Вадим Дробиз: Алкогольный рынок в России, Белоруссии и на Украине – восемь месяцев.
Крепкий алкоголь
Водка и ЛВИ:
В России я июле-августе наблюдается некий «спад падения» рынка водки и ЛВИ (уровни спада с двухзначного упали до минус 5%- 7%), что привело к некоторому взлету показателей с тотальных (-18%-19%) до (-15-16%). И это вполне неплохо. Ведь дело в том, что учет производства (не путать с учетом продаж) попадает и, например, значительная часть полулегальной водки с частично уплаченным акцизом из Осетии. Она продается в рознице по 70- 75 рублей. И вполне пока еще спасает ситуацию. Получается, что по мере развития кризиса, дальнейшей остановки предприятий легальная и полулегальная водка и ЛВИ растет. Вывода два: либо нормальное население даже в условиях сокращения денег стало больше пить водки и ЛВИ (траты на алкоголь не упали); либо потребителей водки стало больше за счет женщин (которые раньше пили продукцию менее крепкую).
Украина: там никто пока ничего понять не может – во власти. Так хорошо вроде начали. Даже с учетом избытка продукции, произведенной в мае- июне перед введением новых ставок с июля (а по словам самих производителей - они выпусти водки с месячным и более запасом), пока – мощный спад производства. Падение рынка водки и ЛВИ (в целом) в Украине продолжается: 2008 год дал снижение рынка к 2007 (-5,3%); так все дальше и идет: в 1 квартале 2009 г. отставание было на уровне 15%-20%; к маю отставание упало до (-0,5%), в июне вышло на (+5,1%)- это компании лопатили объемы, чтобы подготовиться к 1 июля – моменту акцизной истины украинского алкогольного рынка. Ну, и пузырь лопнул. Январь- июль (-3,5%); январь- август (-7,2%). Самое интересное, что в результате этого пшика спад рынка вернется к результатам 1 квартала (-15%). Как бы не гордились украинцы ростом рынка водки, но и там в августе спад производства на 33% относительно августа 2008. Это как раз заканчиваются полуторамесячные предкризисные запасы продукции на складах. Так что и водка вернется к объемам 2008, а затем покатится вниз. Кстати, хитрые хохлы не слишком последовательны: акциз подняли в 2 раза, а минимальную цену сохранили прежнюю.
Белоруссия: о них писать всегда приятно - рост розничных продаж водки и ЛВИ (+3%). Мы уже писали, что белорусы теперь редко дают показатели производства, но продажи освещают регулярно. Вряд ли водка вытеснила там самогон. И социальная ситуация у нас очень различна. У нас 50 млн откровенной нищеты в России. Но мы имеем перед глазами два славянских полигона: Украину и Белоруссию. Украина дает пищу для анализа реформ, которые рвутся проводить в России. А Белоруссия лично дает нам информацию (поскольку статистике продаж верить в России можно с большой натяжкой) - как у нас реагирует население, потребляющее легальный алкоголь – то есть более менее социально нормальное – или как 100% населения Белоруссии , на кризис. Там оно на 3% увеличило потребление водки. И у нас аналогичное население не могло этого не сделать.
Водка
Водка в России в плачевном состоянии: учтенное производство упало на 18% в январе- августе, хотя в самом августе спад был уже 13,7% относительно августа 2008. Предновогодний сезон кардинально не выправит ситуацию. Даже с учетом перехода части населения на водку с других сегментов отставание от 2008 г. не может составить менее 13%. Всплеск производства дал бы акт серьезного повышения акцизов, но пагубность этого государство осознало.
Прирост января – мая в Украине на 30%, а затем на (+44%) в январе – августе 2009 относительно 2008 сменился падением: в январе- июле (+29,9%), а в январе- августе уже (+21%). И если бы не хитрое падение рынка ЛВИ в 2 раза, то все можно было бы считать отличным. Если водка при огромном росте ставки акциза водка сохраняет прошлогодний объем, то это уникальное явление. Но у чуда есть вторая сторона медали. ЛВИ в Украине (а туда тоже входят какие-то водки) занимал до кризиса треть рынка водки и ЛВИ (это в России – недавно этот сегмент не превышал 10%). Поэтому даже такой мощный рост рынка водки при спаде рынка ЛВИ в 2 раза привел к падению в ходе реформы рынка водки и ЛВИ. Где-то хохлы кого-то перехитрили. Так что до конца года объем рынка водки (легальной) в лучшем случае сохранится на уровне 2008, а в худшем- упадет на 15%.
В Белоруссии водка – продукт политически стабильный. Рост розничных продаж в январе- августе (+1,1%) к 2008 г.
Пока никак себя в России не проявили импортные дешевые экзотические напитки- виски и т.д. Мы ожидали от западных компаний большего напора, но они очень осторожны в период антиалкогольной компании. Они всегда держат нос по ветру. Их задача- работа в чужих государствах на условиях максимальной лояльности.
ЛВИ
В России и Белоруссии, где не успели намудрить с рынком ЛВИ как в Украине, ЛВИ растут. В России в январе- августе (+10,9%) к 2008 г., а в Белоруссии (+14,9%). И это тоже по-человечески понятно. Хочется сладко- крепкого. Именно по этой причине мы призываем в кризис внимательно посмотреть и на крепленые вина. Помимо кагоров. Нужны не портвейны «777» по 60 рублей, а что-то поприличнее по этой цене и подороже.
В Украине «статистический» спад сегмента на 46%.
Сегмент ЛВИ в России занимает уже 16% от рынка водки и ЛВИ. При этом 70%- это крепкие ЛВИ. И они активно вновь растут, как в 1 квартале 2009 г. «Вкусовой» тренд не падает.
Коньяк и бренди:
Россия продолжает сохранять потребление коньяка в 2009 г. с приростом в 25%-26%. При этом в целом рынок коньяка и бренди в России (с учетом падения импорта) остался на уровне 2008 г. Что происходит? Мы много раз слышали мнение о том, что происходит задвоение, затроение и т.д. статистики. И мы были готовы с этим согласить, если бы регионы (каждый в отельности) не давали в совей статистике розничных продаж аналогичный рост продаж коньяка (в среднем +25%). А как это объяснить? Мы не верим абсолютной розничной статистике; но относительная работает. И никому бы в Росстате даже не пришло в голову корректировать розничные продажи с учетом роста производственных. Наши госорганы работают по старому советскому анекдоту про два цеха перчаточной фабрики, которые участвовали в социалистическом соревновании. При этом цех правой перчатки ежемесячно опережал цех левой перчатки на 17%. В голову приходит только одно: любому гражданину нужен повседневный и «премиальный» продукт (каждой категории граждан; и у каждой категории премиальный – свой). Сегмент «премиального» продукта для потребителя водки от 80 до 110 руб. за 0,5 л сформировала в 2009 г. не водка по цене 170- 200 руб., а коньяк по этой цене и чуть дороже. Видимо так. Ну что такое этот прирост российского производства коньяка и бренди на самом деле? Это в процентах звучит весомо – (+25%). А в литрах- это всего на всего 25 млн л на весь наш рынок.
В Украине усугубляется спад производства украинского коньяка – в январе- августе уже на (-23%). Процесс закономерен. Именно так и должно быть в кризис и в России. Там на коньяк тоже введена минимальная цена. Это не водка, так что при желании от нелегально- фальсифицированного дешевого коньяка избавиться легче. Никаких претензий от потребителей по поводу исчезновения дешевого коньяка не будет. Коньяк для бедных делают только в России.
Нормальным спадом в потреблении в 20% на коньячном рынке реагирует на кризис и Белоруссия. Там тоже коньяк для бедных не производят. Для тех, кто все еще удивляется росту коньячного производства в России: а то, что с 2004 г. объем производства коньяка вырос с 3,9 млн дал до 10,4 млн дал в 2008 г. (в 2,5 раза за 4 года) – не чудо? Не исключено, что просто значительный вклад вносит процесс легализации производства. Но с чего бы этому процессу расти в кризис? Тем более, что как-то нет широкой информации о том, что на коньяке находят часто фальшивые марки. Бурда там налита часто, но марка настоящая (вроде). То есть, наши коньячники предпочитают фальсифицировать коньяк, зная, что качеством продукции на государственном уровне в России толком никто не занимается. Поэтому только как вредительством может быть расценен порядок проверки государством продукции только на предмет безопасности.
Кстати, напомним, что белорусы начали в республике производство виски, рома, текилы, качественных вин и коньяков из хорошего импортного сырья. Там есть, кому следить за качеством. И кому за него головой отвечать. Все и везде зависит от возможности контролировать процесс, если дисциплина не заложена в менталитете.
С крепким алкоголем в кризис во всех трех странах все равно будет все хорошо. Он останется основой потребления в структуре алкоголя.
Низко алкогольная продукция
Вино виноградное:
Российское производство в январе- августе 2009 г. стабилизировалось на спаде относительно 2008 г. на уровне (-6%-8%). Август дал даже рост в 4,4% к августу 2008. При этом рынок вина виноградного (производство + импорт) в целом упал на 15%. Рост тихого вина обусловлен не только импортозамещением, но и небольшим замещение тихими винами некоторой доли шампанских и игристых вин.
В Украине рост производства начался в апреле. Именно с января- апреля производство вышло в плюс относительно 2008 г. Сегодня на украинском рынке затевается еще и винная реформа. Понятно, что там полно винного фальсификата, как и в России. Но у нас с ним никто не борется, даже Роспотребнадзор. А там часть виноделов требует от власти ввести минимальные цены и на вино. Бунтуют производители натуральных вин. Но и у тех, и у других есть свои ассоциации, которые защищают интересы своих членов. На фоне кризиса на рынке крепкого алкоголя победа «натуралов» вряд ли увенчается успехом. Импортные вина до сих пор не так уж и душат в Украине отечественные. Так что рост своего производства – вполне нормален. Но и там ряд производителей продолжает наращивать производство вина высокого качества (как у нас та же «Фанагория»).
Белорусов тоже до кризиса не успели перевести на виноградное вина с плодового. Поэтому спад розничных продаж виноградного вина стабилизировался на уровне (-6%-9%). Это нормальный оптимальный кризисный спад.
Шампанские и игристые вина:
В августе Россия сократила разрыв в производстве с 2009 г. до (-8%) относительно августа 2008. В то же время спад за январь- август на уровне 14,9%. Все-таки уже не 20%, как раньше. Есть какой-то плюс в том, что произошло с «Советским»: первый эшелон производителей передал продукт заводам второго эшелона, те поднимаются за счет «Советского». А первый эшелон прикладывает максимум усилий для развития своих брендов. Вот в такой борьбе и можно как-то снизить спад производства продукции в России. Да плюс – расширяется количество производителей дорогого российского шампанского. К россиянам частично возвращается романтизм, долю которого мы в 1 полугодии 2009 оценили в 20% рынка шампанских и игристых вин.
У украинцев мы предполагаем спад производства на уровне 3%. При этом спад обеспечивают дорогие шампанские вина, а производство игристых на уровне 2008 г.
У белорусов рост на (+8%) в январе- июле сменился падением до (-1,2%) в январе – августе 2009 относительно 2008. И там при всем порядке – жизнь становится не сахар.
Нормальным спадом производства можно считать падение на 10% на каждом из трех рынков. Импортная продукция на наших рынках существенной роли не играет.
Плодовое вино:
Россия вышла в январе- августе на уровень (+10%) к 2008 г. С июня начался рост производства, который нивелировал предшествующий спад. И еще растет импорт плодового вина в Россию. У нас же своих слив и яблок в России мало, нам бы болгарских или «премиальных» слив из Китая с Японией.
Украина размеры своего плодового рынка скрывает много лет. Но объем его должен быть серьезен.
У белорусов стояла на 2008 г. государственная двуединая задача: снизить потребление плодовых и нарастить потребление виноградных. У них пока процесс идет в одну сторону: и то, и другое падает на 10%. Своего они позже добьются.
Пиво
Против пива очень решительно настроены российские политики. Но и без них наш перенасыщенный пивной рынок упал в своем производстве на 8% в январе- августе 2009. Пиво с водкой – это фрагменты прошлого. Сегодня так пьют немногие. Поэтому пиво уходит как обычный низко алкогольный напиток на второй план. Когда мы говорили в октябре прошлого года о том, что пиво должно упасть среди низко алкогольных напитков в последнюю очередь как самый дешевый и фактически не имеющий конкурентов продукт, то мы не учли один очень важный момент- пивной рынок не успел устояться до кризиса на самом высоком для России уровне хотя бы несколько лет. Рост прекратился уже в 2008 г. И даже если бы не кризис, то роста в 2008 г. более чем на 2%- 3% все равно бы не было. Слишком бурно рос рынок в последние 10 лет. И без некоторой стабилизации на высоком уровне- откат закономерен. Если не введут утроение акцизов, то не уберут из киосков и павильонов, то пиво в 2010 г. может сохранить свои объемы на уровне 2009 г. (а это -10%-11% к 2008).
В Украине пиво закрепилось на уровне (-7%). Там с пивом пока эксперименты не проводят. Так до конца года и будет.
В Белоруссии спад производства пива на (-9%). Но при этом рост розничных продаж на (+4,8%). Поэтому началась борьба с импортным пивом. Которая и закончиться победой над ним.
САН
Россия в производстве САН достигла «дна» - (-17%) в январе- августе 2009 г. Но и этот показатель покажется счастьем производителям САН в 2010 г. Украина последний раз сообщила о ситуации на рынке САН в июне (спад в январе- июне составил (-4,1%).
По всей видимости, показатели в январе- августе также находятся в минусе. И наш рынок, и рынок Украины уже испытали максимумы производства и потребления этой продукции.
В Белоруссии – рост продаж (+4,6%). Именно поэтому белорусские политики раньше наших заговорили о САН с более радикальных позиций. В Белоруссии этот рынок просто уничтожат (и производство, и импорт, и розничные продажи). САН там просто больше не будет. Перспектив у этого рынка на территории наших государств нет.
Таблица 1. Сравнительная динамика изменения объемов легального производства алкогольной продукции в России (Р), Украине (У) и Белоруссии (Б) в кризисный период 2008- 2009 г.г. (в столбце Белоруссии: Р- розничные продажи; П- производство).
«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).
Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают
За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.
Пивной обзор третьей недели ноября
Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина
Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?
Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день