Статьи

Чего ждать в будущем? 03.09.2009

Чего ждать в будущем?


В связи с кризисом  представляется маловероятным развитие легального рынка алкогольной продукции в 2009- 2011 г.г. в целом - тем более, что Правительство в последних высказываниях осознает серьезность проблемы. Ни объективных, ни субъективных причин для роста потребления виноградного вина, шампанского и игристого, а также коньяка в перспективе 2010- 2012 нет (если государство не поймет, что главной частью антиалкогольной компании на практическом уровне может быть перевод населения на низко алкогольную – натуральные вина, а не пиво и САН – продукцию). Все развитие объемов производства и продаж продукции легальных производителей  будет связано с конкурентной борьбой за место на полке и в сознании потребителя с другими отечественными и зарубежными производителями.

По всей видимости, на 2010 г. сохранится  ставка  роста акциза (+10%); в 2010 на 2011 она может быть сохранена на прежнем уровне или увеличена. Введение единой ставки акциза на вино похоронит надежды на развитие потребления вина.

В то же время момент для роста  серьезных  компаний со своей сырьевой базой  (хотя можно и возить виноматериал по бросовым ценам из Испании – у них кризис перепроизводства вина тоже надолго) достаточно благоприятной в связи с общей ситуацией на рынке- большая часть компаний ослаблена кризисом. 

Главным  направлением развития алкогольного рынка в означенный период будут:
- 2009 год сформирует структуру потребления, которая продержится в ближайшие несколько лет (улучшения  ситуации в экономике и в уровне жизни не предвидится; реально мы получим в конце 2009 г. «очередной» 1991-ый- начнется индивидуальная борьба за выживаемость); 
- более жесткое расслоение потребителей по ценовым сегментам (он уже практически произошло за первую половину 2009 г.);
- сужение объемов среднеценового сегмента (с одной стороны, потребители пойдут вниз; с другой, часть бывшего среднего класса  сократит потребление алкоголя);
- одновременно- снижение потребление низко алкогольной продукции (виноградного вина, шампанского и игристого в самых дешевых сегментах – бедное население будет переходить на водку и суррогаты, а спустившееся сверху население уже не компенсирует выход населения из этих групп в самые нижние – нелегально – суррогатные).

Несмотря на  падение ряда  видовых и ценовых сегментов алкогольного рынка, это никогда не мешало расти отдельным компаниям, которые потенциал роста имели.

Итак:

Вино виноградное
По всей видимости, в 2010 г. можно будет ожидать:
- падения рынка вина относительно 2009 г на 5% - это если не введут единую ставку акциза (при падении рынка в 2009 г. на 12% относительно 2008);
- стабилизации объема рынка в 2010- 2012 г.г.;
-  дальнейшего спада поставок вина по импорту (с вероятностью 70%).
-  некоторого роста производства в 2010 (на 4%-5%) и стабилизации этого объема;
- ожидаю сокращения дешевого сегмента (до 100 руб) на 15% за счет ухода «бедных» потребителей в крепкий дешевый алкоголь (водка с соком- в лучшем случае); 
- считаю ситуацию в 2011- 2012 г.г. в целом стабильно- негативной (нет причин для роста или спада потребления относительно 2010);
- предполагаю некоторый рост сегмента в 200- 250 руб. и до 300 руб. в 2010- 2011 г.г. (считаю, что здесь сосредоточится  верхушка «нового  кризисного среднего  класса»);
- в целом нас ожидает конкуренция на сужающемся рынке;
- появление новых производителей высококачественных вин на рынке маловероятно;
- возможности для импортозамещения сохраняются;
- при введении единой ставки цена российского вина вновь приблизится к цене молдавского – посмотрим, в чью пользу будет выбор;

Ниже приводятся таблицы  возможных  изменений. От ошибок мы не застрахованы. Но каждая компания может для себя  изменить эти данные и выработать свой сценарий развития рынка и своего собственного. В  Таблице 1 мы попробовали отразить свое видение  возможных объемных смещений на рынке виноградного вина.

Таблица 1. Рынок виноградного вина.

Коньяк
В 2008 и 2009 г.г. продолжался рост рынка, который в принципе не очень логичен. В других странах (Украина, Белоруссия  и т.д.) идет спад потребления коньяка- бренди  за счет отсутствия такого количества дешевого фальсификата, как в России. Вероятно усиление контроля именно за рынком коньяка, что может привести к закономерному спаду объемов. Кроме того, ожидаю возвращения «бедного» населения в «водку» из коньяка до 200  руб. Показателен тот факт, что даже «КиН» - абсолютный лидер нашего коньячного производства в России-  создал проект демократического российского коньяка «Золотые купола» по цене до 230 руб. в розницу. Значит, компания тоже чувствует эту конъюнктуру. Кризис должен нарушить тенденцию тяги к вкусовым  крепким напиткам у небогатой части населения. Есть предположение, что продукция до 200 руб. активно идет в коктейли в системе недорогой Хореки (и средней тоже).

2009 г. (как и на других рынках) сформирует рынок коньяка на ближайшие 3 года.

Импорт продукции уже упал до необходимого уровня – на 30%. Вероятна стабилизация объема на этом уровне с ростом не ранее 2011 г.

В Таблице 2 мы попробовали отразить свое видение  возможных объемных смещений на рынке коньяка- бренди.

Таблица 2. Рынок коньяка.

Шампанское и игристое
На рынке шампанских и игристых вин можно ожидать следующее:
- 2009 г. стабилизирует рынок и сохранит в  2010 г., а  затем возможен некоторый рост (в 2009 – спад рынка на 13%-18% относительно 2008 г. из-за проблем со спадом производства «Советского полусладкого» и снижения потребления шампанских и игристых в целом; продукт вновь становится на пару лет напитком праздничным и по конкретному поводу);
- внедряется мода на фруктовый вкусы- тема должна развиваться;
- ожидается работа компаний  на стабилизировавшемся в 2009 г. с некоторой перспективой роста в отличие от тихих вин (угасший сегодня  «романтизм продукта»  с 2011 начнет восстанавливаться в сегментах от 100 до 300 руб.).
- ожидаю стабильность в самом  дешевом (до 100 руб.) и дорогом сегментах (свыше 300 руб.) при некоторой перспективе роста в   середине (от 100 до 300).

В Таблице 3 мы попробовали отразить свое видение  возможных объемных смещений на рынке виноградного вина.

Таблица 3. Рынок шампанского и игристого.


ЦИФРРА


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Other records:

«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).  «ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).

Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".




Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают

За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.

Пивной обзор третьей недели ноября Пивной обзор третьей недели ноября

Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.

Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина

Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?

Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день

5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.

Реклама: