Статьи

27.10.2008

Из кризиса в кризис- путь алкогольного рынка России

Можно, конечно, говорить о финансово- кредитном мировом и российском кризисах, но фактически мир вступил в состояние Третьей мировой войны; именно такой она и будет. Сегодня главным оружием стали не бомбы и снаряды, а деньги в системе мирового глобализированного бизнеса. Мы в кризисе экономической философии.

В условиях неизбежного падения цены на нефть в 2 раза (до 60- 70 дол) в России неизбежно возрастает роль алкоголя как экономической составляющей бюджета, а значит- можно ожидать еще более «повышенного» внимания к алкоголю со стороны государства. Не будет ни снижения акцизов, ни введения минимальных  цен на уровне разумных и обеспечивающих доступность легального алкоголя малоимущим, и ничего не изменится на нашем рынке, а доля  нелегальной водки будет и дальше расти (хотя – напрашивается обратный вывод). 

Алкогольный рынок России – средоточие всех социальных и экономических проблем нашего государства. Именно поэтому предкризисное состояние  и послекризисное восстановление стали для нашего рынка  практически нормальным состоянием. Россия- это прежде всего рынок водки и ее суррогатов, а также пива. Северные земные территории  в большей степени сосредоточены в нашей стране. И,  несмотря на  плоды цивилизации, мы остаемся государством с самой ярко выраженной северной структурой потребления алкоголя. Но причины этого явления в России давно уже не климатические, а социальные.  Мы употребляем на душу населения в 1,65 раза больше крепкого алкоголя, чем скандинавы, но при этом пьем вина в 3 раза меньше тех же финнов и шведов, не говоря уже о более южных европейцах. В то же время уровень потребления пива у нас уже почти достиг американского. Поэтому о кризисах алкогольного рынка в России лучше говорить с точки зрения стратегического направления - водочного производства.

История современной России преподносила нашему рынку кризисы регулярно и с завидной периодичностью, начиная с сухого закона еще в Советском Союзе. Далее   трехлетние циклы с годом кризиса в начале цикла чередовались до 2004 г. Напомню только последние события: 1992 г. – административный кризис-  «развал»  алкогольного рынка, связанный с распадом  Советского Союза; 1995 г. – административный кризис-  начало кризиса производства легальной водки, затянувшегося на 3 года (спад легального производства со 135 до 78 млн дал в год); 1998 г.г. – административный кризис – дефолт со всеми вытекающими последствиями; 2001 г. – административный кризис- создание акцизных складов (в результате была разрушена вся система коммерческих связей между производителями и дистрибьюторами, которая восстанавливалась около полугода с естественными проблемами, связанными заменой акцизных марок); 2004 г. –  коммерческий кризис- весеннее- летний кризис импортеров алкоголя, связанный с избытком  импортной продукции в России.

Таким образом, до 2005 г. все кризисы алкогольного рынка носили административный характер, за исключением кризиса 2004 г. При этом периодически возникали и другие кризисные ситуации регулярно, но глобальные –раз в 3 года. В то же время дефолт 1998 г. «убрал» с прилавком на какое-то время импортное вино, что позволило вторую половину года российским виноделам  чувствовать так же вольготно, как они себя чувствуют сегодня, безраздельно  господствуя в сегменте дешевого вина. Кто –то в кризис выигрывал, кто-то проигрывал. 

Начиная с 2005 г. цикличность алкогольных кризисов была нарушена. В начале 2005 г. в административный кризис были ввергнуты российские производители натуральных вин: два месяца заводы стояли и ждали документального решения о выводе натуральных вин из системы акцизных складов (Правительство с ноября не успело выпустить соответствующие документы). 2006 год прошел под знаком мощнейшего системного административного кризиса: в начале года стояли от 2 до 4 месяцев производители алкоголя; летом- в июле стоялая вся отрасль после «введения» в систему ЕГАИС оптовых компаний.

Только 2007 г. был относительно спокойным, который позволил отрасли выйти на практически докризисные объем рынка по большей части показателей; при этом активно начали расти сегменты производства виноградных вин, производства и  потребления коньяка, шампанских и игристых вин, импорта крепкой алкогольной экзотики (виски, ром, текила, джин, абсент). 

К 2008 г. на алкогольном рынке России произошли основные процессы, которые должны были определить развитие рынка в дальнейшем:

В таких условиях алкогольный рынок вошел в 2008 г. При этом, если до сентября 2008 г. определяющим фактором роста цен на продукцию был преимущественно рост акцизов, то  с сентября 2007 г. главным фактором стал растущий  уровень инфляции (по нашим оценкам уровень потребительской инфляции в 2007 г. составил более 25%). При этом определенные государством минимальный прожиточный уровень и минимальный набор продуктов  на 1 человека составляют от 3 000 до 5 000 рублей в зависимости от региона.

С января по  сентябрь 2008 г. (до начала  мирового и российского финансово- кредитного кризиса) произошел ряд дополнительных важных событий:

В таких до условиях алкогольный рынок в целом вошли в финасово- кредитный кризис мирового и российского рынка в сентябре 2008 г. 

В связи с тем, что практически нет на нашем рынке компаний, которые не зависят от кредитных линий «чужих» банков, за исключением компании «Русской стандарт», зависящей от банка, входящего в состав Холдинга, 11 заводов «Росспиртпрома, принадлежащих на 51%  «ВТБ» и ряду других компаний, в капитале которых банки участвуют непосредственно, можно сказать, что кризис достаточно больно ударит по нашим компаниям: и производителям, и импортерам, и дистрибьюторам. Розница в лице ритейла уже нашла выход: они собираются кредитоваться за счет поставщиков продукции (так 10 лет работал на российском рынке «Рамстор»- отсрочки платежа составляли до 90 дней). Некоторые сетевые продавцы уже объявили  об увеличении отсрочки платежа поставщикам алкоголя до 60-90 дней. Такую отсрочку могут себе позволить только очень крупные и диверсифицированные компании. А таких на рынке не так много. 

На днях было объявлено, что единственной «прозрачной» в России алкогольной компании «Синергия» банк  ВТБ может открыть кредитную линию на сумму до 350 млн руб. со ставкой до 30% годовых для «дочек» алкогольного холдинга «Синергия». Можно представить – насколько должна вырасти цена продукции при такой новой ставке кредита. 

Ряд экспертов считает, что любой финансовый кризис  приводит к оздоровлению системы – якобы выживают самые профессиональные игроки. Может быть, в мире где-то это так и есть. Но в России чаще выживают игроки с более развитым административным ресурсом. Я не помню кризиса в современной России, который бы нас «оздоровил». Российские кризисы богатых делают богаче, бедных – беднее. А мы работаем для конкретных потребителей из этих двух категорий.

Итак, что мы получим в результате этого кризиса:

Но все может быть и совсем иначе.

Трудно также сказать- будет ли нынешний кризис  алкогольного рынка последним. Российская власть готова признать кризисом рынка лишь дефицит алкоголя на полках магазинов (как это произошло в июле 2006 г.), мы же, как участники рынка, трактуем понятие кризиса гораздо шире. Дефицита продукции в целом в рамках  данного кризиса быть не должно. 

А по поводу кризиса в целом- государствам и правительствам пока просто не хватает смелости признать, что мы переживаем не экономический, а философский кризис общественного развития, спровоцированный отпущенной на волю глобализированной мировой рыночной экономики и очередной  тупик развития капитализма. По мере своей глобализации бизнес выходит из под контроля одного государства и «теряется» для контроля   в «мировых просторах». Миру при глобализированном бизнесе нужно эффективное «мировое правительство». Глобализированный, олигархический бизнес (даже в виде любых форм акционирования) ставит свои интересы выше государственных. В России его попытались заставить работать в интересах государства, в мире – нет. Он фактически бесконтролен и в таких  масштабах не способен к гармоничному саморегулированию, а лишь к спекулятивному росту собственной капитализации. Сегодня нет в мире механизма экономической гармонизации олигархических бизнесов и мировой системой государственных образований.

Кризис сегодня очищает бизнес от той «шелухи», которую на нем нарастили (как коросту) маркетинг, PR, реклама и брендинг. Это благодаря именно этим инструментам  введения в заблуждение  потребителей (как юридических лиц, так и физических, а также государственных институтов всех стран)  оказалась в разы завышена «реальная цена» ценных бумаг и самой  мировой экономики в целом. Неумеренное влияние брендинга (а он рождает не реалии, а ощущения, заблуждения и чувства) и привело прежде всего к кризису, какую бы экономическую подоплеку не искали сегодня в причинах. Виноват в кризисе брендинг мировых финансовых институтов. Это его выбрали владельцы бизнесов в качестве показателя своего роста  из области критерия Гудвилла. Он многократно увеличивал реальную капитализацию компаний.  Брендинг (особенно за последние  10 лет) привел к переходу экономики от реальной к  экономике брендов (экономике ощущений).

Брендинг создавал и создает  иллюзию роста, далекую от реального роста. Избыток денег, которые активно поляризовались в руках  «богатых» в последние десятилетия нашли только одну возможность «овеществления» - ценные «бумажки» компаний. И дутый рост  активизировался, а теперь опускается до реальной стоимости.  Аналог этих процессов на алкогольном рынке – его премиумизация. Если в физическом объеме расти сложно, то он должен расти в выгодном узкой группе бизнеса финансовом объеме. И он растет. Мы совсем недавно рассказали о том, что такое водочный тренд на мировом рынке – это рост не столько физический на рынках запада, сколько ценовой.

Государства  сами виноваты в кризисе и в том,  что спокойно взирали на то, как бизнес- монстры мирового рынка занимались жуткой спекуляцией, выражавшейся в необоснованной рыночной капитализации компаний, создавали  мыльные пузыри из своих акций.  Государство должно создавать системы защиты от  спекуляций бизнеса. Произошел действительно глобальный прежде всего философский, а затем уже экономический кризис всей системы капитализма. Пузырь лопнул, теперь государствам приходится выручать бизнес. С этого мирового кризиса у бизнеса не будет возможности в будущем надувать мыльные пузыри столь безответственно и бесконтрольно в процессе мировых IPO и т.д.  – процесс возьмут под контроль государства.  Без элементов национализации бизнеса мир только будет углубляться в кризис. Никакие финансовые вливания без гарантий последнего оплота – самих государств - не вернут фондовый рынок к жизни. 

Поскольку другого пути развития капитализм предложить не может, то рынок упадет до более –менее реальных показателей, гармонизирующих реальную экономику и «ощущения» потребителей (юридических и физических). По большому счету, кризис должен выставить реальные цены на все, что в последнее время «одурманил» брендинг компаний и ценных бумаг. И не экономический или кредитный в мире кризис, а философский. Философия  бизнеса, основанного на брендинге с наличием огромных поляризированных денежных средств, завела в тупик мировой рынок. Неэффективны внутренние  механизмы  регулирования мировой экономики.

В любом случае- без алкоголя Россия не останется.

ЦИФРРА


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Other records:

«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).  «ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).

Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".




Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают

За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.

Пивной обзор третьей недели ноября Пивной обзор третьей недели ноября

Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.

Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина

Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?

Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день

5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.

Реклама: