Ритейл

"ВТБ-капитал" консультирует "X5 Retail Group"  в переговорах по слиянию с "Копейкой" или покупке доли в ней у "Уралсиба" 29.01.2009

"ВТБ-капитал" консультирует "X5 Retail Group" в переговорах по слиянию с "Копейкой" или покупке доли в ней у "Уралсиба"


ВТБ готов выдавать продуктовым ритейлерам кредиты на поглощения по рекомендации первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, но только под конкретные сделки. Как стало известно газете "КоммерсантЪ", инвестиционное подразделение банка "ВТБ-капитал" уже консультирует X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.) в переговорах по слиянию с "Копейкой" или покупке доли в ней у "Уралсиба".

О том, что ВТБ консультирует Х5 в переговорах с "Уралсибом" (владельцу корпорации Николаю Цветкову принадлежит 100% "Копейки"), "Ъ" рассказал топ-менеджер другой продуктовой сети. Исполнительный директор ОАО "Торговый дом "Копейка"" Максим Гольдберг подтвердил, что "Х5 проявляет интерес к "Копейке"". Директор по связям с инвесторами Х5 Анна Карева от комментариев отказалась. А источник, близкий к "Уралсибу", уточнил, что в переговорах участвует инвестиционное подразделение банка — "ВТБ-капитал".

В ноябре 2008 года на совещании с продуктовыми ритейлерами первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов рекомендовал сетям "объединяться", а госбанкам ВТБ и Сбербанку выдавать им деньги на поглощения. Х5 запросила тогда у ВТБ 7 млрд руб. на покупки. "ВТБ согласился кредитовать Х5 только под конкретную сделку M&A, условия которой и сам объект приобретения устроят банк. В конце прошлого года ВТБ отказался выделить Х5 средства на приобретение одной из региональных розничных сетей, теперь банк изучает целесообразность кредитования сделки с "Копейкой"",— пояснил источник, близкий к ВТБ. Начальник управления по связям с общественностью ВТБ Максим Лунев говорит, что банк еще не принял решения о выделении средств Х5 и "переговоры с заемщиком продолжаются".

Собеседник "Ъ", близкий к "Уралсибу", уточнил, что X5 может как купить "Копейку", так и объединиться с ней. Во втором случае господин Цветков, по его словам, рассчитывает на долю 20-25% в совместной компании. Продать "Копейку" бизнесмен согласен только за 8 EBITDA, полученных в 2008 году. Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко говорит, что EBITDA "Копейки" в 2008 году находилась на уровне $120-130 млн, то есть всю сеть ее владелец оценивает примерно в $700 млн, если вычесть долг 8 млрд руб. Но Х5 предлагает купить "Копейку" в два раза дешевле, уточнил источник со стороны "Уралсиба": ритейлер делал предложение в декабре, срок оферты истекал 26 января, но был продлен.

"Копейка" объединяет 501 магазин в формате жесткий дискаунтер. Сетью владеют два юрлица — ОАО "Торговый дом "Копейка"" (работает в Центральном федеральном округе) и ООО "Копейка-Поволжье" (франчайзи центральной "Копейки", управляет региональными магазинами), оба контролируются владельцем ФК "Уралсиб" Николаем Цветковым. Выручка "Копейки" в 2008 году — около $2 млрд.

Х5 Retail Group образована в 2006 году путем слияния сетей "Пятерочка" и "Перекресток". В 2008 году Х5 купила сеть гипермаркетов "Карусель". Чистая розничная выручка в 2008 году — $8,3 млрд. "Альфа-групп" принадлежит 47,2% X5, free-float — 27,9%. Капитализация X5 вчера на LSE — $2,1 млрд.

Господин Кривошапко считает, что цена предложения Х5 выглядит более справедливой, учитывая реалии рынка. Сейчас сама Х5 торгуется на бирже по 5 EBITDA за 2008 год, такой же мультипликатор у "Магнита". "Дикси" торгуется по 3 EBITDA. "Ожидания акционера "Копейки", очевидно, завышены. "Копейка" — это всего лишь, грубо говоря, 18% продаж объединенной компании с X5 или 13% общей EBITDA при примерно одинаковом соотношении долг/EBITDA обеих компаний. В лучшем случае Цветков может рассчитывать на 13% объединенной компании, то есть на долю EBITDA его сети в объединенном показателе",— рассуждает аналитик.

"Уралсиб" начал искать покупателя на "Копейку" еще осенью: деньги были необходимы Николаю Цветкову как для рефинансирования долгов своего банковского бизнеса, так и на прохождение оферты по облигациям самой "Копейки" (на эти цели сети потребуется 4 млрд руб. 18 февраля), рассказывал "Ъ" менеджер "Уралсиба". В декабре в рамках правительственной программы поддержки ритейла "Копейке" удалось договориться о кредитной линии в Сбербанке на 4 млрд руб. (см. "Ъ" от 12 декабря 2008 года). "Сейчас острой необходимости продавать этот бизнес нет. X5 интереснее купить, нежели Цветкову продать",— рассуждает собеседник "Ъ".

В октябре "Уралсиб" обсуждал возможное слияние "Копейки" и с "Дикси", утверждает источник, близкий к банку. "Сделка с "Дикси" была бы более комфортна для Николая Цветкова",— утверждает он. Владелец "Дикси" Игорь Кесаев настаивал на контроле, но получить его в объединенной компании он смог бы, только доплатив господину Цветкову. Алексей Кривошапко говорит, что если бы объединенная компания создавалась на базе "Дикси", то ритейлер должен был бы сначала удвоить уставный капитал, в котором Николай Цветков получил бы на первом этапе 50%. На втором этапе господин Кесаев должен был бы выкупить у партнера примерно 20% СП. Переговоры с "Диски" зашли в тупик, добавляет менеджер "Уралсиба". Гендиректор "Дикси" Федор Рыбасов на вопрос о возможной сделке с "Копейкой" ответил, что "подписан договор о конфиденциальности". "Для Х5 купить "Копейку" — значит выйти в новый формат жесткого дискаунтера и усилить логистику. Для "Дикси" — значительный рывок в увеличении размера бизнеса",— заключает Алексей Кривошапко.


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Other records:

Компания viWine откроет винные магазины по всей России Компания viWine откроет винные магазины по всей России

Крупный импортер и дистрибутор вин дальнего и ближнего зарубежья запустила в 2011 году проект viWine, в рамках которого компания планирует открыть пять новых магазинов и выйти на дальневосточный рынок.




Эксперты считают, что ритейлерам «пивной запрет» будет на руку Эксперты считают, что ритейлерам «пивной запрет» будет на руку

Вчера Президент России подписал закон, ужесточающий правила лицензирования, производства и продажи алкогольной продукции. Закон предусматривает запрет на продажу спиртных напитков, крепость которых выше 0,5%, в объектах нестационарной торговли (другими словами, в ларьках и палатках).

"Призма" идет в Санкт-Петербург "Призма" идет в Санкт-Петербург

Sok Retail Int. Oy, развивающая на российском рынке сеть продовольственных гипермаркетов Prisma, инвестирует 100 млн евро в открытие четырех новых магазинов в Петербурге. Они разместятся в строящихся комплексах ХК «Адамант». По оценкам экспертов, исходя из заявленного объема инвестиций Sok Retail сможет приобрести до 50 тыс. кв. м торговых площадей.

Финская группа Kesko выходит на российский рынок Финская группа Kesko выходит на российский рынок

Финская группа Kesko, открывающая в России магазины стройматериалов K-Rauta, выводит на рынок и свою продуктовую сеть: в 2012-2013 годах планируется построить четыре гипермаркета K-citymarket, в том числе в московском регионе. Одновременно Kesko попытается купить местную продуктовую сеть: для этих целей ритейлер нанял банковскую группу Evli, которая в начале года встретилась с владельцами гипермаркетов "Лента".



"Мосмарт" продан Александру Занадворову "Мосмарт" продан Александру Занадворову

Владелец сети "Седьмой континент" Александр Занадворов закрыл сделку по покупке московских гипермаркетов сети "Мосмарт": сегодня его компания M.Square Holding Ltd подписала договор купли-продажи 100% долей ООО "Гиперцентр-5" и 100% акций ЗАО "Гиперцентр" со "Сбербанк Капиталом", членом совета директоров АФК "Система" Евгением Новицким и основателями сети Андреем Шелухиным и Михаилом Безелянским. В сделку вошли четыре собственных гипермаркета "Мосмарт".

Реклама: