Статьи
03.09.2009
Чего ждать в будущем?
В связи с кризисом представляется маловероятным развитие легального рынка алкогольной продукции в 2009- 2011 г.г. в целом - тем более, что Правительство в последних высказываниях осознает серьезность проблемы. Ни объективных, ни субъективных причин для роста потребления виноградного вина, шампанского и игристого, а также коньяка в перспективе 2010- 2012 нет (если государство не поймет, что главной частью антиалкогольной компании на практическом уровне может быть перевод населения на низко алкогольную – натуральные вина, а не пиво и САН – продукцию). Все развитие объемов производства и продаж продукции легальных производителей будет связано с конкурентной борьбой за место на полке и в сознании потребителя с другими отечественными и зарубежными производителями.
По всей видимости, на 2010 г. сохранится ставка роста акциза (+10%); в 2010 на 2011 она может быть сохранена на прежнем уровне или увеличена. Введение единой ставки акциза на вино похоронит надежды на развитие потребления вина.
В то же время момент для роста серьезных компаний со своей сырьевой базой (хотя можно и возить виноматериал по бросовым ценам из Испании – у них кризис перепроизводства вина тоже надолго) достаточно благоприятной в связи с общей ситуацией на рынке- большая часть компаний ослаблена кризисом.
Главным направлением развития алкогольного рынка в означенный период будут:
- 2009 год сформирует структуру потребления, которая продержится в ближайшие несколько лет (улучшения ситуации в экономике и в уровне жизни не предвидится; реально мы получим в конце 2009 г. «очередной» 1991-ый- начнется индивидуальная борьба за выживаемость);
- более жесткое расслоение потребителей по ценовым сегментам (он уже практически произошло за первую половину 2009 г.);
- сужение объемов среднеценового сегмента (с одной стороны, потребители пойдут вниз; с другой, часть бывшего среднего класса сократит потребление алкоголя);
- одновременно- снижение потребление низко алкогольной продукции (виноградного вина, шампанского и игристого в самых дешевых сегментах – бедное население будет переходить на водку и суррогаты, а спустившееся сверху население уже не компенсирует выход населения из этих групп в самые нижние – нелегально – суррогатные).
Несмотря на падение ряда видовых и ценовых сегментов алкогольного рынка, это никогда не мешало расти отдельным компаниям, которые потенциал роста имели.
Итак:
Вино виноградное
По всей видимости, в 2010 г. можно будет ожидать:
- падения рынка вина относительно 2009 г на 5% - это если не введут единую ставку акциза (при падении рынка в 2009 г. на 12% относительно 2008);
- стабилизации объема рынка в 2010- 2012 г.г.;
- дальнейшего спада поставок вина по импорту (с вероятностью 70%).
- некоторого роста производства в 2010 (на 4%-5%) и стабилизации этого объема;
- ожидаю сокращения дешевого сегмента (до 100 руб) на 15% за счет ухода «бедных» потребителей в крепкий дешевый алкоголь (водка с соком- в лучшем случае);
- считаю ситуацию в 2011- 2012 г.г. в целом стабильно- негативной (нет причин для роста или спада потребления относительно 2010);
- предполагаю некоторый рост сегмента в 200- 250 руб. и до 300 руб. в 2010- 2011 г.г. (считаю, что здесь сосредоточится верхушка «нового кризисного среднего класса»);
- в целом нас ожидает конкуренция на сужающемся рынке;
- появление новых производителей высококачественных вин на рынке маловероятно;
- возможности для импортозамещения сохраняются;
- при введении единой ставки цена российского вина вновь приблизится к цене молдавского – посмотрим, в чью пользу будет выбор;
Ниже приводятся таблицы возможных изменений. От ошибок мы не застрахованы. Но каждая компания может для себя изменить эти данные и выработать свой сценарий развития рынка и своего собственного. В Таблице 1 мы попробовали отразить свое видение возможных объемных смещений на рынке виноградного вина.
Таблица 1. Рынок виноградного вина.
Коньяк
В 2008 и 2009 г.г. продолжался рост рынка, который в принципе не очень логичен. В других странах (Украина, Белоруссия и т.д.) идет спад потребления коньяка- бренди за счет отсутствия такого количества дешевого фальсификата, как в России. Вероятно усиление контроля именно за рынком коньяка, что может привести к закономерному спаду объемов. Кроме того, ожидаю возвращения «бедного» населения в «водку» из коньяка до 200 руб. Показателен тот факт, что даже «КиН» - абсолютный лидер нашего коньячного производства в России- создал проект демократического российского коньяка «Золотые купола» по цене до 230 руб. в розницу. Значит, компания тоже чувствует эту конъюнктуру. Кризис должен нарушить тенденцию тяги к вкусовым крепким напиткам у небогатой части населения. Есть предположение, что продукция до 200 руб. активно идет в коктейли в системе недорогой Хореки (и средней тоже).
2009 г. (как и на других рынках) сформирует рынок коньяка на ближайшие 3 года.
Импорт продукции уже упал до необходимого уровня – на 30%. Вероятна стабилизация объема на этом уровне с ростом не ранее 2011 г.
В Таблице 2 мы попробовали отразить свое видение возможных объемных смещений на рынке коньяка- бренди.
Таблица 2. Рынок коньяка.
Шампанское и игристое
На рынке шампанских и игристых вин можно ожидать следующее:
- 2009 г. стабилизирует рынок и сохранит в 2010 г., а затем возможен некоторый рост (в 2009 – спад рынка на 13%-18% относительно 2008 г. из-за проблем со спадом производства «Советского полусладкого» и снижения потребления шампанских и игристых в целом; продукт вновь становится на пару лет напитком праздничным и по конкретному поводу);
- внедряется мода на фруктовый вкусы- тема должна развиваться;
- ожидается работа компаний на стабилизировавшемся в 2009 г. с некоторой перспективой роста в отличие от тихих вин (угасший сегодня «романтизм продукта» с 2011 начнет восстанавливаться в сегментах от 100 до 300 руб.).
- ожидаю стабильность в самом дешевом (до 100 руб.) и дорогом сегментах (свыше 300 руб.) при некоторой перспективе роста в середине (от 100 до 300).
В Таблице 3 мы попробовали отразить свое видение возможных объемных смещений на рынке виноградного вина.
Таблица 3. Рынок шампанского и игристого.
ЦИФРРА
Дополнительная информация:
html
Возврат к списку
Other records:
«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).
Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".
Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают
За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.
Пивной обзор третьей недели ноября
Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.
Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина
Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?
Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день
5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.
Реклама:
Fatal error: Class 'MLClient' not found in /var/www/html/bitrix/templates/print/footer.php on line 11