Статьи

Вадим Дробиз: ряд вопросов к правительству по поводу переноса акцизов 03.07.2011

Вадим Дробиз: ряд вопросов к правительству по поводу переноса акцизов


1 июля настал  «День полной солидарности спирта и водки в России». Акциз переходит  на предоплату. Но насколько мне известно – ни одна организация России пока для себя этот переход не прояснила четко и точно (даже сами  госструктуры). Спасибо Павлу Шапкину – используя старые связи он организует 5 июля встречу-семинар бизнеса с профильными чиновниками.
     
Но, пардон, это уже 5 июля. И вообще-то госструктуры к 15 июня были обязаны не только передать бизнесу четкие и прописанные инструкции по этому вопросу, но и провести в регионах (хотя бы в каждом федеральном округе) – совещания на эту тему… Но - увы… Поэтому ряд компаний прислали в агентство ЦИФРРА свои сомнения  анонимно… Которыми и делюсь в день перед самым началом  плодотворной и бурной работы новой схемы уплаты и неуплаты акцизов. Думаю, что все эти вопросы и сомнения не утратят своей актуальности и до 5 июля, так что организаторы совещания могут смело готовиться к ответам на эти вопросы. Тем более, что компании, имеющие сомнения, будут на этом совещании.
     
Есть  у меня и свой очень простой вопрос, который меркнет на фоне производителей: как я понимаю, идиотов на рынке совсем мало осталось, поэтому компании вместо предоплаты будут приносить бумажки об отсрочке платежа из банков. Так вот – есть ли документом определенный перечень банков, которые могут давать гарантии или банк может быть любой? Просто в нашей банковской системе по свидетельству Ассоциации банков более 30% банков еле живы…
      
Какие серьезные сомнения имеют место быть у компаний:
     
1.  Производитель продукта на спирте должен получить от налогового органа один из указанных документов (извещение об уплате акциза или извещение об освобождении от уплаты) с его отметкой. Однако (великое и емкое  «чукотское» слово «однако»)  - на 29.06.11  форма извещения не утверждена.  Да и вообще  тормозится издание подзаконных и ведомственных нормативных актов, нацеленных на эффективную реализацию данных изменений. Хочу знать – кто из чиновников персонально будет за это наказан 30.06.11 вечером.
     
2.   30.06.11 хотелось бы также увидеть и ряд других документов, которые привычно разрабатываются в России вдумчиво и  не торопясь. Так, Налоговый кодекс РФ в редакции Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 306-ФЗ предусматривает издание Федеральной налоговой службой правовых актов по следующим вопросам:

- утверждение формы извещения об уплате авансового платежа акциза, формата представления данного извещения в электронном виде (п. 10 ст. 204 НК РФ);

- определение порядка уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии (п. 11 ст. 204 НК РФ);

утверждение формы требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (п. 13 ст. 204 НКРФ);

утверждение формата представления извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в электронном виде (п. 14 ст. 204 НК РФ);

- утверждение формы извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза (п. 16 ст. 204 НК РФ).

Более того, пунктами 18 и 19 статьи 204 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 306-ФЗ) вносятся изменения в состав сведений, подлежащих декларированию, что влечет необходимость соответственно изменить форму декларации по акцизам, установленную приказом Министерства финансов РФ от 14.11.2006 № 146н, а также внести соответствующие изменения в программное обеспечение территориальных органов ФНС России.
     
3.  В соответствии со ст. 5 организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции, предписывается обеспечить проведение инвентаризации приобретенного этилового спирта, сумма акциза по которому не принята к вычету по состоянию на 31 июля 2011 года и направить эти данные в налоговые органы. При этом налоговые вычеты по этиловому спирту, отгруженному Организации и использованному в качестве сырья при производстве алкогольной, до 1 августа 2011 года, производятся в порядке, предусмотренном статьей 201 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 1 января 2011 года.
     
Какие вопросы возникли у профессионалов по этому поводу:
     
     
3.1  Распространяется ли требование п.1 ст.5 Закона о проведении инвентаризации приобретенного этилового спирта, который отгружен, но не принят Организацией (право собственности на этиловый спирт к Организации не перешло) и который по состоянию на 31 июля 2011 года будет находиться в процессе доставки в адрес Организации: в пути следования, либо на железнодорожных станциях в ожидании приемки Организацией? В случае положительного ответа не понятна порядок и форма проведения инвентаризации Организацией указанного спирта.
     
3.2   Распространяется ли требование п.1 ст.5 Закона о проведении инвентаризации приобретенного этилового спирта, сумма акциза по которому не принята к вычету по состоянию на 31 июля 2011 года, в отношении этилового спирта, который по состоянию на 31 июля 2011 года будет использован для производства алкогольной продукции?
     
3.3  Допустимо ли получение Организацией налоговых вычетов по этиловому спирту, отгруженному Организации и использованному в качестве сырья для производства алкогольной продукции до 01 августа 2011 года, но не оплаченного до указанной даты, в порядке ст. 201 НК РФ (в редакции до 01.01.2011 года) после его фактической оплаты Организацией, и в отношении которого невозможно провести инвентаризацию (в соответствии с положением п.1 ст. 5 Закона)?
     
3.4 Допустимо ли получение Организацией налоговых вычетов по этиловому спирту, отгруженному в ее адрес до 01 августа 2011 года, но принятого Организацией уже после указанной даты (право собственности на этиловый спирт к Организации перешло после 01 августа 2011 года)  в порядке ст. 201 НК РФ (в редакции до 01.01.2011 года) с учетом, что иные условия для получения вычетов соблюдены?
     
3.5 Какой порядок прекращения обязательств по банковским гарантиям, предоставленным в порядке ст. 204 НК РФ (в редакции п. 19 ст. 2 Закона)?
     
3.6  Какой порядок прекращения обязательств по банковским гарантиям, предоставленным в порядке ст. 204 НК РФ (в редакции п. 19 ст. 2 Закона) если, в течение налогового периода Организация не приобрела у продавца - производителя этилового спирта, заявленный в извещении объем спирта в полном объеме (объем спирта по извещению выбран частично или не выбран вообще)?
     
     
Прекрасно понимая, что нынешним  чиновникам в департаментах министерств надо активно помогать – их в Оксфордах и Плехановках не учили регулировать российскую алкогольную отрасль,  поэтому – появляется ряд встречных предложений.
     
В частности:
      
В целях исключения неопределенности при исполнении производителями алкогольной продукции своих налоговых обязанностей и различного толкования принятых норм правоприменителями, необходимо принятие во внимание изложенных ниже обстоятельств:
     
1. Толком до сих пор  не прописана механика перехода на новый порядок уплаты акциза. В новых формах деклараций по акцизам должно быть предусмотрено исчисление налоговых обязательств по акцизу в разрезе извещений (об уплате авансового платежа акциза и/или об освобождении от уплаты авансового платежа акциза), с выделением отдельной строкой исчисления акциза по этиловому (коньячному) спирту, отгруженному производителю алкогольной продукции до 01 августа 2011 года, акциз по которому не был ранее принят к вычету (с учетом различного порядка исчисления и принятия к вычету акциза).
     
Также должно обязательно декларироваться фактическое поступление спирта по каждому извещению.
     
В противном случае представляются крайне затруднительными учет и проверка налоговым органом количества продукции, произведенной и реализованной налогоплательщиком из спирта, отгруженного при представлении конкретного извещения. Также представляется крайне затруднительным определение даты высвобождения банковских гарантий, представленных в налоговый орган в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза при приобретении определенной партии спирта.
     
Более того, если в декларации не будет указываться фактическое поступление спирта по каждому извещению, то высвобождение банковской гарантии будет фактически невозможно в случае недопоставки спирта поставщиком (поскольку в этом случае акциз будет исчислен и уплачен производителем алкогольной продукции в меньшем размере, чем обеспеченная банковской гарантией денежная сумма).
     
2. Проблема возврата выданных банковских гарантий – отсутствует механизм. Должен быть определен порядок и сроки высвобождения банковских гарантий, представленных в налоговый орган в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза.

Данный порядок должен предусматривать возврат налогоплательщику банковской гарантии по факту подачи декларации и уплаты в полном объеме акциза по продукции, произведенной из определенной партии спирта. При этом размер уплаченного акциза может как превышать или быть равным величине авансового платежа акциза, обязательство по уплате которого при приобретении данной партии спирта было обеспечено банковской гарантией, так и быть меньше этой величины - в случае поставки этилового спирта поставщиком в количестве меньшем, чем было указано в извещении.
     
В противном случае налоговые органы будут отказывать в возврате налогоплательщикам банковских гарантий, несмотря на уплату акциза в полном объеме, ссылаясь на необходимость проведения камеральной проверки декларации, отсутствия порядка возврата гарантий и иные причины, а при недопоставке спирта - еще и на неуплату производителем алкогольной продукции акциза в размере, соответствующем обеспеченной гарантией денежной сумме.
     
Также должен быть предусмотрен порядок возврата банковских гарантий в случае отсутствия поставки спирта по извещению по вине поставщика (возврат гарантии должен происходить после подачи декларации с отражением по данному извещению «нулевого» прихода спирта с приложением оригинала письма поставщика спирта, указанного в извещении, подтверждающего непоставку спирта по извещению).
     
     
3. При определении порядка уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии ("либо в ином акте) должно быть установлено, что несоблюдение банком срока уведомления налогового органа о факте выдаче банковской гарантии не может влечь отказа налогового органа в проставлении отметки о соответствии представленных налогоплательщиком документов сведениям, указанным в извещении об освобождении от уплаты авансового платежа акциза (п. 17 ст. 204 НК РФ).

Пунктом 11 статьи 204 НК РФ установлен крайне жесткий срок уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии - не позднее следующего дня после ее выдачи.
     
Принимая во внимание данный сжатый срок, а также то, что налогоплательщик не имеет возможности повлиять на срок направления банком уведомления о выдаче гарантии, считаем необходимым установить, что лишь отсутствие уведомления от банка на дату проставления отметки может являться основанием для отказа в проставлении отметки налоговым органом на извещении налогоплательщика об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.
     
В противном случае, налоговые органы могут рассматривать нарушение банком срока представления уведомления о факте выдачи банковской гарантии как формальную причину для отказа в проставлении отметки на извещении налогоплательщика.
     
4. В целях реализации ст. 5 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 306-ФЗ должна быть предусмотрена специальная форма акта инвентаризации либо даны особые указания к оформлению акта инвентаризации с тем, чтобы в нем отражались остатки спирта, акциз по которому не принят к вычету по состоянию на 31.07.2011, не только в спиртохранилище, но и в незавершенном производстве (в том числе купажах), а также в готовой продукции.

В противном случае налоговые органы будут отказывать в применении вычета по спирту по ранее действовавшим правилам в отношении спирта, находящегося в незавершенном производстве либо готовой продукции, несмотря на то, что по состоянию на 01.08.2011 акциз по нему еще не был принят к вычету (в связи с отсрочкой оплаты поставленного спирта поставщику). Данная позиция будет основана на том, что в п. 1 и п. 2 статьи 5 Закона указываются только остатки собственно этилового спирта и не упоминается спирт в купажах, в готовой продукции.
     
Следует также отметить, что в п. 1 и п. 2 ст. 5 Закона не упоминается коньячный спирт, что также может явиться основанием для отказа в применении вычетов по ранее действовавшему порядку в отношении остатков коньячного спирта у налогоплательщика по состоянию на 31.07.2011 (как собственно остатков коньячного спирта, так и коньячного спирта в купажах, в готовой продукции).
     
Считаем, что должны быть разработаны ведомственные акты, исключающие произвольное толкование вышеупомянутых норм (в связи с неконкретностью последних).
     
     
5. Должна быть утверждена унифицированная форма акта списания спирта в производство.

Согласно п. 18 ст. 201 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 306-ФЗ) одним из оснований для предоставления налоговых вычетов по акцизу является акт списания спирта в производство.
     
Вместе с тем, форма данного акта не утверждена и в действующих нормативных актах отсутствует.
     
Отсутствие утвержденной формы влечет неопределенность при реализации права налогоплательщика на вычет и может повлечь различные претензии налогового органа к форме акта, введенной налогоплательщиком самостоятельно, и, как следствие, отказа в предоставлении налоговых вычетов.
     
Очень бы хотелось  также обратить внимание «государства» на необходимость заблаговременной организационной подготовки территориальных налоговых органов к исполнению норм, введенных Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 306-ФЗ (организация предусмотренного законом документооборота, выделение ответственных сотрудников, внедрение программного обеспечения, издание необходимых внутренних инструкций).
     
Но даже если ничего этого сделано не будет и до конца июля, то отрасль – как пионер – «всегда готова» к маленькому  административному «хаосику»…

P.S. Кстати, мы полностью присоединяемся к мнению Дробиза...
     


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Other records:

«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).  «ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).

Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".




Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают

За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.

Пивной обзор третьей недели ноября Пивной обзор третьей недели ноября

Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.

Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина

Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?

Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день

5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.

Реклама: