Ритейл
17.12.2008
Сети готовы "кредитовать" поставщиков
Продуктовые ритейлеры X5 Retail Group, "Виктория" и "Копейка" предложили поставщикам платить за продукцию раньше, чем это предусмотрено договором (обычная отсрочка 30-45 дней из-за кризиса может увеличиваться до 60-90 дней), но за комиссию — 0,16-0,25% стоимости поставки за день. Таким образом, сети готовы "кредитовать" поставщиков под 50-90% годовых. Для сравнения: факторинговые компании работают с 35% годовых, банки — 15-20%, сообщает газета "Коммерсантъ".
Несколько поставщиков рассказали "Ъ", что X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.), "Виктория" (магазины "Виктория", "Дешево", "Квартал" и др.) и "Копейка" предложили им погашать дебиторскую задолженность в удобные сроки: за снижение отсрочки, предусмотренной договором, на один день ритейлеры требуют от 0,16 до 0,25% стоимости поставки. Если речь идет о погашении, например, на 30 дней раньше срока, то ставки могут быть ниже, уточнил один из собеседников "Ъ": так, X5, по его словам, в этом случае "берет" всего 5% суммы долга, "Копейка" — 6%, "Виктория" — 8%. Таким образом, ставка по "кредитам" сетей находится в диапазоне 50-90% годовых. О том, что перечисленные ритейлеры обсуждают такие условия с поставщиками, знает председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян.
Совладелец "Виктории" Николай Власенко подтвердил, что просит "скидку" за досрочное погашение дебиторки, но в среднем только 4% суммы при месячном опережении договора. "Конечно, хотим на этом заработать",— объясняет он, указывая, что просроченных долгов перед поставщиками у "Виктории" сейчас нет. Исполнительный директор "Копейки" Максим Гольдберг предлагает поставщикам кредитоваться по ставкам, которые "немного выше среднерыночных ставок по банковских кредитам" (сейчас 20-25% годовых). Хотя, признает он, у "Копейки" есть просроченные долги перед поставщиками: "Это небольшая сумма, возникшая по вине самого поставщика, неправильно оформившего документы".
Торговые сети пытаются заработать на проблемах поставщиков и факторинговых компаний, считает Мушег Мамиконян. Кризис лишил факторинговые компании (выплачивают поставщикам сразу 85-90% стоимости товара, а потом ждут оплаты от магазинов) возможности привлечения заемных средств с внешнего и внутреннего рынков, многие из них сейчас выставлены на продажу (см. "Ъ" от 15 декабря). В октябре факторинговые компании отмечали повышенный спрос на свои услуги со стороны поставщиков продуктовой розницы: тогда ставки по этому виду кредитования выросли в среднем до 20-25% годовых, в некоторых случаях — до 35%.
Гендиректор Х5 Лев Хасис утверждает, что речь идет о "скидках" от повышенной закупочной цены. "В ситуации, когда цена на отечественную курицу у всех без исключения поставщиков за два месяца увеличилась на 25%, можно ли назвать запрашиваемые нами скидки скидками? При том, что это не импорт, и потерь от курсовой разницы у наших производителей нет, а зерно дешевеет из-за рекордного урожая" — возмущается он. "Расчеты с поставщиком (до того, как его товар будет распродан в сети.— "Ъ") осуществляются на кредитные деньги, по которым мы тоже платим проценты",— добавляет господин Гольдберг. А Николай Власенко уверен, что банковские кредиты ритейлерам под 13% годовых нельзя считать "дешевыми", "если за них просят долю в компании, всю недвижимость, да еще и личное поручительство акционеров".
Председатель совета директоров "Помидорпрома" Максим Протасов (ему ряд сетей предлагали платить на месяц раньше за 5% стоимости поставки) считает, что схема, которую предлагают ритейлеры, имеет право на жизнь, но поставщики могут выжить при "скидке" не более 2% в месяц. Директор по связям с инвесторами "Магнита" Олег Гончаров говорит, что сеть в октябре была готова сократить отсрочку на месяц за вознаграждение до 12% стоимости поставки (144% годовых), но никто из поставщиков не согласился.
Дополнительная информация:
html
Возврат к списку
Other records:
Компания viWine откроет винные магазины по всей России
Крупный импортер и дистрибутор вин дальнего и ближнего зарубежья запустила в 2011 году проект viWine, в рамках которого компания планирует открыть пять новых магазинов и выйти на дальневосточный рынок.
Эксперты считают, что ритейлерам «пивной запрет» будет на руку
Вчера Президент России подписал закон, ужесточающий правила лицензирования, производства и продажи алкогольной продукции. Закон предусматривает запрет на продажу спиртных напитков, крепость которых выше 0,5%, в объектах нестационарной торговли (другими словами, в ларьках и палатках).
"Призма" идет в Санкт-Петербург
Sok Retail Int. Oy, развивающая на российском рынке сеть продовольственных гипермаркетов Prisma, инвестирует 100 млн евро в открытие четырех новых магазинов в Петербурге. Они разместятся в строящихся комплексах ХК «Адамант». По оценкам экспертов, исходя из заявленного объема инвестиций Sok Retail сможет приобрести до 50 тыс. кв. м торговых площадей.
Финская группа Kesko выходит на российский рынок
Финская группа Kesko, открывающая в России магазины стройматериалов K-Rauta, выводит на рынок и свою продуктовую сеть: в 2012-2013 годах планируется построить четыре гипермаркета K-citymarket, в том числе в московском регионе. Одновременно Kesko попытается купить местную продуктовую сеть: для этих целей ритейлер нанял банковскую группу Evli, которая в начале года встретилась с владельцами гипермаркетов "Лента".
"Мосмарт" продан Александру Занадворову
Владелец сети "Седьмой континент" Александр Занадворов закрыл сделку по покупке московских гипермаркетов сети "Мосмарт": сегодня его компания M.Square Holding Ltd подписала договор купли-продажи 100% долей ООО "Гиперцентр-5" и 100% акций ЗАО "Гиперцентр" со "Сбербанк Капиталом", членом совета директоров АФК "Система" Евгением Новицким и основателями сети Андреем Шелухиным и Михаилом Безелянским. В сделку вошли четыре собственных гипермаркета "Мосмарт".
Реклама:
Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/html/bitrix/templates/print/footer.php on line 11