Статьи

Коньяк - продукт стабильный 09.07.2009

Коньяк - продукт стабильный


«В условиях кризиса в России с октября 2008 г. мы наблюдаем разнонаправленные изменения в структуре рынка легального алкоголя: в сфере производства, импорта и потребления. Одними из самых перспективных и надежных продуктов в период кризиса останутся в России коньяк и бренди».
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.


Ситуацию на рынке крепкого алкоголя в России (речь идет в данном случае только о легальном производстве) наглядно демонстрирует табл. 1, на которой представлена сравнительная динамика производства различных видов крепкого алкоголя (водка, ЛВИ крепкие и некрепкие, коньяк и бренди) с октября 2008 по январь 2009 г. Объемы импорта коньяка и бренди в этот период определялись тем, что и в октябре, и в ноябре российские импортеры завозили продукцию, которую заказывали производителям еще до кризиса. Российский бизнес гибко и быстро реагирует на продажи продукции на рынке, поэтому объемы производства уже в ноябре четко отражали ситуацию на рынке.

Мы видим, что по итогам 2008 г. в группе крепкой алкогольной продукции в «плюсе» закончили год только ЛВИ – за счет роста производства крепких настоек – и коньяк с бренди. Наиболее стабилен рост в сегменте крепких ЛВИ как значительно более дешевой, чем коньяк, «вкусовой» крепкой продукции. По коньяку мы наблюдаем мизерный спад производства в октябре 2008 (на 0,3%) относительно октября 2007 (первый месяц кризиса фактически не снизил производство, а слегка «отрезвил» компании – в условиях осознания возможных неплатежей за поставки компании просто сократили складские запасы). Уже в ноябре рынок потребовал нарастить производство – прирост составил 36%, это был явно слегка избыточный прирост (производили с запасом); за ним последовал объективный спад в декабре на 2% относительно декабря 2007 г. Это тоже в большей степени и не спад, а выравнивание рынка. Производители коньяка, наблюдая спад в производстве водки на 15–20% ежемесячно, просто приноравливались к кризису. В результате 2008 г. был закончен с приростом производства на 29%.

Даже при таком плюсе январь 2009 г. дал прирост производства в 6,9%. Мы ожидаем, что темпы прироста в 15–20% теперь уже в прошлом и предполагаем рост на уровне не более 10% или, в худшем случае, – стабильность производства относительно 2008 г., что позволит и развивать производство, и частично заместить продукцией таких производителей, как «КиН», импортные коньяки и бренди, серьезно подорожавшие в связи с ростом курса основной мировой и европейской валюты.

В табл. 2 детально отражена динамика импорта коньяка и его основных конкурентов в период начальной фазы кризиса. Октябрь и ноябрь 2008 г. вполне можно списать на остаточные явления предкризисного периода. «Откорректированный» российскими импортерами продукт начал поступать во второй половине ноября – в декабре 2008 г. Поэтому мы видим спад по всей подгруппе КСН (виски, ром, джин, текила, абсент) начиная с декабря 2008 г. Налицо катастрофический предновогодний спад по импорту водки и ЛВИ в ноябре и декабре 2008 г., с некоторым приростом в январе 2009 г. (на 5,8%), что и приростом назвать трудно после такого двухмесячного спада.

При этом импорт коньяка и бренди чувствовал себя превосходно в октябре 2008 г. (+86,7%) на фоне еще нескромного тренда всемирной «премиумизации». В ноябре после такого прироста спад был вполне естествен (новогодний коньяк уже завезли в октябре); в ноябре 2008 г. прирост составил всего 5,3%. При этом даже декабрь 2008 г. дал плюс (14,3% к декабрю 2007 г.). И отрезвляющий показатель импорта коньяка в январе 2009 г.: -43%. Однако и здесь хоронить рынок рано – прирост импорта коньяка и бренди в 2008 г. дал 50,6%. Так что остатки на рынке должны быть не маленькие. Более показательным станет импорт февраля и марта 2009 г. Мы ожидаем, что импорт коньяка и бренди в Россию в 2009 г. сократится не менее чем на 20%. В то же время не должен серьезно сократиться импорт коньячных спиртов из Франции; именно коньяк, приготовленный из французских спиртов в России, будет частично замещать импорт.

Но основным фактором, влияющим на рост или падение производства и импорта, является спрос потребителя на продукцию. И в этом плане очень обнадеживающе выглядит статистика Росстата (при всем недоверии к ней, динамическим изменениям верить можно, так происходят одни и те же ошибки) – динамика объемов розничных продаж коньяка и бренди в начальный этап кризисного периода (октябрь 2008 – январь 2009 г.). Табл. 3 дает вполне позитивный прогноз, хотя до Нового года жители России продолжали жить «по инерции» – предновогодний период психологически не допускал снижения трат на удовольствия (а коньяк – это не столько алкоголь, сколько удовольствие).

Поэтому помесячный рост продаж с сентября по декабрь 2008 г. (относительно соответствующих месяцев 2007 г.) – на уровне 15–20%. И даже «отрезвляющий» январь дал прирост в 14%. Но полного отрезвляющего влияния кризиса на рынок в январе 2009 г. еще не было. Показательными будут следующие 3 месяца: февраль – апрель 2009 г. Можно предположить, что спада или серьезного спада розничных продаж коньяка в России не произойдет.

На самом деле рынок коньяка не столь велик по объему: около 120 млн л в год (производство и импорт); продажи примерно на этом же уровне.

Другое дело, что значительная часть коньяка на рынке остается при этом фальсифицированной. Еще раз приведем печальную статистику: для производства того количества вина виноградного, шампанского и игристого, а также коньяка, которые производятся в России, необходимо не менее 170 млн дал виноматериалов. При этом на производство только коньячных спиртов необходимо около 100 млн дал виноматериалов. Мы получаем в России около 20 млн дал виноматериалов; завозим в среднем 35 млн дал; итого – в пределах 60 млн дал. Не хватает еще 110 млн дал сырья. Завозим по импорту не более 3 млн дал коньячного спирта; если даже он 70%-ный, то это – около 5,3 млн дал спирта по 40%, и на него требуется не менее 50 млн дал виноматериалов. Вычтем их из 110 млн дал; в остатке – 60 млн дал. Такое количество сырья «гуляет» в России то ли в виде нелегального сырья, то ли фальсификата, то ли еще как. И немалая доля падает на коньяк. Ввиду этого и дистрибьюторам, и покупателям следует объяснять, что коньяк нужно покупать только известных брендов и известных производителей. Коньяк – это все-таки не водка, которая, будучи дороже на 110–120 руб. за 0,5 л, практически не отличается одна от другой.

Вторая важная проблема – проблема подделок. История эта не нова. Успешные бренды подделывают, нанося не только материальный ущерб компании-производителю и владельцу бренда, но и «моральный» ущерб самому продукту. С такими фактами столкнулся недавно «КиН» в отношении коньяка «Московский». Сколько в России поддельного армянского коньяка – не знает никто; раньше эта тема активно обсуждалась, но теперь как-то сошла на нет. Возвращение молдавского коньяка не могло не вызвать начало процесса подделки на нашем рынке и молдавских коньяков.

Еще раз повторимся: коньяк – это не алкоголь, а прежде всего удовольствие, и не хотелось бы омрачить это удовольствие покупкой фальсифицированного коньяка. Гарантом надежности коньяка является известный на рынке и проверенный партнер-производитель.


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Other records:

«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).  «ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).

Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".




Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают

За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.

Пивной обзор третьей недели ноября Пивной обзор третьей недели ноября

Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.

Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина

Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?

Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день

5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.

Реклама: