Ритейл

Правила партнерства 24.07.2009

Правила партнерства

К снижению цен на магазинных полках может привести постановление правительства "О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами". Во всяком случае, часть экспертов придерживается этого мнения.

Комментируя этот документ, глава ФАС Игорь Артемьев назвал его "праздником для бизнеса и потребителей". По его словам, этот документ вносит "абсолютную ясность в то, что можно и что нельзя делать партнерам при сбыте товаров или услуг друг другу". В пример он привел так называемое дело "Кока-колы", которое ФАС рассматривало в 2005 году и вынесло предупреждение. По словам Артемьева, компания-производитель одно время поставляла свою продукцию дилерам и торговцам только при условии продавать исключительно ее товар, ограничивая доступ на прилавки прохладительных напитков других компаний-конкурентов.

Подобные вертикальные соглашения между производителями и дилерами, направленные на дискриминацию покупателей, отныне запрещаются, если приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, ограничению компаний, приобретающих товар для последующей перепродажи, и в их выборе контрагентов, у которых они также могут купить аналогичные товары.

Исключение, по словам Артемьева, постановление оставляет за фирменными магазинами определенных компаний и магазинами, торгующими эксклюзивными товарами. Кроме того, исключение предоставляется и для научно-исследовательских компаний, работающих друг с другом в кооперации. Для них в этом случае конкуренции не существует.

В целом постановлением правительства утверждены так называемые "общие исключения" в отношении соглашений между покупателями и продавцами. В соответствии с документом они признаются допустимыми, если в совокупности выполняются три условия.

Во-первых, если продавец продает товар не менее чем двум покупателям, при этом его доля на рынке этого товара менее 35 процентов. Если же продавец продает товар единственному покупателю, доля последнего на рынке этого товара должна составлять менее 35 процентов.

Во-вторых, если продавец и покупатель не конкурируют между собой либо конкурируют на товарном рынке, на котором покупатель приобретает товар в целях его последующей продажи.

В-третьих, если покупатель не производит товары, взаимозаменяемые по отношению к товарам, которые являются предметом соглашения.

Список условий, при которых соглашения между покупателем и продавцом не признаются допустимыми, значительно обширнее. Эксперты выделяют как наиболее значимое одно из них: условия, ограничивающие возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар иным лицам, в том числе условие о минимальной цене перепродажи товара или фиксированной цене перепродажи товара.

"В идеале реализация данного пункта должна привести к конечному снижению цен на магазинных полках, - считает ведущий юрисконсульт Московской коллегии адвокатов Павел Карпенко. - Однако, к сожалению, само по себе данное постановление не исключает существования "серых" схем. В современных условиях довольно трудно выработать единое законодательство, которое бы охватывало все возможные стороны проблемы". При этом другие эксперты уповают как раз на развитие законодательства. "Ни для кого не секрет, что ограничение возможности покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар, - распространенная практика, - поясняет Ирина Канунникова, директор Союза независимых сетей. - Однако чтобы пресечь ее, нужен более детальный проговор запрета на законодательном уровне".

Российская газета


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Other records:

Компания viWine откроет винные магазины по всей России Компания viWine откроет винные магазины по всей России

Крупный импортер и дистрибутор вин дальнего и ближнего зарубежья запустила в 2011 году проект viWine, в рамках которого компания планирует открыть пять новых магазинов и выйти на дальневосточный рынок.




Эксперты считают, что ритейлерам «пивной запрет» будет на руку Эксперты считают, что ритейлерам «пивной запрет» будет на руку

Вчера Президент России подписал закон, ужесточающий правила лицензирования, производства и продажи алкогольной продукции. Закон предусматривает запрет на продажу спиртных напитков, крепость которых выше 0,5%, в объектах нестационарной торговли (другими словами, в ларьках и палатках).

"Призма" идет в Санкт-Петербург "Призма" идет в Санкт-Петербург

Sok Retail Int. Oy, развивающая на российском рынке сеть продовольственных гипермаркетов Prisma, инвестирует 100 млн евро в открытие четырех новых магазинов в Петербурге. Они разместятся в строящихся комплексах ХК «Адамант». По оценкам экспертов, исходя из заявленного объема инвестиций Sok Retail сможет приобрести до 50 тыс. кв. м торговых площадей.

Финская группа Kesko выходит на российский рынок Финская группа Kesko выходит на российский рынок

Финская группа Kesko, открывающая в России магазины стройматериалов K-Rauta, выводит на рынок и свою продуктовую сеть: в 2012-2013 годах планируется построить четыре гипермаркета K-citymarket, в том числе в московском регионе. Одновременно Kesko попытается купить местную продуктовую сеть: для этих целей ритейлер нанял банковскую группу Evli, которая в начале года встретилась с владельцами гипермаркетов "Лента".



"Мосмарт" продан Александру Занадворову "Мосмарт" продан Александру Занадворову

Владелец сети "Седьмой континент" Александр Занадворов закрыл сделку по покупке московских гипермаркетов сети "Мосмарт": сегодня его компания M.Square Holding Ltd подписала договор купли-продажи 100% долей ООО "Гиперцентр-5" и 100% акций ЗАО "Гиперцентр" со "Сбербанк Капиталом", членом совета директоров АФК "Система" Евгением Новицким и основателями сети Андреем Шелухиным и Михаилом Безелянским. В сделку вошли четыре собственных гипермаркета "Мосмарт".

Реклама: