Ритейл

Договорились? 10.07.2009

Договорились?


На совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова торговые сети, аграрии, представители Минпромторга, ФАС и регионов согласовали компромисс, на основе которого будет составлен окончательный проект закона "О торговле". Его 13 июля рассмотрит президиум правительства — в проекте не будет прямых и постоянно действующих ограничений цен, ограничений по работе супермаркетов по времени и крупных преференций аграриям. Сети потеряют возможность брать с производителей продовольствия любые бонусы, кроме бонусов за объемы продаж. Возражения по отдельным пунктам предлагается дорабатывать во время чтений закона в Госдуме, пишет газета Коммерсантъ.

Как сообщили участники совещания у Виктора Зубкова, "был достигнут консенсус" по десяти спорным пунктам законопроекта, сформулированным на совещании у премьера Владимира Путина 26 июля,— общая конструкция определена.

Прежде всего во время консультаций у Виктора Зубкова правительство окончательно отказалось от введения прямого госрегулирования цен. В законопроекте договорились упомянуть лишь возможность вмешательства правительства в ценообразование в виде госрегулирования наценки в исключительных случаях, связанных с макроэкономическими форс-мажорными обстоятельствами.

Было определено, что отношения между торговыми сетями и производителями-поставщиками товаров будут регулироваться договорами о поставках и услугах. Ранее предлагавшиеся "соглашения добросовестной практики" в законопроекте также будут отражены, но пункт о них не будет носить обязательный характер. Определились стороны и со сроками возврата денег торговыми сетями производителям-поставщикам продовольственных товаров. Президиуму правительства предлагается утвердить следующую формулу. Для продуктов питания сроком годности до 10 дней, в том числе и для замороженного мяса, срок возврата денег предлагается установить в 10 банковских дней с момента приемки товара. Для продуктов питания сроком годности до 30 дней — 30 дней. Для остальных продуктов питания, кроме алкоголя и табака,— 45 дней. Для алкоголя и табака предлагается установить порог в 75 дней.

В законопроекте предлагается предусмотреть и возможность продажи в розничной торговле продовольственных товаров по ценам ниже закупочных. Однако такая продажа разрешается, только если до окончания срока реализации товара осталось менее 20% от общего срока годности товара — и для товара под собственными брендами сетей. Вчера же было окончательно решено отказаться законодательно закрепить практику "платы за вход в сеть". Из законопроекта решено исключить все упоминания оплаты услуг, листинга, кроме премий торговым сетям за объем реализованной продукции, так называемой объемной скидки. Напомним, это самый серьезный из существующих механизмов выбора поставщика сетями.

Решен и вопрос о том, где и как возможно размещение магазинов. От практики ограничения работы торговых сетей во времени решено полностью отказаться, как и от предоставления права регионам ограничивать развитие торговых сетей в регионах — это право останется только у федерального правительства (то есть у Минпромторга, который этого делать не намерен) и у судебной власти. Впрочем, ФАС все-таки получит право определять по согласованной 7 июля схеме порог доминирования сетей по принципу, отличному от тех, которые действуют в остальных отраслях. Наконец, еще один пункт консенсуса — дополнить законопроект нормой, обязующей торговую сеть резервировать не менее 20% "полочного пространства" для продуктов питания, произведенных на территории региона, в котором находится магазин. Уменьшение квоты возможно только по согласованию с региональными властями, и это явная уступка последним.

Самым масштабным вопросом, который не мог быть решен у первого вице-премьера, стал налоговый. Во время консультаций у Виктора Зубкова решено, что торговые сети и производители-поставщики совместно обратятся в правительство с предложением рассмотреть вопрос об отнесении поставщиками премий "за объем" на себестоимость и об отнесении убытков торговых сетей при реализации продукции также на себестоимость.

Исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский сообщил, что торговые сети не совсем удовлетворены достигнутыми договоренностями. При этом он подчеркнул, что консенсус достигнут на переговорах ритейлеров и агропроизводителей, а какие из согласованных пунктов войдут в текст законопроекта, будет решать правительство. По словам гендиректора Х5 Льва Хасиса, сети настаивают на том, чтобы ужесточение антимонопольного регулирования, если оно будет, было симметричным, то есть если будут ужесточены требования к сетям, то аналогичные требования должны применяться и к поставщикам продукции в сети. В свою очередь, на более жестких ограничениях настаивают только независимые сети.

Отметим, кроме нормы, отдающей 20% продовольственных полок супермаркетов местным аграриям, пролоббированной регионами, новая версия не выглядит победой сельхозпроизводителей над сетями. Сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков, комментируя консенсус, заявил вчера, что, по его мнению, победы аграриев он оценивает во многом как их поражение: так, ограничение отсрочек по платежам, по его мнению, сокращает возможность конкурировать отсрочками. Опасность договоренностей он видит, скорее, в будущем получении ФАС возможности вмешиваться в работу торговли. По его словам, ценообразование в ритейле много сложнее, чем в сырьевых секторах, где ФАС привыкла работать и имеет практику.


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Other records:

Компания viWine откроет винные магазины по всей России Компания viWine откроет винные магазины по всей России

Крупный импортер и дистрибутор вин дальнего и ближнего зарубежья запустила в 2011 году проект viWine, в рамках которого компания планирует открыть пять новых магазинов и выйти на дальневосточный рынок.




Эксперты считают, что ритейлерам «пивной запрет» будет на руку Эксперты считают, что ритейлерам «пивной запрет» будет на руку

Вчера Президент России подписал закон, ужесточающий правила лицензирования, производства и продажи алкогольной продукции. Закон предусматривает запрет на продажу спиртных напитков, крепость которых выше 0,5%, в объектах нестационарной торговли (другими словами, в ларьках и палатках).

"Призма" идет в Санкт-Петербург "Призма" идет в Санкт-Петербург

Sok Retail Int. Oy, развивающая на российском рынке сеть продовольственных гипермаркетов Prisma, инвестирует 100 млн евро в открытие четырех новых магазинов в Петербурге. Они разместятся в строящихся комплексах ХК «Адамант». По оценкам экспертов, исходя из заявленного объема инвестиций Sok Retail сможет приобрести до 50 тыс. кв. м торговых площадей.

Финская группа Kesko выходит на российский рынок Финская группа Kesko выходит на российский рынок

Финская группа Kesko, открывающая в России магазины стройматериалов K-Rauta, выводит на рынок и свою продуктовую сеть: в 2012-2013 годах планируется построить четыре гипермаркета K-citymarket, в том числе в московском регионе. Одновременно Kesko попытается купить местную продуктовую сеть: для этих целей ритейлер нанял банковскую группу Evli, которая в начале года встретилась с владельцами гипермаркетов "Лента".



"Мосмарт" продан Александру Занадворову "Мосмарт" продан Александру Занадворову

Владелец сети "Седьмой континент" Александр Занадворов закрыл сделку по покупке московских гипермаркетов сети "Мосмарт": сегодня его компания M.Square Holding Ltd подписала договор купли-продажи 100% долей ООО "Гиперцентр-5" и 100% акций ЗАО "Гиперцентр" со "Сбербанк Капиталом", членом совета директоров АФК "Система" Евгением Новицким и основателями сети Андреем Шелухиным и Михаилом Безелянским. В сделку вошли четыре собственных гипермаркета "Мосмарт".

Реклама: