Статьи

15.08.2008

На что способно пиво?

Для начала – это статья не против пива;   мы вполне положительно относимся к этому напитку как потребители;  мы лишь не хотим, чтобы при анализе алкогольного рынка учитывалось неверное толкование влияния пивного рынка на весь прочий алкогольный рынок; тем более что они не очень сопоставимы по объему:  алкогольный рынок в 2007 г. без учета пива – около 290 млн дал, пивной рынок – 1 200 млн дал. Теоретически и объемно он (пивной рынок) уже давно бы мог «задушить» весь прочий алкогольный  рынок; но не способен. И не сможет… Он практически не влияет на структуру потребления прочего алкоголя; рынок пива – сам по себе… 

Опять появилась странная информация на тему, что пиво как напиток способно «что-то» заменить на алкогольном рынке… Пиво – абсолютно самостоятельный сегмент алкогольного рынка, на объем которого не влияет развитие ни одного другого рынка алкоголя- это не связанные между собой сосуды (за исключением форс- мажорных ситуаций, аналогичных  дефициту алкоголя летом 2006 г.). Даже проблемы рынка САН не могли бы вызвать подъем пивного рынка: судите сами- объем рынка САН в 2004-2005 г.г. на уровне 47-48  млн дал; уровень в 55 млн дал в 2006 – это с избытком, связанным с подготовкой к кризису  рынка САН в 2007 г.; поэтом спад по итогам 2007 г. года 33 млн дал- это спад на 14-15 млн дал, пивной рынок вырос за 2007 г. на 150 млн дал (ну, пусть 10% прироста рынка пива дал кризис рынка САН- несерьезная цифра, несопоставимая). 

Во-первых, Россия не та страна и не те потребители, которые способны воспринять пиво как алкогольный напиток… Для потребителя России оно всегда будет чем-то вроде чуть «подкрепленного кваса». Мы (то есть, потребители)  психологически не готовы признать его алкоголем. Поэтому очень спорны  заявления о том, что пиво может заменить САН, вино или водку в России… Никогда- в ближайшем будущем. Навязший на зубах наш пример: пивной рынок благодаря западному капиталу и креативу на западные же деньги привел к росту пивного рынка в последние 13 лет в 5,5 раз (с 15 л на душу населения в 1995 г. до 83-84 л в 2007 г.). За это де время алкогольный рынок не снизился ни на дал (это если не пользоваться насквозь ошибочными данными об объеме водочного рынка в 260-270 млн дал в год, которыми «кормил» государство и рынок Роскомстат лет 10- до недавнего признания своих ошибок и вывода оценки объема рынка на уровень 195 млн дал, так он и никогда и не превышал за последние 12 лет 210 млн дал). Более того, рост пивного рынка продолжался активно все последние годы вопреки «обещаниям» пивных маркетологов снизить темпы роста пивного рынка… Все эти годы рядом с пивным рынком активно развивался  весь прочий алкогольный рынок- особенно характерны последние 5 лет- все цвело пышным цветом (и продолжает цвести)… 

Давайте порассуждаем- что может заменить пиво на алкогольном рынке – по цене только САН (но про САН мы уже сказали). Тем более, что рынок САН в 2008 г., несмотря на высокие цены активно восстанавливается- отставание от 2004-2005 г.г. в 1 полугодии 2008 г. уже на уровне 10%, к концу года рынок практически восстановит свои объемы. Нам могут возразить- смотрите,  как упали темпы роста пивного рынка- чуть ли не до 2% по итогам 1 полугодия… Скажем честно и сразу- во-первых, эти цифры вызывают у нас сомнения, посмотрим по итогам года; а во-вторых- даже 2% пивного рынка полугодия в абсолютных цифрах – это больше по объему чем  рост объема восстанавливающегося рынка САН (да и сам рынок в 25 раз больше). 

Пройдемся по всему спектру-  пиво не может заменить никоим образом (пусть даже и трижды дуто-премиальное):  в сегменте крепкого алкоголя – ни крепкую импортную экзотику, ни ликеры, ни прочие  ЛВИ, ни коньяки и им подобные напитки (о водке чуть ниже). Не может пиво вытеснять или влиять на винный рынок  (легального виноградного вина дешевле 60 рублей нет; портвейны по 30 рублей нелегальны, но и это иной – не имеющий к пиву отношения сегмент). Не попадают сюда и плодовые вина, тем более шампанские и игристые… Пиво – напиток плебса, который шагнул в вышестоящие ценовые сегменты… Еще раз подчеркнем – пиво само по себе… 

А вот теперь о водке: сегмент водки дороже 200 рублей- пиву не товарищ, также как и от 100 до 200 рублей. Легальная от 75 до 100 рублей- тоже (пиво не в состоянии повлиять на эти сегменты). Есть еще пограничный легально- нелегальный сегмент – 65- 75 рублей; есть нелегальный сегмент 35-65 рублей… И есть суррогаты по 20 рублей…  В сегменте легальной водки (дороже 75-78 рублей за 0,5 л) потребитель уже не считает соотношение «рубль/градус»- это уже практически «цивилизованные потребители». Соотношение это высчитывают потребители суррогатов и нижнего сегмента нелегальной водки – до 45 рублей. Так вот, для них тем более даже пиво по 15 рублей никогда не заменит водку и суррогат, а лишь может дополнить ее. 

Таким образом, пиво не является сегодня заменителем ни одного алкогольного напитка, а лишь дополнением к алкогольному рынку. Что идет в русле общемирового тренда роста потребления алкоголя и пива. И отношение к нему должно быть особое, как к отдельному, но очень серьезному сегменту алкогольного рынка, который вносит существенный вклад в потребление абсолютного  алкоголя населением России- при потреблении каждым жителем России в среднем по 13,5- 14 л абсолютного алкоголя пиво дает не менее 4 с лишним литров (не менее 30%). И подходить к регулированию пивного  рынка надо таким образом- с пониманием, что этот продукт развивается сам по себе, не замещая  другой алкоголь …

ЦИФРРА


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Other records:

«ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).  «ЦИФРРА»: «Звагельский сказал «А»… (заметки дежурного по алкогольному рынку).

Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".




Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают Сергей Зивенко: У нас любят говорить, что всем заправляют алкогольные бароны, и на меня пальцем показывают

За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.

Пивной обзор третьей недели ноября Пивной обзор третьей недели ноября

Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.

Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина Елена Денисова: Идеальный камуфляж никудышного вина

Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?

Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день Томас Флемминг: Американский эксперимент с запретом алкоголя обернулся проблемами, которые нам не удается решить по сей день

5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.

Реклама: