18.03.2009
Импортный алкоголь дешевеет
Одной из характерных тенденций на рынке импортного алкоголя, переживавшего в течение нескольких последних лет бурный рост, было увеличение в импорте доли продукции среднего и верхнего ценовых сегментов и в целом «средней стоимости» бутылки. Во-первых, по причине общего уровня доходов населения, во-вторых, вследствие роста культуры потребления алкогольных напитков российскими покупателями.
Данная тенденция распространялась практически на все направления этого сектора рынка: как на вина, так и более крепкие спиртные напитки – коньяки, бренди, водку и пр. Аналитики компании ILS, специализирующейся на импорте алкогольной продукции в Россию, отмечают, что, например, средняя стоимость литра вина, заявляемая при таможенном оформлении, в 2007 г. была уже практически на треть выше, чем в 2006-м. Чуть меньшими темпами, но также достаточно ощутимо увеличивалась стоимость импортируемых коньяков и водки. В 2008 году, под влиянием кризиса, ситуация достаточно серьезно изменилась – стоимость ввозимого в Россию алкоголя начала снижаться (Табл. 1).
Табл. 1. Средняя стоимость импортируемой алкогольной продукции 2006-2008 гг.
Год Средняя стоимость, долл./литр
2006 2007 2008
Водка 2,28 2,62 2,57
Коньяки и бренди 9,78 12,77 12,05
Вина 2,87 4,07 3,99
Можно сказать, что отражение финансово-экономического кризиса в алкогольной отрасли проявляется не только в общем снижении объемов импорта в Россию, но и в существенном перераспределении структуры ввозимого ассортимента. В первую очередь, по ценовым категориям. «В принципе, такой результат закономерен, и мы прогнозировали его уже в самом начале кризиса, - поясняет коммерческий директор ILS Татьяна Карцева, - наш рынок не сможет полностью отказаться от импортного алкоголя: потребление его нашими соотечественниками традиционно достаточно велико, и местное производство (тоже, кстати, работающее преимущественно на импортных комплектующих и сырье) просто не сможет удовлетворить даже сокращающийся в период кризиса спрос. Значит, россияне употреблять алкоголь по-прежнему будут, но начнут отдавать предпочтение более дешевой продукции».
Итоговые результаты 2008 г. хоть и показывают снижение средней стоимости литра ввозимой алкогольной продукции, но все-таки не являются достаточно наглядным примером: кризис начал сказываться только в ноябре-декабре, а начало года для импортеров алкоголя было более чем оптимистичным. Гораздо заметнее падение цен при сравнении начала 2008 г. с началом 2009 –го: в зависимости от вида продукции изменения произошли на 5-20% (Табл. 2).
Табл. 2. Средняя стоимость импортируемой алкогольной продукции начало 2008 г. –начало 2009 г.
Период Средняя стоимость, долл./литр
янв – окт 2008 ноя 2008 – фев 2009
Водка 2,60 2,44
Коньяки и бренди 11,97 10,54
Вина 4,05 3,08
Более детально данную тенденцию, исходя из имеющихся у специалистов ILS данных, можно проследить на примере изменения заявленной таможенной стоимости импортируемых вин: с осени 2008 г. она стабильно снижается. Импортеры все больше отдают предпочтение менее дорогой, а значит, более востребованной в период кризиса, продукции. Это характерно и для более крепких алкогольных напитков.
Если рассматривать отдельные ценовые сегменты импортных вин, то изменения произошли в каждом из них: в общем объеме ввозимых в Россию вин почти на 10% увеличилась доля продукции с заявленной таможенной стоимостью ниже 3 долл. за литр, и значительно (почти в два раза) сократились доли вин стоимостью 3-6 и более 6 долларов за литр (Табл. 3).
Табл. 3. Доли ценовых сегментов в общем объеме импорта вина 2006-2008 гг.
ноя 2008 дек 2008 янв 2009 фев 2009
< 3 долл./литр
83,77% 82,93% 92,21% 89,29%
3 – 6 долл./литр
12,47% 13,46% 6,56% 9,63%
> 6 долл./литр
3,76% 3,61% 1,23% 1,09%
Таким образом, на сегодняшний день мы можем констатировать факт – импортный алкоголь под воздействием кризиса «дешевеет», импортеры ввозят в страну все большие объемы недорогих вин и других алкогольных напитков нижнего ценового сегмента. «Скорее всего, основной удар придется именно на средний ценовой сегмент, – уточняет Татьяна Карцева – доля элитного алкоголя всегда была очень небольшой, она, конечно, несколько сократится, но все равно останется – покупатели продукции класса «премиум» будут всегда, даже в период кризиса. А вот так активно развивавшаяся до недавнего времени средняя ценовая категория, вероятно, серьезно сократится: покупатели начинают экономить и переходят на более дешевую продукцию. В этот период есть все шансы для продвижения на рынок у достаточно недорогих, но вполне качественных алкогольных напитков, например, из Молдовы, Болгарии и Армении».
Материал основывается на собственных данных Аналитической службы компании ILS
Автор:
ILS (International Logistic Systems)
29.08.2024
На Архангельском ликеро-водочном заводе автоматизируют систему ТОиР
НПП «СпецТек» выполняет проект автоматизации системы управления техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР) оборудования АО «Архангельский ликеро-водочный завод». Проект реализуется на основе возможностей программного комплекса TRIM.
Автор:
13.06.2024
Бренды «Руста» в списке наиболее быстрорастущих в мире
Группа компаний «Руст», один из крупнейших производителей и дистрибуторов алкогольных напитков в России, объявляет о том, что три водочных бренда компании вошли в ежегодный рейтинг крупнейших мировых алкогольных брендов от отраслевого эксперта Drinks International.
Автор:
04.03.2024
Вино: в мире, в России и на ПРОДЭКСПО-2024
Мировые тренды заметны, и российский винный рынок принимает глобальные веяния, правда, сквозь призму собственных проблем, больше похожих на привычную турбулентность экономических катаклизмов. Однако рост курса валют и повышение пошлин не останавливают коммерческий оптимизм игроков винного рынка, что очень хорошо заметно по обширной экспозиции салона «ПРОДЭКСПО Wine».
Автор:
05.02.2024
“ПРОДЭКСПО ОРГАНИК” - салон в тренде
На крупнейшей российской продовольственной выставке ПРОДЭКСПО-2024 в очередной раз откроет свои двери специализированный салон органической продукции, в котором отмечено участие и алкогольных компаний. Чем живет “алкогольная органика”, выяснял корреспондент аналитической группы АЛКОЭКСПЕРТ.
Автор:
05.02.2024
Ароматная сладкая настойка «Зелёная Марка Сливовая» пополнила линейку бренда
Группа компаний «Руст», один из крупнейших производителей и дистрибуторов алкогольных напитков в России, объявляет о запуске нового вкуса в линейке сладких настоек бренда «Зелёная Марка» – «Зелёная Марка Сливовая».
Автор: