Статьи

Водка вместо пива 21.08.2009

Водка вместо пива

В правительстве обсуждают возможность небольшого повышения акциза на алкоголь и уравнивания его на сильно- и слабоалкогольные напитки. Пивные компании, естественно, категорически против. Эксперты считают, что для того, чтобы победить алкоголизм в стране, нужны более кардинальные меры.

В правительстве обсуждают меры по борьбе с пьянством и регулированию алкогольного рынка. На прошлой неделе заседание провел президент РФ Дмитрий Медведев. А к пятнице появился протокол совещания правительства под председательством Владимира Путина, посвященного выработке нового комплекса мер по регулированию алкогольного рынка. Основное решение – повысить акцизы на слабоалкогольную продукцию. Сейчас производители крепкого или слабого алкоголя платят соответственно 191 и 121 рубль за 1 литр спирта в готовой продукции. С 2010 года рассматривается вариант уплаты 210 рублей за 1 литр спирта и теми и другими. Помимо этого рекомендуется внедрить лицензирование перевозок спирта, а также 100-процентную предоплату акциза покупателем спирта или предоставление банковской гарантии на эту сумму с максимальной шестимесячной отсрочкой платежа. Для усовершенствования налогов образуется правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова, говорится в протоколе заседания.

Производители алкоголя бьют тревогу, а наркологи считают, что такими мерами пьянство в стране не победить. Скорее всего, правительство хочет лишь частично залатать кризисные дыры в бюджете за счет производителей алкоголя и сделать вид, что борется с алкоголизмом.

Больше всех недовольны производители пива. Они уверяют, что новый акциз поставит под угрозу весь их бизнес, а покупатели переметнутся в сторону суррогатной водки, которая окажется в той же ценовой категории.

«Стоимость нашей продукции повысится примерно на 20%, – говорит директор по корпоративным связям и информации ОАО „Пивоваренная компания „Балтика” Алексей Кедрин. – Сейчас бутылка пива в среднем стоит 25-30 рублей, а будет дороже на 5-6 рублей. В результате потребление снизится, и производство пива сократится. Отрасль и так последние два года не растет. За 2008 год отрасль упала на 1,5% (в том числе и из-за прошлых повышений акцизных ставок), в 2009-м – падение на 8-9% (в основном из-за снижения покупательской активности в кризис). В результате планируемого повышения акцизов из отрасли уйдут мелкие игроки. Сократится число рабочих мест. Пострадают смежные отрасли: стекольная, баночная, аграрный сектор». Даниил Бриман, председатель совета Союза российских пивоваров, вице-президент компании «Балтика», отмечает, что сегодня пивоваренная отрасль дает около 3% рабочих мест всей пищевой промышленности России, обеспечивая при этом более 20% валового продукта этой промышленности.

По оценкам экспертов, в целом более 85 тыс. рабочих мест в смежных отраслях могут оказаться под угрозой в случае принятия такого решения, предупреждает Ирина Архипова, директор по корпоративным отношениям пивоваренной компании SUN InBev.

По мнению Кедрина, после повышения акцизов на пиво разница по стоимости между водкой и пивом сократится, и народ будет еще больше спиваться – выбирая крепкие напитки. «При резком увеличении акциза на пиво крепкие спиртные напитки, в том числе суррогаты, становятся более дешевыми и доступными. Мы не видим в этом логики. Такие решения противоречат любым попыткам сместить баланс потребления в сторону напитков с меньшим содержанием алкоголя», – говорит Архипова.

«Действительно, нам грозит массовый переход на потребление водки, причем самой дешевой суррогатной, – подтверждает пресс-секретарь группы компаний „Фаюр-Союз” (производитель водки и спирта) Кирилл Пугач. – Наша продукция – водка от 100 рублей – также подорожает на 11-12 рублей. Но на общем потреблении алкоголя это никак не скажется». По мнению врача-нарколога, руководителя медицинских программ фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Сергея Полятыкина, снизить употребление спиртного в России может лишь кратное увеличение стоимости спиртных напитков. «Чтобы действительно снизить потребление спиртного, бутылка пива должна стоить 200 рублей, а водки – 500. Так было в Польше, и это дало очень хорошие результаты», – говорит Полятыкин. Пугач добавляет, что антиалкогольная кампания должна строго ограничивать продажу алкоголя только в магазинах и ввести запрет на продажу в ночное время.

Впрочем, считает Пугач, пока предложение о повышении акцизов не окончательное. «В самом правительстве единого мнения на этот счет не существует. Например, Кудрин недавно выступал за квотирование поставок спирта», – говорит Пугач.

Архипова это подтверждает. «В России в настоящий момент рассматривается несколько сценариев повышения акциза. Окончательный вариант пока не принят».

В целом же стенания представителей пивной отрасли несколько преувеличены – пиво в России дешевое и лишние 5 рублей вряд ли повлияют на выбор россиян. Только вот уменьшению пьянства это способствовать никак не будет. В данном случае выиграет только бюджет. И то, если алкогольная промышленность будет платить все, с нее причитающееся. Пока поступления в бюджет от алкогольных акцизов небольшие – менее 1% от его общего объема. Администрирование этого налога оставляет желать лучшего. В прошлом году только от производителей спирта государство должно было получить акцизов более 13 млрд рублей. А вышло в два раза меньше: спиртозаводы гнали в ночную смену «левак».

Екатерина Шохина

Журнан "Эксперт"


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Other records:

«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).  «ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).

Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".




Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают

За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.

Пивной обзор третьей недели ноября Пивной обзор третьей недели ноября

Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.

Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина

Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?

Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день

5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.

Реклама: