Портал алкогольной продукции

Теги
Поиск по сайту
Подпишитесь на новости

сегодня: 18/10/2018

Алкоголь крупным планом

Третий прыжок через пропасть 09.09.2009

Третий прыжок через пропасть

Знаете, как перепрыгнуть пропасть шириной 15 метров?  Легко - в три прыжка! Не верите? А попробуйте, вдруг выйдет. Ведь пробует же российское правительство в третий раз  возродить ЕГАИС – и ничего…

Вот, например,  в Минфине подготовлен проект доклада Владимира Путина на имя Дмитрия Медведева, касающийся предложений по оптимизации работы Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Считайте:  первый «прыжок» - создание системы, хотя многие эксперты говорили, что она работать не будет. Второй «прыжок» -  ее «улучшение», когда из ЕГАИС исключили оптовое звено. И вот третий «прыжок» - оптимизация.

Прежде, чем поручить В. В. Путину  подготовить доклад, Медведев встретился с предпринимателями - и дал поручение проанализировать эффективность работы ЕГАИС, на основе чего внести предложения по ее совершенствованию. Указание было снизить затраты предпринимателей. Они уже потеряли 2,5 миллиарда долларов - и Президент решил их пожалеть немного… 

Пожалеть-то президент – пожалел. Но что из этого может выйти… В минфиновском докладе предлагается ЕГАИС «переориентировать на контроль и учет оптовых и розничных продаж», а также «реализовать функции мобильного контроля для подтверждения легальности алкогольной продукции в розничной торговле и общественном транспорте».

В принципе, мысль великолепная – контролировать каждую проданную бутылку. Портал alcohole.ru за это предложение голосует всеми руками и ногами. Но – опять Минфин чуть-чуть «не допрыгнул». И через несколько лет будем ждать еще одного, четвертого прыжка, уж с помощью которого наше государство точно начнет получать деньги с алкоголя. Мы – о выплате акцизов розницей…

А то, что получается – акцизы платят производители, а ЕГАИС контролирует торговлю. В итоге получается разрыв между объемами официально произведенной водки – и проданной (которой, разумеется, почти в два раза больше). И в мечтах Минфина видится благостная картина: налоговики вместе с милицией под звуки бравурного марша, с плещущими знаменами, стройными колоннами идут в магазины, где выявлен разрыв. А владельцы и продавцы этих магазинов, заранее стеная и плача, вопрошают «карающую длань государства» в лице вышепоименованных налоговой и милиции: «Веревку и мыло свои брать? Или выдадут за счет госпрограммы по борьбе с коррупцией?».

…Ну не верю я в эту благость! Хоть что делайте – не верю!  Потому что будет совсем по-другому. И цифры все будут «бить» точно – сколько произвели, столько и продадут официально. А все остальное так и останется «в тени». То есть как продавали в два раза больше водки, чем производили – так и будут продавать.

А теперь – почем все это обойдется отрасли? 

С 1 июля действие лицензий на программное обеспечение для ЕГАИС, разработанное НТЦ «Атлас», прекращено. А новое поручено сделать ГНИИВЦ ФНС России. Так вот - расценки нового разработчика оказались в 1,5-2 раза выше предыдущих, «атласовских» - в среднем это 100 тысяч рублей в месяц для одной компании.

…Блин, я восхищаюсь – так элегантно продавал продукцию только продавец воды в пустыне. Напомню: сидит один-единственный дядька с бидоном воды посреди Сахары и продает стакан по 100 тысяч долларов. Дорого? Базар большой – иди, ищи, где дешевле…

Отрасль выложила за «атласовские» разработки 2,5 миллиарда долларов. А теперь выложит за «налоговую» программу в два раза больше. Потому как никакая программа сразу не работает – ее доводить надо до ума. Вот и доведут…

Из-за слабости серверов, не способных обрабатывать огромное количество транзакций (в России работает около 2,5 тысячи алкогольных оптовиков и около 500 производителей) «атласовская» система регулярно давала сбои.

И участники алкогольного бизнеса уверены, что с новым программным обеспечением произойдет то же самое.

При этом «левый алкоголь» оптовики смогут просто не учитывать, а легальные поставки и так отражаются на этапе производства или импорта.

А теперь – по поводу переносных сканеров, которыми, по идее, должны обеспечиваться все точки, торгующие алкоголем. Отраслевой народ, уже горько наученный экспериментами ЕГАИС, уже не верит, что у государства хватит средств, собранных с отрасли, чтобы закупить мощные серверы и создать работающие сканеры. Растырят деньги – но систему не создадут. А потом, через три-четыре года еще раз соберут деньги на очередное совершенствование системы. И так далее…

Поэтому ряд специалистов, в частности, глава ЦИФРРА Вадим Дробиз, считают, что более эффективно контролировать розничное звено можно с помощью установления минимальных цен. «Но в правительстве фактически признают необходимость нелегального алкоголя, так как минимальная цена «белой» бутылки составляет примерно 100 рублей, что не может себе позволить до 35% населения»- считает Дробиз.

…Наверное, мы большие романтики, чем Вадим Дробиз. И потому надеемся, что государство все-таки сможет создать и надежное программное обеспечение (причем дешевле, чем «атласовское»), и серверы, и переносные сканеры, которые работают.
А что касается количества точек продажи алкоголя (имеется ввиду – крепкого), то их можно и подсократить – до разумных пределов, естественно. Сегодня «дебиторка» составляет по отрасли около 30%. Так вполне реально «прихлопнуть» те компании, которые хронически не платят.  И, кстати, ЕГАИС в этом может помочь производителям.

Однако государство начнет получать реальные деньги только тогда, когда начнет собирать акцизы с торговли. До этого ЕГАИС работать не будет. Вернее, будет – но, как и раньше, криво, косо и неточно.

И еще – о пиве…

В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на запрет розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук и лотков. 

Автор законопроекта - депутат-праворосс Антон Беляков, который еще в период весенней сессии внес ряд антиалкогольных инициатив, запрещающих рекламу пива на телевидении и повышающих допустимый возраст продажи пива с 18 до 21 года. 

Беляков регулярно заявляет, что в свое время государство предприняло ответственный шаг, запретив продажу в киосках водки и других крепких напитков.  Однако сейчас пиво и пивной алкоголизм представляет собой гораздо большую угрозу, ведь ему оказались особенно подверженными несовершеннолетние. Сейчас средний возраст начала употребления пива снизился до 10 лет. В свою очередь, пиво опасно тем, что больше, чем другие алкогольные напитки, вызывает привыкание, а пивной алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее и меньше всего поддается лечению.

Свою позицию Беляков подкрепляет следующими тезисами: анонимные опросы показали, что 90 процентов  подростков в возрасте от 13 лет покупают пиво именно в ларьках, особенно ночных, где продавцам по большей части все равно,  сколько лет покупателю, да и разглядеть из окошка палатки возраст покупателя, особенно в ночное время суток, очень тяжело. В то же время, как отмечают сами подростки, в крупных магазинах, особенно торговых сетях, купить пиво очень тяжело, все кассиры проходят жесткий инструктаж относительно запрета продажи пива детям. Именно поэтому запрет продажи пива в ларьках и палатках позволит существенно ограничить доступ детей к пиву, а в совокупности с предлагаемым мной запретом рекламы пива на телевидении сможет сломать в сознании подростков навязанный рекламодателями культ пива.

… Ну что можно сказать по поводу высказываний депутата Белякова?

Мы уважаем его позицию. Но вот «подтягивать» факты под идеи – не стоит. Во-первых, нет такого понятия, как «пивной алкоголизм». Алкоголизм есть – а пивного нет. Соответственно и не развивается он «в 3-4 раза быстрее» - потому как его просто нет. И пиво не вызывает более быстрого привыкания, чем другие напитки.

И совершенно непонятно, зачем надо убирать пиво из ларьков, если некоторые из продавцов нарушают правила торговли? Таких продавцов – ничтожный процент, потому как рискуют деньгами и местом работы немногие.

Есть такой анекдот: Вася палец вывихнул, а Коля его лопатой убил - чтобы не мучился Вася. Какая-то сталинская политика у Белякова получается: есть пиво – есть проблемы. Нет пива – нет проблем. По такой логике надо убрать из продажи клей, моющие средства, гуталин, зубную пасту, одеколоны, обезволивающие лекарства и еще тысячи и тысячи повседневных товаров.

Уважаемый товарищ депутат Антон Беляков! Понимаю, что Ваша позиция – искренняя. Но вот закрадывается у меня мысль, что эта позиция изрядно отдает «пиаром». В этом тоже нет ничего плохого. Просто хотелось бы, чтобы позиция Ваша была, все-таки, ближе к реальности, чем сейчас. А то Ваша борьба с пивом очень похожа на  борьбу с «белыми смертями»: солью и сахаром - поскольку соль приводит к гипертонии, а сахар  к диабету…

Михаил Смирнов


html

Возврат к списку


Комментарии:

NeVinodel, 09.09.2009 12:28:34 QUOTEИмя
Большие романтики. Не то слово.
Не стоит обнадеживать государство в том, что оно сможет хоть что-то создать.

Законы арифметики и физики отменить трудно, даже если в Госдуме иметь подавляющее большинство.

Романтики предлагают меры, затратив по 8-10 рублей на бутылку. Множим их на 5-7 миллиардов и получаем суммы превышающие акцизные сборы. А если это не за счет контролируемых организаций, как по закону должно быть?

Другие романтики упирают на сканеры, которые смогут все считать в процессе. Но они их видели в магазинах. Скорости магазинной ленты не сравнятся со скоростью поточной линии, а это уже законы физики...

Никто не хочет брать пример с Бразилии, где того же спирта производили еще в 2005 году в 30 раз больше чем у нас. И чем мы, как аборигены, хуже бразильских индейцев, что нас спаивают, а их нет. У нас есть ЕГАИС, а у них нет...


Ваше имя:
Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке:
Защита от автоматических сообщений

Версия для печати
Новости сайта RSS  Алко NEWS



Дни рождения


Новости сайта  Каталог фирм
Название компанииТип продукции
Грузоперевозки-плюс (ИП) Транспортные услуги
Ресторан М-Клуб (ООО) Игристые вина/шампанское
«Румекс Вижен» (ООО) Пиво