Алкоголь крупным планом

Зубков – за «водочную полицию» 05.08.2008

Зубков – за «водочную полицию»

Представители легального алкогольного рынка давно говорили о необходимости реформирования отрасли – и, в частности, создания единого государственного органа по регулированию алкогольного рынка. По их мнению, только такая «алкогольная полиция» сможет реально бороться с нелегальным алкоголем (которого в России, по разным подсчетам, до 50%).

Сегодня же этим делом занимаются разные отделы милиции - уголовный розыск, если кто-то насмерть отравился «паленкой», партрульно-постовая служба, если в подвале при розливе сильно звенят пустыми бутылками, участковые (они вообще за все отвечают). Конечно, основную роль в борьбе с нелегальной водкой должны играть отделы по экономическим преступлениям, – но для них, если честно, важнее разоблачить финансовую пирамиду, чем «гаражный» цех, где три таджика разбавляют стеклоочиститель водой из-под крана. Сегодня производители спиртосодержащих жидкостей уже не добавляют в них полигексометиленгуанидин, послуживший причиной эпидемии отравлений в России. И «бизнесмены гаражного разлива» опять взялись наполнять рынок «водкой» за 25 рублей.

И наконец, свершилось. Вопли полузадушенных водочников услышали в правительстве. В середине июля первый зампред Правительства РФ Виктор Зубков направил своему непосредственному начальству – Владимиру Путину – письмо, в котором предлагает создать единый федеральный орган по регулированию алкогольного рынка, с возложением на него всего комплекса функций по управлению в сфере производства и оборота спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Однако не стоит думать плохо о нашем правительстве. Причиной создания «водочной полиции» стала не забота о пьяницах и алкоголиках, Пьянство - это дело философское, особенно в России. А алкоголизм – вообще по медицинской части. Настоящей причиной стала необходимость принятия решения по вопросу целесообразности изменения действующей системы налогообложения акцизами этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, предложенной некогда Федеральной налоговой службой (ФНС). В общем, слишком мало налогов с водки попадает в казну. А вот это – уже дело власти.

 На мой взгляд, позиция Зубкова прагматична – а значит, правильна. Алкашей ведь надо на что-то лечить. Да и в других отраслях деньги лишними не будут. А вот борьба за «высокие идеалы» (типа, победа над пьянством или строительство коммунистического общества)  уже пару раз ставила Россию на грань гибели…

Разумеется, список мер по улучшению ситуации в алкогольном секторе страны был выработан с учетом мнений и позиций всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Участие в этом так же приняли и ведущие производители ликероводочной продукции.

…В общем, есть мнение, что для повышения эффективности госрегулирования алкогольного рынка необходим комплексный подход. Его составляющими должно стать формирование единого госреестра имеющихся мощностей по производству алкоголя; введение запрета любого перемещения спирта без обязательного уведомления налоговых органов; утверждение методики определения и контроль на федеральном уровне над первичным алкогольным сырьем; утверждение и согласование технической и технологической документации на производство алкоголя; совершенствование защиты федеральных акцизных марок от подделок с введением уголовной ответственности за их подделку; установление минимальных цен на водку и ЛВИ.

Расшифрую – в стране останется пара десяткос крупных производителей алкогольных напитков и водка будет стоить около 100 рублей на поллитра…

В принципе, то, что крупный алкогольный бизнес достучался-таки до кабинета главы Правительства, надо считать серьезным успехом. И хотя пока что реакции от правительства не последовало, обнадеживает сам факт передачи предложений от Зубкова к Путину.

Форменный бардак, царящий на алкогольном рынке России, всех уже достал. И это, наконец, дошло и до правительства. Но вот вопрос – как оно на эти предложения отреагирует? Посмотрим…

Михаил Смирнов 


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: