На этой неделе Госдума рассмотрит в первом чтении закон о госрегулировании производства и оборота спирта и алкогольной продукции. Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз оценил его достоинства и недостатки.
По его мнению, документ однозначно фундаментальный, в нем собраны все законодательные инициативы за последние три года. Предлагается, например, вводить обязательное уведомление и лицензирование транспортировки спирта, что позволит отследить его передвижение по стране. Хорошая и нужная мера, но как всегда, все упрется в систему контроля за перевозками. На Украине спирт возят чуть ли не с охраной, а все равно 35% рынка водки и ЛВИ нелегальны.
Ужесточаются требования и к хранению спирта, а также к процессу переработки и утилизации основного отхода спиртового производства - барды. Нормального оборудования по утилизации у большинства спиртзаводов нет, как нет и денег на его установку. Эти меры направлены на закрытие большей части небольших заводов, укрупнение сегмента производства и т.д.
"Но мне не очень понятно, - говорит Вадим Дробиз, - как все это может снизить производство нелегального спирта на нелегальных и подпольных заводах. Есть огромная рыночная потребность в нелегальном сырье для производства подпольно-нелегально суррогатной продукции для 25 млн потребителей, которые в обозримом будущем не будут покупать дорогую для них легальную продукцию". Из особых моментов эксперт отмечает введение пороговых значений использования производственных мощностей. В СССР загрузка производственных мощностей в 1984 году находилась на уровне 89%.
Сейчас этот показатель не превышает 27%.
Официально фиксируется только малая часть от производства алкоголя. Решением проблемы станет приостановка лицензий у предприятий с загрузкой мощностей ниже определенного уровня. Но беда в том, что производство уходит в подполье, где все эти меры не работают.
Произойдут изменения и в налогообложении, так, предлагается введение единой (одинаковой) ставки акциза на этиловый спирт, на алкогольную и спиртосодержащую продукцию. У нас, помимо водки и ЛВИ, коньяка, спирта, сюда же еще могут попасть и вино, шампанское, пиво и т.д. Законопроект вводит обязательную маркировку слабоалкогольной продукции с содержанием спирта свыше 7%. Возможно, это репетиция по будущему приведению к общему знаменателю и пива. Единые правила лицензирования и декларирования розничной торговли - это действительно необходимо. Пусть везде все будет одинаково, может, со временем на этой базе какая-то автоматизированная система будет создана. Хотя сегодня легальная розница все больше утрачивает свое значение для нелегальной продукции. Поэтому нелегальная будет и далее развиваться альтернативно.
По материалам "Российская газета" и "Alcoexpert"