Статьи

История банкротства: "Торговый Дом Самотлор ДВ" 07.03.2010

История банкротства: "Торговый Дом Самотлор ДВ"


История банкротства: "Торговый Дом Самотлор ДВ"

В феврале 2010 года успешная компания, более 10 лет проработавшая на рынке региона, была признана банкротом по решению Арбитражного суда Приморского края. Фактически 250 человек в ближайшее время станут безработными. Однако этого вполне можно было избежать…

Развивающийся бизнес

В Приморском крае и в Дальневосточном регионе одним из лидеров алкогольного оптового рынка является компания "Торговый Дом Самотлор ДВ", вот уже более 10 лет поставляющая ведущие алкогольные бренды местным розничным продавцам. Но это в прошлом. На деле вполне успешную компанию, изо всех сил старающуюся справиться с последствиями финансового кризиса, просто "утопили". Решение обанкротить компанию принял банк! Причем далеко не самый бедный. Но начнем с самого начала.

В далеком 1999 году была создана компания - ООО "Торговый Дом Самотлор ДВ" в целях организации оптовых поставок российского и иностранного алкоголя на рынок Приморского края и Дальнего Востока России. Компания быстро росла и стремительно развивалась. Отчасти этому способствовало упорство руководства организации, привыкшего стучаться во все двери и находить общий язык с партнерами по бизнесу, а также сплоченность трудового коллектива - команды, умевшей торговать и продавать. Ежемесячно только налоги с заработной платы работников составляли более 700 -800 тысяч рублей!!!

Поэтому вполне понятным в 2007 году было решение собственников организации о диверсификации бизнеса, иначе говоря, об открытии нового направления деятельности - капитального строительства объектов нежилой недвижимости.

Однако у нас, в Приморье, практически никто не строит на собственные деньги, даже строительные компании. Это очень дорого, и аккумулировать за счет собственных средств порядка $10 миллионов для строительства здания может далеко не каждая даже очень крупная компания. Выход у всех застройщиков был только один - привлечь заемные средства. И если строительные компании жилой недвижимости привлекали средства дольщиков - собственников будущего жилья - граждан и организаций, то в области строительства коммерческой недвижимости активную кредитную деятельность осуществляли банки, предоставляя деньги под невысокий процент.
Ну а поскольку компания "Торговый Дом Самотлор ДВ" была к тому времени уже очень известной организацией с высокими доходами от своей профильной деятельности, то и многие банки стремились сотрудничать, ведь гарантии возврата денег были очень высоки, а риски сводились к нулю.

Таким образом, ООО "Торговый Дом Самотлор ДВ" для строительной и операционной деятельности стало использовать заемные средства, сотрудничая с такой крупной кредитной организацией, как Приморское отделение Сберегательного банка РФ. Банк предоставлял кредиты, и руководство последнего, надо полагать, получало очень неплохие премии за столь продуктивную работу. Со своей стороны компания себя вела честно - в обеспечение возврата взятых кредитов ООО "Торговый Дом Самотлор ДВ" предоставило в залог Сберегательному банку РФ практически отстроенное офисное пятиэтажное здание в стиле старинного купеческого особняка с подземной автопарковкой в центре города, на улице Светланской. Но помимо этого Сберегательному банку в залог передали еще и производственную базу компании "Самотлор", а это более 12 000 кв.м земли, двухэтажный офис, склад, железнодорожный путь и другие сооружения.

Кризис накрыл

Предугадать кризис не смогли все застройщики страны. Приморский бизнес - не исключение. Тем не менее менеджмент ООО "Торговый Дом Самотлор ДВ" приложил все силы, чтобы выжить в этих непростых условиях. Были отменены бонусы, сокращены расходы организации, коллектив поддержал руководство, и все затянули пояса. Но стройки останавливать было нельзя, законсервированный объект - пропащий объект, а возводимые здания были уже в состоянии 90% готовности. Но появились проблемы, откуда не ждали - со стороны поставщиков алкоголя. Некоторые из них уже не соглашались поставлять товар на условиях отсрочки платежа, настаивали на предварительной оплате. Товарные остатки начали постепенно уменьшаться. А кредиты и проценты по ним нужно было оплачивать ежемесячно.

В этой сложной ситуации руководство компании обращается к своему партнеру - Сберегательному банку с просьбой перекредитовать компанию, рассрочить или реструктуризировать долговые обязательства, ведь заложенные здания с лихвой покрывают все взятые кредиты, а кризис все равно закончится и рынок воспрянет. Однако банк предложил компании предоставить дополнительное обеспечение взятых кредитов и перезаложить здания по кредитным договорам без твердого обеспечения. Это было непреклонным условием банков для предоставления рассрочки или перекредитования Общества. Руководство компании без промедления соглашается на данное условие и повторно закладывает всю имеющуюся недвижимость в Приморском отделении Сберегательного банка.

Однако ни дополнительных кредитов или перекредитования, ни реструктуризации долговых обязательств ООО "Торговый Дом Самотлор ДВ" не получило. Зато банк получил дополнительное обеспечение давно выданных кредитов и про обещания забыл. В этой тяжелой ситуации ничего не оставалось делать, как обратиться в суд с просьбой о введении процедуры, называемой "внешнее наблюдение", процедуры, которая запрещает во внесудебном порядке изымать у должника имущество, упорядочивает требования кредиторов и позволяет компании работать и выходить из кризиса.

Положительные последствия данного своевременного шага не заставили себя ждать. Сотрудники компании поверили в возможность восстановления платежеспособности и остались работать на предприятии. С основными ключевыми поставщиками были перезаключены договоры, начались отгрузки товара. За период процедуры наблюдения с июля 2009 года по январь 2010 года компания смогла уменьшить долговые обязательства на 80 миллионов рублей и в январе 2010 года получила прибыль!!! Стоит упомянуть, что даже в период банкротных процедур компания полностью выплачивала зарплату работникам и все налоги в бюджет.

Закон дает выбор

В феврале 2010 года истек срок процедуры наблюдения, которую запрещено продлевать согласно закону, поэтому руководство компании и кредиторы ООО "Торговый Дом Самотлор ДВ" организовали собрание для того, чтобы определить, как действовать дальше. Соответствующие указания определены в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)".
Например, если должник показывает способность к восстановлению платежеспособности, осуществляет хозяйственную деятельность, уменьшает задолженность, то можно применить процедуру финансового оздоровления либо внешнего управления. Отличие последней заключается в том, что в процедуре внешнего управления отстраняется от деятельности руководство компании, и управление возлагается на внешнего управляющего. Эта мера допустима в том случае, если кредиторы сомневаются в правильности действий прежнего руководства должника.

Но если долги только увеличиваются, никакой деятельности компания не ведет, то вводится процедура конкурсного производства, согласно которой компания ликвидируется, все ее имущество распродается с молотка, а все сотрудники увольняются в течение одного месяца со дня принятия решения о введении такой процедуры.

Решение о введении следующей процедуры принимает собрание кредиторов должника путем голосования, а голоса распределяются пропорционально сумме долгов Общества. Значит, кому больше должны, у того и больше голосов, а арбитражный суд утверждает такое решение кредиторов.

Банк решил

Несложный подсчет показал, что больше всего задолженность компании в пользу Сберегательного банка - 70 %. Соответственно этот кредитор и определяют дальнейшую судьбу компании. Финансовый анализ деятельности торгового дома, выполненный высококвалифицированными оценщиками, финансистами и экономистами, показал, что даже при самой негативной перспективе ООО "Торговый Дом Самотлор ДВ" может восстановить свою платежеспособность и полностью рассчитаться со всеми долгами, причем не только перед банками и по кредитам, но и перед поставщиками в течение 12-18 месяцев. Рынок недвижимости начал оживать, появилась вполне определенная возможность реализовать построенную недвижимость и вернуть деньги банкам. Возросла деловая активность, хозяйственная деятельность.

Но, несмотря на все представленные доводы, представители Сбербанка не стали вникать в ситуацию и безапелляционно потребовали введения конкурсного производства - по сути дела - ликвидации компании. Даже если владельцев наказывают за рискованную кредитную политику, то отправить на улицу 250 человек, сделав их безработными, вряд ли вяжется с социальной миссией этого банка. Ведь этот банк сам в кризис получал кредиты от государства, из Стабилизационного фонда, и мог бы по цепочке содействовать оздоровлению экономики…

Эти претензии в адрес госбанков звучали не раз. И не только от реального бизнеса, но и высоких лиц: "Не навреди!". И даже если банки руководствуются благой целью - вернуть деньги вкладчиков, то практика показала: утопить компанию - не значит вернуть деньги. Да, можно сегодня реализовать недвижимость за бесценок, но через год она поднимется в цене в два раза. Не выгоднее ли сохранить клиента?

…Судебное дело о банкротстве в Арбитражном суде края продолжается, компания намерена обжаловать несправедливое решение собрания кредиторов, к моменту подготовки данного материала стало известно, что жалобу также намерен подать и кредитор, чьи интересы также были ущемлены решением банка, не посчитавшего нужным даже поинтересоваться мнением и других кредиторов.
Только вот в офисе компании "Торговый Дом Самотлор ДВ" безлюдно и тихо, сотрудники готовятся к предстоящему увольнению, а на стенах висят многочисленные благодарности и почетные грамоты с похвалами и признанием вип-клиентом ООО "Торговый Дом Самотлор ДВ" от Приморского отделения Сберегательного банка России с собственноручными подписями руководителей банка…

Виталий Морозов, ZRPRESS.ru


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Other records:

«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).  «ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).

Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".




Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают

За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.

Пивной обзор третьей недели ноября Пивной обзор третьей недели ноября

Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.

Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина

Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?

Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день

5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.

Реклама: