Статьи

Водка, секс и психология 19.08.2008

Водка, секс и психология

В питерском психологическом центре "Душа" для менеджеров компаний проводят "пьяные" тренинги. В уединенном месте моделируется ситуация деловых переговоров. Участники едят и пьют, а по ходу обсуждают вопросы ценой в $1 млн. На каждого участника приходится примерно по бутылке водки. Наутро вместе с инструктором они анализируют свои нетрезвые ошибки, заснятые на видео.

Экзотические тренинги достаточно популярны. Люди по многу часов сидят на камнях или в закрытой коробке, бегают по горячим углям, позволяют закапывать себя в могилы, прыгают с обрыва - и все это ради того, чтобы развить лидерские качества, стать "адаптивнее", найти ответы на мучающие вопросы, избавиться от гиперрациональности и фобий. Еще хорошо, если люди делают это по доброй воле, хуже, если их подвергает подобным испытаниям начальство.

Людей гонит на такие тренинги синдром "бюргерской равнины жизни", потребность в ярких эмоциях, считает директор компании "ММ-класс" психолог Марина Мелия. И это отнюдь не новое явление. Начиная с 60-х очень модны были семинары "Весна жизни", участники которых сидели в спортзалах, их подолгу не кормили и не выпускали даже в туалет, следуя системе обучения EST (Erhard Seminars Training) , основанной в 1971 г. Вернером Эрхардом (настоящее имя - Джон Пол Розенберг) , кстати, бывшим продавцом подержанных автомобилей из Филадельфии.

Что касается руководителей, выбирающих подобные тренинги для своих подчиненных, то, как считает Марина Мелия, налицо уход от реальных проблем. Гораздо проще отправить людей на экзотический тренинг, нежели серьезно анализировать проблему, внедрять изменения в систему управления. В свою очередь продавцы экзотических тренингов сулят чудесные результаты.

"Пьяный" тренинг обычно встраивается в большую программу, которую компании заказывают для своих менеджеров, объясняет директор и инструктор центра "Душа" Татьяна Чурсина. Правда, в "пьяном" тренинге участвуют только несколько руководителей. По словам Чурсиной, нетрезвые ролевые игры стали популярными и некоторые клиенты заказывают их отдельно. За 1 - 1,5 часа пьяных переговоров и похмельный разбор полетов участнику "с улицы" придется заплатить как минимум $200.

Вообще, питерские психологи чаще работают в амплуа массовиков-затейников. В тренинг-центре Александра Савкина, который предлагает несколько экстремальных семинаров, проходили обучение сотрудники банка "Дельта-кредит", страховой компании "Ресо гарантия", агентства "Бест-недвижимость", казахстанского представительства Philip Morris, "Строймонтажа" и прочих известных компаний. "Некоторые из корпоративных заказчиков кроме бизнес-тренингов участвовали и в экстремальных", - говорит Савкин. Например, 15 менеджеров из компании "Динас" прошли тренинг "Прыжок к моему другому я". Все участники прыгали с большой высоты и после этого, по словам тренера, обрели новый взгляд на жизнь.

Более шокирующим кажется тренинг под кодовым названием "Закапывание", который преподносится как духовные практики мексиканских индейцев толтеков. Группа из 4 - 20 добровольцев под предводительством инструкторов выезжает за город, чтобы на ночь похоронить себя заживо. Каждый сам выбирает место для могилы, сам ее выкапывает, утепляет ветками, делает воздуховод. "Смертника" закапывают по-настоящему, и он лежит там 5 - 6 часов. Как рассказал Александр Савкин, тренинг помогает найти ответы на самые заковыристые вопросы, вплоть до смысла жизни.

Савкин среди прочего предлагает участникам своих тренингов бродить в лесу с завязанными глазами и разговаривать с елками и березами. "Вы должны громко рассказать деревьям, какие вы "крутые перцы" в этом мире, хвастаться, самоутверждаться", - призывает ведущий. И участники с энтузиазмом выполняют эти инструкции.

На самом деле участие в таких тренингах-испытаниях - довольно опасное занятие. Ведь у каждого человека своя норма экстремальных ощущений. Те методы, которые подходят для отбора бойцов спецназа, не годятся для оценки офисных сотрудников. Марина Мелия рассказала, что в ее компанию обращался за помощью бухгалтер, который не смог во время одного из семинаров прыгнуть с дерева в ледяную воду. Он "прокололся" на глазах у сослуживцев, это совершенно сломало человека. "У него была попытка суицида, а потом случилась тяжелая депрессия", - говорит Мелия. В итоге он стал пациентом психиатра.

Ольге Бегловой, сотруднице петербургского представительства западной компании, прошлым летом принявшей участие в тренинге с закапыванием, повезло больше. "Поскольку я относилась к нему скептически, решилась на это только из любопытства", - рассказала Беглова. Сначала ей было страшно, но, когда ее закопали, она почти сразу уснула. "Хотя нам рекомендовали не спать в могиле, а размышлять о своей жизни, - говорит Беглова, - но я очень устала, когда копала могилу". По ее словам, в могиле было очень холодно, ведь температура ночью не больше 10 градусов, и было слышно, как Савкин наверху гремел шаманским бубном. Несмотря на это, Беглова проспала большую часть своей "загробной жизни". Сейчас она убеждена, что никаких откровений и ответов на важные вопросы она не обрела ни во время, ни после тренинга.

Предприниматель Владимир Подгорный, владеющий несколькими обувными магазинами в Подмосковье, рассказал о "банных семинарах" Юлии Варры, "психоаналитика и сексолога международной квалификации". "Я был там 3 - 4 раза, и это очень раскрепостило меня, - делится опытом предприниматель, - да и стоит недорого, всего 1000 руб. ". "Банные семинары, на которых участники якобы занимаются тантрой, проводятся в сауне со всеми вытекающими последствиями", - комментирует психолог Григорий Крамской, директор центра "Команда". Он считает, что эти сексуальные опыты (в группах из 30 - 40 человек) не имеют никакого отношения к духовным практикам.

Более благосклонно он отзывается о "пьяных" тренингах. "Я сам несколько лет назад занимался подобными вещами, - говорит Григорий Крамской. - Некоторым людям полезно увидеть себя со стороны: насколько под воздействием алкоголя нарушается логика, способность внятно говорить". А по словам директора и инструктора центра "Душа" Татьяны Чурсиной, существует восемь типов поведения нетрезвых людей. Каждый участник "пьяных" тренингов узнает, к какому типу он относится, какие ошибки совершает, и получает четкие инструкции, как их исправить.

Как бы там ни было, существует немало тренинговых курсов с удивительными названиями. Например, Школа эффективных лидеров среди прочих услуг предлагает тренинг выражения лица, учит гипнотизировать своих сотрудников, "дистанционно воздействовать на психику людей" и даже "налаживать контакты с архетипами своего бессознательного". Здесь же предлагают курс по "освобождению инстинкта власти", обучают, как прогнать "внутреннего надсмотрщика".

"Такие предложения - на уровне заговоров и снятия венца безбрачия - с человека снимают ответственность за свои проблемы, уводят от реальности", - подытоживает Марина Мелия.

www.vedomosti.ru


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Other records:

«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).  «ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).

Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".




Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают

За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.

Пивной обзор третьей недели ноября Пивной обзор третьей недели ноября

Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.

Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина

Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?

Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день

5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.

Реклама: