26.11.2010
NEMIROFF, которого мы не знали…
NEMIROFF, которого мы не знали…
Как выяснилось, известная «во всем мире» украинская водочная компания Nemiroff… украинской вовсе и не является. Вернее, при ее рождении одним из «зачинателей» современного Nemiroff была кипрская компания Biostar Investments Ltd. А точнее, тогда еще никому неизвестный торговец Яков Грибов и уже создавший на Кипре указанный оффшор, указал в уставных документов, что новорожденный Nemiroff – дочернее предприятие Biostar Investments Ltd. Тем не менее, ничего противозаконного в данном нюансе не было. Просто в винницкой области решили на широкую ногу разливать водку, а доход от этого получать на Кипре…
На первый взгляд такой успех регионального производителя ничем не объясним. Ассортимент компании довольно обычен. Качество продукции, по мнению дегустаторов, явно не дотягивает до заявленного «премиума». Сам Грибов ничуть не похож на финансового гения. У него обычная, если можно так сказать, биография олигарха. Родился в 1964 году. Отец военнослужащий, мать – заведующая детским садиком. Жили Грибовы в военном городке Озерном Житомирской области. Там же Яков окончил среднюю школу. Затем приборостроительный факультет Челябинского политехнического института по специальности «Автоматика и телемеханика». После окончания института пробовал работать в одном из НИИ города Хмельницкого. По его собственному признанию, первые жизненные университеты он прошел в бильярдной, где у него и началось «формирование отношения к людям, к жизни, к бизнесу».
В бизнес пошел в 1987 году, кооператором. Довольно долго Грибов занимался самыми разными видами предпринимательства: от производства музыкальных дверных звонков и конденсаторов до торговли подержанными автомобилями и зерном. Постепенно команда завзятого игрока, которая, по его словам, как «маленький хищник» рыскала по рынку, поняла, что лучше заниматься чем-то одним, «но крупным и финансово емким». «Хищникам» приглянулся спиртзавод в провинциальном городке Немирове. В начале 90-х годов прошлого столетия предприятие было преобразовано в СП с участием американского, немецкого, английского инвесторов. С 1997 года Немировский ЛВЗ принадлежит кипрской компании Biostar Investments Ltd., созданной, скорее всего, самим Яковом Грибовым с товарищами. «Рынок был предельно прост: производи и продавай, – вспоминал потом в одном из своих интервью Яков Грибов. – Ничего сложного: вода плюс спирт. Спирт был не только местного разлива. Привозили его также из Турции. Брали, естетсвенно, самый дешевый и очень низкого качества. Вода, правда. была местная. Обычная, так сказать, винницкая.
Не долго думая, взяв за прототип известную марку Smirnoff, Яков Грибов быстро изменил название провинциального Немирова на прозападный Nemiroff, дизайн классической водки «Столичная» был переделан под водку «Немировская», а водка «Московская особая» превратилась в «Немировскую особую».
Вскоре в райцентре Немиров заработал будущий водочный монстр Грибова, пользуясь, при этом, всеми льготами кипрской «прописки».
О появлении нового водочного короля первыми узнали телезрители. Заграничное словечко с двумя «ф» на конце мелькало в каждом телесереале, в боксерских поединках, кулинарных телезастольях и прочих эфирных проектах. Немировский перец замелькал всюду. Сам же Грибов в своих интервью утверждал, что компания рекламирует не водку, а… натуральный маринованный овощ.
Казалось бы, удачный старт подвела, как всегда, обманчивая политика. Вернее, самоуверенность и амбициозность начинающих олигархов. Дело в том, что в начале своей деятельности Грибов, имея завод в традиционно прозападной Винницкой области, вовсю поддерживал центральную власть. Зато, как только набрала «политический вес» оппозиция, Грибов и Глусь моментально переметнулись в ее ряды. Кстати, подобное политметание стало потом стратегией хозяев «мирового» бренда.
Понятно, что откровенный переход собственников Nemiroff в лагерь противника да еще перед историческими президентскими выборами мало кому понравился из их прежних покровителей. В результате нарушавшего неписаные правила Грибова заставили жить по закону. Как выяснилось, он к этому был абсолютно не готов.
Первые неприятности у империи Nemiroff случились, когда власти приморских регионов придержали на время отправку немировского спиртного в Россию. Через год делами водочного короля заинтересовалась Генпрокуратура Украины. События развивались стремительно.
В октябре 2004 года Генеральная прокуратура Украины арестовала счета компании и возбудила уголовное дело против должностных лиц Немировского ликероводочного завода по целому ряду статей УК Украины (ч. 3 ст. 364, ч. 2 ст. 366, ч. 3 ст. 212, ч. 2 ст. 229).
Кроме этого, аналогичные дела были возбуждены против должностных лиц Немировской межрайонной государственной налоговой администрации, государственной налоговой администрации в Винницкой области, Донбасской и Киевской региональных и Амвросиевской, Винницкой, Мариупольской и Одесской таможен. Фактически одним ударом немировский завод лишился налаженных каналов, по которым реки алкоголя разливались не только в Украине, но и «текли» по всему миру. Кстати, вопрос экспорта немировской водки – совсем отдельная и очень любопытная история. И вскоре мы к ней обязательно вернемся.
Так вот, следователи Генпрокуратуры Украины оказались весьма серьезными и ответственными ребятами. Процесс производства дел «по фактам злоупотребления полномочиями, служебного подлога, незаконного использования товарных знаков, а также уклонения от уплаты налогов» раскручивался на всю катушку. Согласно установленным, в ходе следствия, фактам, государственный бюджет на тот момент недополучил почти 100 млн. гривен, или $18 млн. Потом к Генпрокуратуре подключились налоговики. Так, Государственная налоговая администрация одной только Винницкой области подсчитала, что Nemiroff недоплатил в бюджет 37 млн. гривен, или $6,9 млн., налога на прибыль только лишь за 2003 г.
Также в ходе следствия было установлено, что уклоняться Nemiroff от налогов помогали не только местные чиновники, но и должностные лица других регионов. В злоупотреблении служебным положением и подлоге были обвинены десятки должностных лиц из Немировской межрайонной государственной налоговой администрации, Государственной налоговой администрации в Винницкой области и Одесской таможни. Правда, в своих показаниях подследственные утверждали, что стали жертвой политического преследования накануне выборов президента…
Сам Грибов не сидел сложа руки. К «решению» проблемной ситуации были подключены все друзья и партнеры, имеющие хоть какие-то связи с властью. Наиболее настойчивым просителем «за Грибова» стал его бизнес-партнер, президент компании «Поверхность-ТВ» Виктор Самойленко. В этом не было ничего удивительного. Ведь именно раскруткой своей компании и ростом собственного благосостояния Виктор Самойленко был обязан Грибову, который на протяжении многих лет вкладывал спонсорские средства в фирму Самойленко, раскручивающую в то время боксерское направление в украинском телеэфире.
В результате стараний Самойленко, сразу после возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников господина Грибова, Международная федерация бокса недвусмысленно намекнула первым лицам государства, что имидж мирового бокса мог тогда существенно пострадать из-за «наезда» силовиков на их украинского партнера. Однако пострадавшие все-таки были. Турецкая компания Solomon’s Bros.&Co, производящая спирт сомнительного качества и поставлявшая его долгое время компании Nemiroff, оказалась на грани банкротства.
К сожалению господина Грибова, предпринятые его друзьями шаги, должного эффекта не возымели. Генпрокуратура продолжала «копать». В ходе следствия было установлено, что в 1999-2000 годах должностные лица ООО «Немировский ликероводочный завод Nemiroff» заключили 14 фиктивных договоров с фирмами России, Латвии, Узбекистана и Таджикистана якобы для поставки металлопродукции за границу на сумму свыше двух миллиардов гривен. Целью аферы был возврат из бюджета НДС на 394.265 тысяч гривен. На момент возбуждения дела 10 контрактов были уже выполнены, еще два – частично. Ущерб государству составил свыше 9 миллионов гривен. Следствие до деталей раскрыло механизм многомиллионной аферы, в которой были задействованы не только госчиновники но и руководители банков. Так, например, только одна проверка «Промкомбанка» показала, что за два месяца 2000 года было обналичено и выплачено частным лицам свыше 40 миллионов (!) гривен, которые поступали на счет ЧП «Торг-Альянс», учредительный фонд которого составлял 50 гривен. По той же схеме на территории семи областей региональными налоговыми службами был безосновательно возвращен НДС в особокрупных размерах восьми предприятиям, большей частью ликероводочного профиля.
Весной 2001 года сотрудники налоговой милиции возбудили восемь уголовных дел по факту уклонения от уплаты налогов – в каждом случае на сумму свыше миллиона гривен, в том числе и против должностных лиц ООО «Немировский ликероводочный завод Nemiroff». С апреля по июнь того же года все дела были вытребованы в ГНА Украины, где их объединили в одно дело. Вскоре выяснилось, что организатором всех выявленных афер являлся гражданин Лапченков, убитый при загадочных обстоятельствах в апреле 2000 года.
Потом было уголовное дело № 00159011 против должностных лиц Немировского ликероводочного завода по аналогичной статье. В тот раз "немировцев" обвинили, что они по контрактам с иностранными фирмами отгружали через порт "Мариуполь"… запасные части к тракторам Т-150. А расчеты производили путем безналичного перечисления национальной валюты через корреспондентские счета образца "ЛОРО" отечественных и зарубежного банков. В ходе следствия выяснилось, что база в Донецке, с которой груз якобы был отправлен в порт, по указанному в документах адресу отсутствовала, а сам груз на теплоходы не грузили. Тогда сумма неуплаченного НДС была исчислена 1,2 млн. грн.
Правда, это история так ничем и не закончилось. Владелец немировского завода Яков Грибов косвенно признавал, даже в интервью журналистам, что его спецы разрабатывают схемы по оптимизации бюджетных платежей, включая акциз и НДС. И объяснял суть тогдашнего конфликта так. Завод, кроме водки, является одним из крупнейших экспортеров металла, сухого молока и других товаров. Налоговикам показалось странным, что водочники экспортируют металл, и они обвинили завод в лжеэкспорте. Однако все дело якобы заключалось в возврате НДС за экспорт. Экспортеры металла никак не могут получить положенный им возврат НДС из бюджета, и Грибов решил выступить агентом по экспорту: сами себе сделаем зачет экспортного НДС на внутренний. Естественно с дисконтом.
Неожиданное спасение от карающего меча правосудия принесла компании Nemiroff все та же политика. Вернее, ее оппозиционные лидеры: Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. В канун оранжевого путча второй стратегический собственник и партнер Грибова – Степан Карлович Глусь (директор Немировского спиртзавода) идейно сблизился с «народными вождями», подтвердив, при этом, свое политическое кредо существенным материальным взносом. Естественно, за счет средств водочного гиганта. Оранжевые пообещали поддержку, а госпожа Тимошенко депутатское место в своей фракции. За него, говорят, Степан Карлович выложил 10 миллионов американских денег. Потом за Nemiroff попросту забыли. Но вскоре на стол первому вице-премьеру оранжевого правительства Александру Турчинову легла краткая справка о катастрофическом положении дел в отрасли, колоссальных объемах теневой водки и массовых злоупотреблениях чиновников. Законопослушные производители спиртного полагали, что тот разберется в ситуации и наведет порядок. Однако первый вице-премьер пошел иным путем. Турчинову было не с руки махать шашкой, помня о том, за чьи деньги она куплена. Поэтому основного теневого лидера водки - Nemiroff турчиновская шашка не рубанула. Вместо этого, в Минагрополитике в спешном порядке родили иной план спасения отрасли — создали проект постановления, который предполагал ручную реорганизацию госконцерна «Укрспирт» в службу.
В новой схеме контроля за спиртом оранжевое правительство намеревалось «отодвинуть» налоговиков и передать все полномочия новорожденным спиртовым чиновникам…
Сегодня, по официальным данным, господин Грибов от руководства компанией отошел. Но, это официально. На самом деле Яков Семенович и сейчас является стратегическим собственником Nemiroff, а его состояние, на сегодняшний день, оценивается в более, чем $400 млн.
Что же касается официальных собственников, то ими являются Степан и Александр Глуси, общее состояние которых оценивается в объеме $262 млн.
Последний, кстати, в 2006 году официально заменил Якова Грибова после восьми лет пребывания на должности председателя совета директоров компании и президента управляющей компании Nemiroff. Старший Глусь – Степан Карлович и по ныне является народным депутатом от БЮТ и преданным сторонником Юлии Тимошенко. Близкие люди к руководству Nemiroff утверждают, что на последних президентских выборах семья Глусей пожертвовала своему лидеру несколько сотен миллионов американских долларов.
Согласно последним новостям водочного рынка, руководство Nemiroff утвердило продажу мажоритарной доли стратегическому инвестору - Central European Distribution Corporation (CEDC) — крупнейший производитель водки в России (компания на 100% владеет ГК “Русский алкоголь”, брендом Parlament и 49,9% голосующих акций и 75% в прибыли в дистрибуторе элитного алкоголя Whitehall Group). Решение выйти из бизнеса приняли двое из трех собственников Nemiroff — Яков Грибов (40%) и Анатолий Кипиш (30%). Степан Глусь (30%) пожелал сохранить свою долю…
Подготовил Иван Дамович
Автор: