Бочка как тара – одно из старейших изобретений человечества. И, несомненно, важнейшее открытие в истории коньяка. Без бочки великий cognac так бы и остался одним из сотни eau-de-vie Франции, названия которых могли о чем-то говорить лишь местным жителям да тонким знатокам «сельских» дистиллятов...
Дубовая поэзия
В отличие от вина, коньяк за пределами бочки не «живет». Будучи перелит в стеклянные емкости, благородный напиток как бы замирает, навсегда фиксируя уникальную комбинацию качеств, подаренных ему годом и регионом урожая, а также многолетней выдержкой. И, разумеется, искусством Мэтра-де-Шэ, создающего эту комбинацию. Работа коньячного мастера близка к творчеству композитора – сочетая «басы» дуба и «высокие ноты» спиртов, он может создать самую сложную симфонию аромата и вкуса.
Если уйти от романтических аналогий, древесина дуба, в первую очередь, призвана передать легкому спирту, в котором природой заложены цветочно-фруктовые ароматы, оттенки выдержки – ванили, шоколада, кожи и т.д. Кроме того, бочка дает коньяку возможность созревать и развиваться, медленно окисляясь в процессе взаимодействия с кислородом, проникающим в поры древесины дуба.
Соответственно, при выборе подходящего дерева для бочки большое значение имеют пористость, а также химический состав древесины: в ней должны присутствовать оптимальные количества лигнинов, отвечающих за ароматику, а также дубильных веществ и танинов, участвующих в создании «тела» и цвета коньяка.
Виноделы и крупные производители бочек сегодня активно экспериментируют с разными сортами дуба. Для выдержки вин, например, широко используется американский дуб. В России распространение получил дуб кавказский, или апшеронский. Его, кстати, в небольших количествах закупают и знаменитые французские бондарные фирмы, например «Сеген Моро», расположенная в самом сердце региона Cognac.
И все же за века, прошедшие с момента открытия выдержки винных спиртов, ничего лучшего для этой цели, чем французский дуб, произрастающий в древних лесах Тронсэ и Лимузен, найдено не было. Лес из Тронсэ дает древесину с большим количеством мелких пор и более «сглаженными» лигнинами и танинами. Его чаще используют для первичной выдержки спиртов. Дубы из Лимузена обладают более крупнозернистой древесиной, более насыщенной важными для коньяка химическими соединениями. Этот дуб требует к себе особенно уважительного отношения при изготовлении бочки. Его, например, ни в коем случае нельзя распиливать – только раскалывать на архаичном, напоминающем гильотину станке, и только под определенным углом. Иначе бочка из-за высокой пористости древесины будет подтекать. Кроме того, новые бочки из лимузенской древесины используют с большой осторожностью, чтобы не перенасытить спирты яркими, поначалу, танинами.
Французы тщательно оберегают эти два легендарных леса. Ведь для производства бочек подходят только старые дубы, возрастом не менее 40 лет. На практике же наиболее качественной считается древесина столетних, а то и двухсотлетних «лесных патриархов». Ежегодно крупный коньячный дом вырубает порядка 3 000 таких огромных деревьев для своих нужд, но на каждое срубленное сажает по три новых.
На бондарное производство идет далеко не весь ствол. В среднем из одного крупного дерева получается 3-4 бочки. Впрочем, во Франции отношение к дубам очень трепетное, и ни единого кусочка древесины даром не пропадает. То, что не годится на бочки, идет на производство мебели, на стройматериалы или на топливо для обжига будущих вместилищ коньяка.
«Муки рождения»
Итак, среднюю часть ствола раскалывают на доски – будущие дубовые клепки, из которых впоследствии составят стенки бочек. Затем их складывают в огромные штабеля прямо под открытым небом. В таком виде им предстоит провести много месяцев под дождем и ветром. Мало того, «несчастные» доски еще и периодически орошают водой. Все это делается для того, чтобы изменить химию дуба, сгладить и окислить агрессивные танины и дать раскрыться лигнинам и другим ароматическим веществам, которым суждено в будущем проявиться в коньяке.
На крупных бондарных производствах полигоны для выдержки дубовых досок под открытым небом занимают несколько гектар. Они оснащены собственной метеостанцией для контроля над движением воздушных потоков и влажности в разных частях поля. Выглядит это по-настоящему впечатляюще!
По завершении цикла выдержки доски сушат в закрытых ангарах, затем их обстругивают, избавляя от страшноватого темного налета, появляющегося под влиянием погодных условий. Потом из досок изготавливают трапециевидные в сечении клепки, которые подбирают в «комплекты» для будущей бочки. Сегодня все это делается с использованием автоматики. А лет сто назад непростую задачу – на глаз определить, сложатся ли клепки в ровную, без малейших щелей, бочку, – помогало решить лишь профессиональное чутье бондаря. И, надо сказать, получалось не хуже.
Подобранные клепки складывают и с одной стороны стягивают обручами, получая так называемую «розу». Этому «цветку» предстоит крайне важная операция – обжиг, который поможет ему обрести свой неповторимый аромат. Заготовку бочки надевают на металлический цилиндр, внутри которого жарко горят кусочки той же древесины дуба, из которой собрана бочка, – разные обрезки и «отходы производства». Процесс очень органичный и чем-то напоминающий дистилляцию. То же напряженное внимание к процессу, тот же поиск «золотой середины», когда из лигнинов древесины под воздействием пламени выделяются природный ванилин и другие полезные коньяку ароматические соединения.
Отдельно готовят донышки для бочек. Причем в производстве не используется ни грамма клея, ни единого гвоздика. Любой посторонний элемент непременно передаст оттенки в чувствительный винный спирт. Герметичность бочки достигается тщательной подгонкой клепок и другими «дедовскими» методами. Говорят, даже на больших бондарнях до сих пор используют такие «герметики», как хлебное тесто или сухие листья камыша, растущего на берегах реки Шаранта. В процессе обжига дерево становится не только ароматным, но и более гибким. Благодаря этому его проще стянуть второй парой обручей.
Почти готовую бочку с вбитыми донышками шлифуют на специальных станках, а затем проверяют на герметичность. Для этого ее наполняют кипятком и долго «мучают» на испытательном стенде. Если после такой встряски на полу остается хоть капля жидкости, бочку бракуют.
Готовые «баррики» на бондарне «Сеген Моро» клеймят символом компании-заказчика, тщательно упаковывают в пленку и плотный картон и отправляют клиентам по всему миру. Основная часть коньячных бочек остается на родине. Бондарня изначально была основана как филиал одного из крупнейших коньячных домов и свою специализацию сохранила. Только по специальным заказам коньячных домов «Сеген Моро» делает супербочки – огромные емкости для купажирования спиртов высотой в три человеческих роста. Процесс их изготовления слегка напоминает постройку дома.
У этого известного на весь мир производителя заказывает бочки и Группа «КиН». Сейчас, например, в новых бочках от «Сеген Моро» уже выдерживаются спирты урожая 2008 года из «Домен де Бруа». Набираясь «мудрости», подаренные землей великой Гранд-Шампани оттенки постепенно обогащаются благородными тонами выдержки.
Коньячная бочка. Факты биографии
- 1549 год – первое упоминание в источниках: в портовых книгах Ла-Рошели был зафиксирован факт отправки нескольких десятков дубовых бочек с коньяком в Англию.
- Некоторый объем из известной «доли ангелов», оказывается, «выпивает» сама бочка. Древесина новой бочки, по последним данным, может впитывать до 1% спиртов. Старая, менее «жадная», поглощает около 0,4% спиртов.
- У коньячной бочки много имен. В Коньяке по давней традиции ее называют «фю» (fûts), хотя многие виноделы используют универсальный термин «баррик» (barrique). В некоторых коньячных домах огромные бочки для купажа или медленного старения спирта именуют «фудр» (foudres). А старые бочки издавна называли «рыжими» (roux).
- Двух абсолютно одинаковых бочек не бывает. Этот старый тезис справедлив во всем. Даже емкость бочек, изготовленных одним мастером, колеблется довольно существенно – от 350 до 400 литров. Что поделать, ручная работа.
- Удивительно, но изображение бочки как геральдического символа не прижилось в регионе Cognac. Ни на одном гербе известных коньячных домов, да и самого города, бочки нет.
Материал предоставлен Группой компаний «КиН».