова?

Мы уважаем его позицию. Но вот «подтягивать» факты под идеи – не стоит. Во-первых, нет такого понятия, как «пивной алкоголизм». Алкоголизм есть – а пивного нет. Соответственно и не развивается он «в 3-4 раза быстрее» - потому как его просто нет. И пиво не вызывает более быстрого привыкания, чем другие напитки.

И совершенно непонятно, зачем надо убирать пиво из ларьков, если некоторые из продавцов нарушают правила торговли? Таких продавцов – ничтожный процент, потому как рискуют деньгами и местом работы немногие.

Есть такой анекдот: Вася палец вывихнул, а Коля его лопатой убил - чтобы не мучился Вася. Какая-то сталинская политика у Белякова получается: есть пиво – есть проблемы. Нет пива – нет проблем. По такой логике надо убрать из продажи клей, моющие средства, гуталин, зубную пасту, одеколоны, обезволивающие лекарства и еще тысячи и тысячи повседневных товаров.

Уважаемый товарищ депутат Антон Беляков! Понимаю, что Ваша позиция – искренняя. Но вот закрадывается у меня мысль, что эта позиция изрядно отдает «пиаром». В этом тоже нет ничего плохого. Просто хотелось бы, чтобы позиция Ваша была, все-таки, ближе к реальности, чем сейчас. А то Ваша борьба с пивом очень похожа на  борьбу с «белыми смертями»: солью и сахаром - поскольку соль приводит к гипертонии, а сахар  к диабету…

Михаил Смирнов


html

Возврат к списку


Комментарии:

NeVinodel, 09.09.2009 12:28:34 QUOTEИмя
Большие романтики. Не то слово.
Не стоит обнадеживать государство в том, что оно сможет хоть что-то создать.

Законы арифметики и физики отменить трудно, даже если в Госдуме иметь подавляющее большинство.

Романтики предлагают меры, затратив по 8-10 рублей на бутылку. Множим их на 5-7 миллиардов и получаем суммы превышающие акцизные сборы. А если это не за счет контролируемых организаций, как по закону должно быть?

Другие романтики упирают на сканеры, которые смогут все считать в процессе. Но они их видели в магазинах. Скорости магазинной ленты не сравнятся со скоростью поточной линии, а это уже законы физики...

Никто не хочет брать пример с Бразилии, где того же спирта производили еще в 2005 году в 30 раз больше чем у нас. И чем мы, как аборигены, хуже бразильских индейцев, что нас спаивают, а их нет. У нас есть ЕГАИС, а у них нет...


Ваше имя:
Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке:
Защита от автоматических сообщений

Версия для печати
Новости сайта RSS  Алко NEWS



Дни рождения


Новости сайта  Каталог фирм
Название компанииТип продукции
«Румекс Вижен» (ООО) Пиво
Пивоваренная компания Балтика (ООО) Пиво
Группа компаний "АРТЭКС" (ООО) Рекламные услуги