Алкоголь крупным планом

Перспективы и лидеры в самом устойчивом секторе импорта 19.11.2010

Перспективы и лидеры в самом устойчивом секторе импорта

Рынок импорта крепких алкогольных напитков куда быстрее оправляется от валютных скачков и падения потребительского спроса, чем рынок винный. Прецеденты импортозамещениям того же виски, произведенным в России продуктом, можно рассматривать лишь как любопытные эксперименты. При этом потребителю все более симпатичен этот «странный коньяк», благодаря стараниям импортеров ставший гораздо доступнее, чем лет десять назад. О динамике рынка «премиальных спиртов» размышляет эксперт алкогольного рынка, руководитель аналитической службы ГК «Русьимпорт» Александр Эткин.

КРЕПКИЙ ИМПОРТ

В последние годы, российский рынок алкоголя активно прирастает импортом. Тяжелые удары, которые наносит Государство, не могут отвадить от этого занятия ни импортеров, ни потребителей. Спрос есть и если он не растет, то как минимум сохраняется даже в кризисные моменты.

Крепкий алкоголь не исключение. Прежде всего, импортируют водку и это водка Украины. Крепкие настойки, которые являют собой некое переходное звено между национальными дистиллятами и водкой, коньяки/бренди, плюс wishk(e)y идут практически монолитной группой следом. Никаких шансов на лидерство, но группа плотная.

НАПИТКИ №3 "Рынок в клеточку"

График 1: динамика импорта крепких алкогольных напитков.

Противостояние винограда и зерна весьма интересно. По экономике, зерно имеет явное преимущество: оно более универсально, шире распространено, дешевле. Можно привести еще один аргумент: по соотношению вклада в конечный продукт, сырья и технологии, зерновые дистилляты менее зависимы от сырья, чем бренди и коньяк. Это делает такой напиток как виски, глобальным хотя бы по уходу терруара (Terroir). Глобальным и вобщемто демократичным.

Виноград все же во многом является донором для зерна. Начать хотя бы с того, что для выдержки виски часто используют бочки из-под различных виноградных напитков. Более того, виски часто идет к потребителю вслед за коньяком, по уже проложенной дороге. Так было в Англии, так случилось и у нас в России.

В России коньяк – это такая дорогая особенная водка, а виски – это такой странный коньяк.

Крепкие алкогольные напитки обычно глубоко интегрированы в культуру народов. Не будем подробно останавливаться на этом аспекте. Интересующихся этой стороной вопроса можно отослать к славным авторам в любом направлении: от Ерофеева до сэра Роберта Брюса Локхарта или от Майкла Джексона до Макаревича.

Пресловутая ЦА (Целевая Аудитория) потребителей виски – это, как часто пишут, заинтересованная в западной культуре публика. Естественно, избежатьтакого соблазна в последние годы практически невозможно. В России коньяк – это такая дорогая особенная водка, а виски –это такой странный коньяк. Привосстановлении доходов населения, ассортимент покупаемых продуктов растет и даже такие базовые ценности как Водка могут… нет! не потесниться, а на время быть отложены для изучения иных напитков.

НАПИТКИ №3 "Рынок в клеточку"
График 2: доля лидирующих сегментов.

Культура потребления коньяка в России уже давно сформирована. Опытные товарищи, которые живут у нас повсеместно, легко назовут вам в деталях органолептические отличия российских коньяков кавказского региона и коньяков местного розлива. Среди импортного продукта, безусловными лидерами рынка являются коньяки Армении. В начале «нулевых» годов были потрясающие шансы у грузинского коньяка, но они решили ориентироваться на Запад.
Российские же граждане, ориентированные за Запад, выбирают виски.

…расчета доли Diageo или Pernod Ricard в этой статье не будет. Все это пустяки по сравнению с дистрибуторской сетью Coca-Cola.

СКАКУНЫ И ПЕШЕХОДЫ РЫНКА ВИСКИ

Виски пока весьма далек от народа. Не сказать бы, что его воспринимают как «жгучую дрянь», как говорил Роберт Бернс о бренди. Такого нет. Но объяснять - что это такое надо, и лучше это делать через коньяк.

Наличие в сегменте доминирующих явных лидеров, не будем применять слово «монополия» дабы не провоцировать ФАС, весьма характерно для крепких алкогольных напитков. Это так же роднит виски и коньяки/бренди.

НАПИТКИ №3 "Рынок в клеточку"

График 3: динамика импорта коньяка/бренди и виски с 2000 года.

На таком рынке следует ожидать чего угодно, в том числе монополии одной торговой марки или страны. Рынок реально состоит из шотландского виски и «помех» в виде других стран.

А шотландское виски состоит из Johnnie Walker. По крайней мере, так было до 2006 года. Ситуация так слабо менялась, что в пору было говорить не «виски», а «джониволкер». Однако, в последние годы «пешехода» лихо обскакала «белая лошадь», да с бубенцами от того же мирового производителя. Этот тяжелый удар по рынку продуктом для стран третьего мира – речь не о качестве продукта, а о позиционировании.

Хотя Ирландия оспаривает, как это принято везде упоминать, первенство изобретения виски у Шотладии, у нас в стране она борется скорее с США. Эти две страны исторически предлагаю свои альтернативы пешеходу: Jameson и Jack Daniel's.Надо отметить, что все три напитка очень хорошо различаются внешне, у них существенно разный вкус и даже неопытный потребитель может пополнить багаж органолептических знаний при сравнении этих продуктов. Это важный момент для экспериментаторов, для людей только вовлекаемых в культуру употребления этого напитка.

НАПИТКИ №3 "Рынок в клеточку"

График 4: динамика виски с 2000 года по странам.

На текущий момент времени, надо признать, что ни Ирландия ни США не могут претендовать на первое место.

В Москве сейчас можно наблюдать акционный сброс шотландского виски по цене до 500 рублей. Вне зависимости от истинных причин этого явления, хотелось бы верить, что они зацепят потребителя и послужат только первой ступенькой в развитии этого напитка у нас. Тогда придет время экспериментов и люди захотят пробовать разное. Продавцам ирландского и американского виски к этому моменту следует готовиться уже сейчас, активнее работая с торговым персоналом розницы и официантами, сомелье в HoReCa. Уже в этом году они столкнутся с сильным противодействием со стороны «вторых» марок скоча.

КУПАЖНОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ

Гораздо сложнее пока ситуация с виски из Канады. Исторически давно везут в Россию Black Velvet. В начале века предпринимались попытки работы с Canadian Club, но они прекратились в 2006 году. В 2009 году ввезли некоторое количество Windsor Canadian. На фоне Большого Брата объемы несущественны. Не очень понятно, почему потребитель должен увлечься страноведением купажированного виски.

НАПИТКИ №3 "Рынок в клеточку"

График 5: доли первых ТМ в импорте виски из этих стран за 2009 год.

Другое дело, виски Японии. Один из импортеров, который уверенно и хорошо работает со сложными виски, нарастил объем импорта этой торговой марки в 2009 году почти в 3 раза в сравнении с 2008 годом. Антикризисное поведение. Связано ли это с желанием продвигать именно этот продукт внутри компании, либо с общим устойчивым спросом на ориентальную кухню пока ответить сложно.

Знаток спросит: и все? Где же виски Индии, Чехии, например. Да, их можно еще встретить на полке отечественных магазинов.Но их везут практически поштучно, а последняя официальная поставка индийского виски была в 2003 году. Здесь надо оговориться, что мы рассматриваем легальный импорт за вычетом товара ввезенного для магазинов беспошлинной торговли. Если «кто-то где-то кое-как у нас порой»–это остается вне рамок рассмотрения. Практика показывает, что это не может продолжаться долго и в значимых объемах.

….в последние годы «пешехода» лихо обскакала «белая лошадь», да с бубенцами от того же мирового производителя. Этот тяжелый удар по рынку продуктом для стран третьего мира.

Хотелось бы так же обойти тему порабощения потребителя мировыми транснациональными компаниями. Поэтому расчета доли Diageo или Pernod Ricard в этой статье не будет. Все это пустяки по сравнению с дистрибуторской сетью Coca-Cola. Как? Вы еще не слышали?..

Каково же место виски из перечисленных стран в общем рейтинге импорта виски? Их привезли более 10 тысяч литров и они достаточно устойчиво поставляются. Чудовищные промежутки между их номерами – это вездесущий грозный скоч.

 
По материалам "Alcoexpert" и журнала "НАПИТКИ №3".

Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: