Статьи

24.09.2008

Об итогах...

     Видимо, пора российским экономистам подвести первые итоги деятельности иностранцев на российском алкогольном рынке. Пока этом процессе не видно системности, хотя первые сделки вполне понятны: иностранцы забрали под себя водочный бренд №1 в России «Зеленую марку», наиболее популярный на западе (да и в России №2)  российский бренд «Парламент», а также дистрибьютора элитного алкоголя №1 компанию «Уайт-Холл».

      Более того, все эти активы (за исключением половины «Зеленой марки» и «Русского алкоголя» сосредоточил в своих руках  польско – американский оператор – компания CEDC. Но еще до российских покупок  компания приобрела в Украине Черкасский ЛВЗ, на котром собирается разливать свои польские бренды. Таким образом, если даже отбросить все прочие зарубежные активы компании в других странах, на базе приобретений активов в России и  Украине сложился вполне приличный холдинг компаний, а точнее  группа компаний. Поскольку пока неясно – будет ли каким-то образом вырабатываться единая политика новых активов на российском рынке.

    Пока новое польско – американское образование (которого организационно нет) чем-то очень напоминает  российский ТД «МВЗ», который создавался как-будто из случайных заводов и который сегодня новое руководство пытается каким-то образом объединить, вдохнуть новую «маркетинговую душу» в проект. Но в отличии от «МВЗ»  поляки вложили свои деньги в лучшие компании, где не требуются дополнительные средства в возрождение проектов, как это происходит в ситуации с «МВЗ». 

   У нас вызывает большое количество вопросов – какое влияние будет оказывать новый собственник на компании? Дело в том, что каждый приобретенный актив CEDC -  вполне самодостаточная компания с полным комплексом маркетинговых заслуг и инструментов. В их кухню лучше не лезть. Лучшей политикой нового владельца была бы политика невмешательства в оперативную деятельность. Хватит ли на это сообразительности у нового владельца – пока сказать сложно. Но какая - то координирующая группа этой компании по управлению российскими активами, наверняка, будет создана в России. Крупные иностранные алкогольные компании в России – большие «тихушники».
 
   Вообще-то эксперты «ЦИФРРА» ожидали во втором квартале 2008 г. создания совместных  российско- украинских алкогольных компаний (не украино – российских, а именно российско- украинских). В любом случае украино- российский вариант менее предпочтителен для западных покупателей, чем российско- украинский (думали о возможном слиянии «Синергии» и «Оверлайна», но ситуация сложилась иначе). Если бы не приобретение западными компаниями «Парламента» в 1 квартале и «Русского алкоголя» и «Уайтхолла» во втором квартале (то есть, западные компании перенесли, по всей видимости,  продолжение своих  активных действий на самый конец 2008 и 2009 г.), то мы наверняка имели бы одну- две крупные водочные российско- украинские компании в конце 2008 г.  Поскольку российско-украинский водочный рынок рассматривается западными компаниями как единый, несмотря на вступление Украины в ВТО. Но произошло иное: российский и украинский рынок начали объединять  поляки  в рамках одной своей компании:  CEDC. Тот же «Союз-Виктан» все равно остается украинской компанией, которая создала отделение своей компании и на российском рынке, как те же «Немирофф» и «Хортица» и ряд других украинских компаний. Свое представительство открыла в Украине «Синергия». Но это внутриобъединительные действия, а над этим стоит пока непонятный проект собирания активов в России и Украине поляками.

    Причем, что интересно: если в Украине был куплен средний и заурядный завод без особых успехов и заслуг на украинском рынке (там была нужна только производственная площадка для своих брендов), то в России были куплены лучшие активы. Кто помешает теперь разливать ту же «Зеленую марку» или «Парламент» в Украине на Черкасском заводе для западного и украинского рынков?

   По нашему мнению, следующей крупной покупкой западных компаний должна быть сделка с «Омсквинпромом» (будет ли этим покупателем CEDC- вряд ли).  Так де как непонятно- проявит ли себя еще в чем-нибудь второй основной владелец «Русского алкоголя» - фонд «Лион капитал»? Эта компания интересуется соковым направлением в Украине и России. По чьей просьбе приобрела она часть «Русского алкоголя»- пока тоже тайна.

    Не торопятся иностранцы вкладывать свои деньги в вино- коньячное производство в России…

   Ну, а пока новый владелец ведущих алкогольных активов России не мешает работать своим активам: по крайней мере, по итогам 1 полугодия и января- августа 2008 г. продолжается рост показателей на всех трех российских площадках, принадлежащих CEDC. Более того, новый владелец ничем внешне себя до сих пор не проявил. Это вселяет надежду на то, что ломать успешную политику  своих  недавно приобретенных компаний он станет, во всяком случае на российском рынке.  Но пока ничем не проявила себя компания в вопросах оказания помощи в экспорте тому же «Парламенту», которым владеет уже почти полгода. Вот это странно.  

   Весь предыдущий материал был написан 9 сентября, а 11 появилась новая информация- дополняющая. Словно прочитали наши мысли иностранцы. Так, компания «Парламент Дистрибьюшн» договорилась с крупнейшим мировым производителем калифорнийских вин E. & J. Gallo Winery о дистрибуции его продукции на российском рынке. Уже до конца года «Парламент» начнет поставлять в розницу первую марку американского производителя — Carlo Rossi, розничная цена которой в рознице будет варьироваться от 200 до 300 руб. В качестве ответного шага Gallo Winery может взять на себя федеральную дистрибуцию водки «Парламент» в США.

   «Парламент Дистрибьюшн» входит в управляющую компанию, владеющую водочным брендом «Парламент». Владеет производственными активами на базе ЗАО «Урожай» с площадками в Балашихе, Серпухове, Рязани и Туле. По данным Росстата, в январе—июне 2008 года компания произвела около 1,3 млн дал крепкого алкоголя. Основные бренды — водки «Парламент», «Урожай» и «999,9». В этом году владельцем 85% акций управляющей компании «Парламента» стал крупнейший польский производитель водки Central European Distribution Corporation (CEDC). Сделка ценой 309,4 млн долл. была закрыта в марте. E. & J. Gallo Winery — второй по величине производитель вина в мире. Годовой объем продаж составляет около 72 млн дал вина (ровно столько потребляется виноградного вина в России в год). 


    Ценовой сегмент в 200—300 руб., в котором будут продаваться вина Gallo, сейчас показывает хорошую динамику роста. За последние четыре года он увеличился почти вдвое и сегодня занимает около 5% от общего объема рынка вина, продаваемого в России. При этом,   доля калифорнийских вин в России крайне пока незначительна (а сами по себе вина хороши): по итогам 1 полугодия 2007 г. было ввезено 91 000 дал американского вина в Россию, что составило 0,75% от импорта вина, а в 1 полугодии 2008 г.- 106 000 дал, что составило 0,91% от импорта. То есть, доля американского вина на российском винном рынке составляет примерно 0,35% объема. По крайней мере в России будет больше хорошего вина…    

    На самом деле это «микропроект» для «Парламента», который практически ничего не даст «Парламенту», но этой продукцией занимается  новый иностранный владелец компании в Европе, так что это надо прежде всего CEDC. Единственный плюс- возможная дистрибьюция «Парламента» в США. Но – непохоже, чтобы в этом был заинтересован новый владелец.

ЦИФРРА


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Other records:

«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).  «ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).

Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".




Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают

За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.

Пивной обзор третьей недели ноября Пивной обзор третьей недели ноября

Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.

Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина

Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?

Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день

5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.

Реклама: