«Кризис мы почувствовали всего один раз, когда в ноябре прошлого года не увидели роста продаж по отношению к октябрю. Годом ранее за тот же период рост составил 7%», — вспоминает гендиректор сети «Азбука вкуса» Владимир Садовин. Ноябрьское замедление он считает «психологическим явлением»: «У потребителей просто был шок». По его словам, оборот «Азбуки вкуса» с ноября 2008 г. по май 2009 г. вырос на 14% в рублях по сравнению с тем же периодом годом ранее, пишет газета Ведомости.
Оборот сети гастрономов «Глобус гурмэ» в I квартале 2009 г. вырос на 16% в рублях. «Никаких существенных отклонений в продажах из-за кризиса мы не заметили. Даже в декабре 2008 г. у нас был традиционный всплеск продаж и рост оборота на 50%», — говорит гендиректор «Глобус гурмэ» Андрей Яковлев. Но «потребительский шок» сказался на числе посетителей «Глобус гурмэ», признает он: с ноября по май их стало меньше на 4%. Это случилось в магазинах, где высока была доля нелояльных покупателей, например офисных менеджеров, которые приходили в магазины за покупками во время обеденного перерыва и покупали преимущественно кулинарию, объясняет Яковлев.
«Азбука вкуса» за время кризиса тоже потеряла часть покупателей — в основном не постоянных клиентов, заходивших в магазины время от времени, заметил Садовин. Зато «Азбука вкуса» смогла привлечь часть покупателей тех супермаркетов, которые сократили ассортимент и уменьшили число свежих импортных товаров, говорит он. Появились и клиенты, стремящиеся сэкономить на дорогих ресторанных обедах и ужинах, но при этом не утратившие желания поесть ресторанных деликатесов. «Это мы видим по движению ассортимента в сети. Выстрелили продажи дорогих свежих деликатесов — мяса, рыбы», — говорит Садовин.
Поставщики тоже отмечают рост продаж своей продукции в дорогих магазинах. «В “Глобус гурмэ” мы поставляем икру, продажи которой за период кризиса не только не сократились, но и показывают положительную динамику», — говорит Василий Федоров, руководитель отдела по продажам Северной компании (поставщик икры и рыбных деликатесов). Такая же ситуация, по его словам, и с «Азбукой вкуса». Директор по маркетингу ЗАО «Ферреро Руссия» Юлия Полякова сказала, что с ноября по май продажи конфет «Ферреро» показывали положительную динамику на фоне общего снижения продаж конфет в премиальном сегменте с декабря 2008 г. Пресс-секретарь «Юнимилка» Юлия Гончаренко говорит, что продажи продукции компании с ноября 2008 г. по апрель 2009 г. выросли в «Глобус гурмэ» на 11% в рублях, а в «Азбуке вкуса» — на 6% (при этом цены на продукцию «Юнимилк» не поднимал).
Средний чек в «Глобус гурмэ» вырос на 17% до 2500 руб., в «Азбуке вкуса» — на 7% до 1300 руб. Основной способ борьбы с издержками в обеих компаниях — приостановка проектов развития. «Глобус гурмэ» до кризиса планировал открыть магазины в 15 крупнейших городах России. По словам Яковлева, теперь придется повременить до 2010 г. «Азбука вкуса» отказалась от выхода в Киев и Екатеринбург.
«Тяжело отказаться от привычки красиво есть», — говорит руководитель отдела аналитики компании InfoLine Михаил Бурмистров. Клиенты премиальных гастрономов — верхняя прослойка среднего класса, топ-менеджеры, владельцы бизнеса — пока экономят на другом, например, на дорогих путешествиях и аксессуарах.
Компания viWine откроет винные магазины по всей России
Эксперты считают, что ритейлерам «пивной запрет» будет на руку
"Призма" идет в Санкт-Петербург
Финская группа Kesko выходит на российский рынок
"Мосмарт" продан Александру Занадворову