Знаете, как перепрыгнуть пропасть шириной 15 метров? Легко - в три прыжка! Не верите? А попробуйте, вдруг выйдет. Ведь пробует же российское правительство в третий раз возродить ЕГАИС – и ничего…
Вот, например, в Минфине подготовлен проект доклада Владимира Путина на имя Дмитрия Медведева, касающийся предложений по оптимизации работы Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Считайте: первый «прыжок» - создание системы, хотя многие эксперты говорили, что она работать не будет. Второй «прыжок» - ее «улучшение», когда из ЕГАИС исключили оптовое звено. И вот третий «прыжок» - оптимизация.
Прежде, чем поручить В. В. Путину подготовить доклад, Медведев встретился с предпринимателями - и дал поручение проанализировать эффективность работы ЕГАИС, на основе чего внести предложения по ее совершенствованию. Указание было снизить затраты предпринимателей. Они уже потеряли 2,5 миллиарда долларов - и Президент решил их пожалеть немного…
Пожалеть-то президент – пожалел. Но что из этого может выйти… В минфиновском докладе предлагается ЕГАИС «переориентировать на контроль и учет оптовых и розничных продаж», а также «реализовать функции мобильного контроля для подтверждения легальности алкогольной продукции в розничной торговле и общественном транспорте».
В принципе, мысль великолепная – контролировать каждую проданную бутылку. Портал alcohole.ru за это предложение голосует всеми руками и ногами. Но – опять Минфин чуть-чуть «не допрыгнул». И через несколько лет будем ждать еще одного, четвертого прыжка, уж с помощью которого наше государство точно начнет получать деньги с алкоголя. Мы – о выплате акцизов розницей…
А то, что получается – акцизы платят производители, а ЕГАИС контролирует торговлю. В итоге получается разрыв между объемами официально произведенной водки – и проданной (которой, разумеется, почти в два раза больше). И в мечтах Минфина видится благостная картина: налоговики вместе с милицией под звуки бравурного марша, с плещущими знаменами, стройными колоннами идут в магазины, где выявлен разрыв. А владельцы и продавцы этих магазинов, заранее стеная и плача, вопрошают «карающую длань государства» в лице вышепоименованных налоговой и милиции: «Веревку и мыло свои брать? Или выдадут за счет госпрограммы по борьбе с коррупцией?».
…Ну не верю я в эту благость! Хоть что делайте – не верю! Потому что будет совсем по-другому. И цифры все будут «бить» точно – сколько произвели, столько и продадут официально. А все остальное так и останется «в тени». То есть как продавали в два раза больше водки, чем производили – так и будут продавать.
А теперь – почем все это обойдется отрасли?
С 1 июля действие лицензий на программное обеспечение для ЕГАИС, разработанное НТЦ «Атлас», прекращено. А новое поручено сделать ГНИИВЦ ФНС России. Так вот - расценки нового разработчика оказались в 1,5-2 раза выше предыдущих, «атласовских» - в среднем это 100 тысяч рублей в месяц для одной компании.
…Блин, я восхищаюсь – так элегантно продавал продукцию только продавец воды в пустыне. Напомню: сидит один-единственный дядька с бидоном воды посреди Сахары и продает стакан по 100 тысяч долларов. Дорого? Базар большой – иди, ищи, где дешевле…
Отрасль выложила за «атласовские» разработки 2,5 миллиарда долларов. А теперь выложит за «налоговую» программу в два раза больше. Потому как никакая программа сразу не работает – ее доводить надо до ума. Вот и доведут…
Из-за слабости серверов, не способных обрабатывать огромное количество транзакций (в России работает около 2,5 тысячи алкогольных оптовиков и около 500 производителей) «атласовская» система регулярно давала сбои.
И участники алкогольного бизнеса уверены, что с новым программным обеспечением произойдет то же самое.
При этом «левый алкоголь» оптовики смогут просто не учитывать, а легальные поставки и так отражаются на этапе производства или импорта.
А теперь – по поводу переносных сканеров, которыми, по идее, должны обеспечиваться все точки, торгующие алкоголем. Отраслевой народ, уже горько наученный экспериментами ЕГАИС, уже не верит, что у государства хватит средств, собранных с отрасли, чтобы закупить мощные серверы и создать работающие сканеры. Растырят деньги – но систему не создадут. А потом, через три-четыре года еще раз соберут деньги на очередное совершенствование системы. И так далее…
Поэтому ряд специалистов, в частности, глава ЦИФРРА Вадим Дробиз, считают, что более эффективно контролировать розничное звено можно с помощью установления минимальных цен. «Но в правительстве фактически признают необходимость нелегального алкоголя, так как минимальная цена «белой» бутылки составляет примерно 100 рублей, что не может себе позволить до 35% населения»- считает Дробиз.
…Наверное, мы большие романтики, чем Вадим Дробиз. И потому надеемся, что государство все-таки сможет создать и надежное программное обеспечение (причем дешевле, чем «атласовское»), и серверы, и переносные сканеры, которые работают.
А что касается количества точек продажи алкоголя (имеется ввиду – крепкого), то их можно и подсократить – до разумных пределов, естественно. Сегодня «дебиторка» составляет по отрасли около 30%. Так вполне реально «прихлопнуть» те компании, которые хронически не платят. И, кстати, ЕГАИС в этом может помочь производителям.
Однако государство начнет получать реальные деньги только тогда, когда начнет собирать акцизы с торговли. До этого ЕГАИС работать не будет. Вернее, будет – но, как и раньше, криво, косо и неточно.
И еще – о пиве…
В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на запрет розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук и лотков.
Автор законопроекта - депутат-праворосс Антон Беляков, который еще в период весенней сессии внес ряд антиалкогольных инициатив, запрещающих рекламу пива на телевидении и повышающих допустимый возраст продажи пива с 18 до 21 года.
Беляков регулярно заявляет, что в свое время государство предприняло ответственный шаг, запретив продажу в киосках водки и других крепких напитков. Однако сейчас пиво и пивной алкоголизм представляет собой гораздо большую угрозу, ведь ему оказались особенно подверженными несовершеннолетние. Сейчас средний возраст начала употребления пива снизился до 10 лет. В свою очередь, пиво опасно тем, что больше, чем другие алкогольные напитки, вызывает привыкание, а пивной алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее и меньше всего поддается лечению.
Свою позицию Беляков подкрепляет следующими тезисами: анонимные опросы показали, что 90 процентов подростков в возрасте от 13 лет покупают пиво именно в ларьках, особенно ночных, где продавцам по большей части все равно, сколько лет покупателю, да и разглядеть из окошка палатки возраст покупателя, особенно в ночное время суток, очень тяжело. В то же время, как отмечают сами подростки, в крупных магазинах, особенно торговых сетях, купить пиво очень тяжело, все кассиры проходят жесткий инструктаж относительно запрета продажи пива детям. Именно поэтому запрет продажи пива в ларьках и палатках позволит существенно ограничить доступ детей к пиву, а в совокупности с предлагаемым мной запретом рекламы пива на телевидении сможет сломать в сознании подростков навязанный рекламодателями культ пива.
… Ну что можно сказать по поводу высказываний депутата Белякова?
Мы уважаем его позицию. Но вот «подтягивать» факты под идеи – не стоит. Во-первых, нет такого понятия, как «пивной алкоголизм». Алкоголизм есть – а пивного нет. Соответственно и не развивается он «в 3-4 раза быстрее» - потому как его просто нет. И пиво не вызывает более быстрого привыкания, чем другие напитки.
И совершенно непонятно, зачем надо убирать пиво из ларьков, если некоторые из продавцов нарушают правила торговли? Таких продавцов – ничтожный процент, потому как рискуют деньгами и местом работы немногие.
Есть такой анекдот: Вася палец вывихнул, а Коля его лопатой убил - чтобы не мучился Вася. Какая-то сталинская политика у Белякова получается: есть пиво – есть проблемы. Нет пива – нет проблем. По такой логике надо убрать из продажи клей, моющие средства, гуталин, зубную пасту, одеколоны, обезволивающие лекарства и еще тысячи и тысячи повседневных товаров.
Уважаемый товарищ депутат Антон Беляков! Понимаю, что Ваша позиция – искренняя. Но вот закрадывается у меня мысль, что эта позиция изрядно отдает «пиаром». В этом тоже нет ничего плохого. Просто хотелось бы, чтобы позиция Ваша была, все-таки, ближе к реальности, чем сейчас. А то Ваша борьба с пивом очень похожа на борьбу с «белыми смертями»: солью и сахаром - поскольку соль приводит к гипертонии, а сахар к диабету…
Михаил Смирнов