Российские импортеры, почти как биржевые игроки – все последние годы вынуждены пристально следить за развитием самых разных конъюнктур мировой экономики и политики, более или менее успешно "отыгрывая" тренды в своем ассортиментном портфеле. К сожалению, алкоголь куда менее мобильная субстанция, чем акции и облигации – избавиться от "плохих активов" в молдавском вине, грузинском коньяке или европейском "столовняке" одним нажатием кнопки не получится. Этим, в частности, определяется тенденция последнего времени – упрощения и сокращения ассортимента в пользу беспроигрышных и относительно "аполитичных" позиций. Тенденцию, в числе прочих трендов импорта первого полугодия 2010, подметил эксперт алкогольного рынка, руководитель аналитической службы ГК "Русьимпорт" Александр Эткин.
РЫНОК СКОРЕЕ ЖИВ, ЧЕМ…
Начнем с официальной статистики. Росстат сообщает, что по итогам первого полугодия в Российской Федерации произведено и продано в розничной торговле следующее количество алкогольной продукции по крупным категориям (см. график 1).
Есть некоторый разрыв между этими величинами, который объясняется не только задержкой в движении товара, но и: контрафактом, импортом, товарными запасами и прочими причинами. В среднем, с некоторым вольным допущением, можно сказать, что мы обеспечены собственным производством на две трети.
Тем не менее, по официальной статистике розничные продажи вина достаточно сильно упали относительно аналогичного периода 2009 года – порядка 20%. Коньячные изделия (+1%) и игристые вина (-1%) продаются примерно в тех же объемах, что и прежде.
График 1. Российское производство и розничные продажи в млн л по итогам 2010 П1.
Вопреки этим трендам, импорт тихого вина растет в первом полугодии 2010 года относительно 2009 года на 32%. Может показаться, что это недостаточно оптимистично и рынок импортной продукции так и не восстановился после кризиса. С другой стороны, в 2009 году показатели упали на 34% и теперь почти вернулись к уровню частично благополучного 2008 года. Если требуется простая и однозначная оценка происходящего сейчас, это скорее - "хорошо". Первое полугодие в сегменте тихого вина выглядит куда лучше, чем могло бы.
ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР
Мы по-прежнему остаемся в условиях разрушенного растущего тренда с 1998 года, пик которого относится к 2005 году. У нас есть свой отраслевой "1913 год", от которого теперь ведется расчет всего развития. Уже в 2006 году началась, если не Мировая Война, то тяжелая агрессия в отношении нашего рынка, а 2009 год лишь подчистил слабых.
В принципе, такие регулярные чистки напоминают правила выращивания газона: часто стричь и скоро останется только самая примитивная форма растительной жизни – трава. К сожалению, газонокосильщиков у нас как-то очень много. И у каждого аппарат своей системы. Только вот системы в этих стрижках пока обнаружить не удается. Но не будем привлекать к себе излишнее внимание, пусть пока занимаются водкой.
Возвращаясь к 2005 году, к сожалению, позднее не удается отметить ни одной устойчивой величины. Последующие года весьма зыбки. 2006 – катастрофа. 2007 – под знаком необоснованного импортного оптимизма и бума отечественного производства. 2008 – работа над ошибками. 2009 – Мировой Кризис отодвинул нас от Светлого Будущего. Решительно нет ни одной реперной точки.
График 2. Импорт алкоголя по крупным категориям в млн. л. Синим отмечены отрезки понижения, красным - повышения.
Несмотря на то, что возраст российского рынка импортного алкоголя достаточно велик, мы продолжаем находиться в растущем и несформировавшемся пространстве. И состав участников и товарная структура меняются весьма динамично. Глубина более-менее реального анализа вряд ли может превышать полтора года в обе стороны. Посмотрим это на нескольких примерах ниже.
Не будем привлекать к себе излишнее внимание, пусть пока занимаются водкой
В первой пятерке явным аутсайдером становится Болгария – падение к прошлому году продолжается. Молдавия, с учетом довольно низкой базы прошлого года показывает рост и входит в тройку. Не очень понятно на долго ли это, с учетом явной политической подоплеки сложившейся ситуации. Проблема давно уже перестала быть трагедией и истинные причины внезапных потерь качества в партиях вина обсуждены уже везде и многократно. Сейчас это уже не игра мускулами, а "животное электричество", "гальванизм", демонстрируемый на оторванной лягушачьей лапке: разряд – сокращение.
БУДЬТЕ ПРОЩЕ
Качественные вина, имеющие устойчивого потребителя, все так же спокойно себя чувствуют. Все это заметили в кризис. Сейчас происходит новый виток этого процесса: федеральные сети сокращают ассортимент. Причин много, но следствие одно – ищут небольшое количество устойчивых торговых марок. Это повсеместно принято в крупной европейской сетевой торговле и особых открытий наши соотечественники не cделают. Покупатели чувствуют себя одиноко перед стеной алкоголя с таким как сейчас количеством фэйсов. Эффект примерно как при встрече с толпой раскрашенных аборигенов: красиво, много цветов, ничего не понятно, одиноко, страшно и глаза разбегаются. Отрезвляет только ценник.