Алкоголь крупным планом

Алкогольный рынок РФ остается привлекательным для иностранного капитала 30.09.2010

Алкогольный рынок РФ остается привлекательным для иностранного капитала

Российские власти ждут активного возвращения иностранных инвесторов на российский рынок после кризиса. С уверенностью об этой тенденции говорил премьер-министр России Владимир Путин на международном инвестиционном форуме "Сочи-2010" 16–19 сентября с.г. Ранее, в середине июня на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге, Дмитрий Медведев объявил, что Россия готова запустить спецмеханизмы, способствующие привлечению инвестиций в модернизацию экономики.

Пока, по данным Росстата, приток инвестиций еще не восстановился до докризисного уровня. За первое полугодие с.г. в экономику РФ поступило 30,4 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 5,5% меньше показателя за аналогичный период 2009 года. Прямые иностранные инвестиции сократились на 11% – до 5,4 млрд. долл. Падение портфельных иностранных инвестиций более значительно: на 18,9% – до 0,7 млрд. долл. Прочие инвестиции, включающие кредиты, снизились на 3,8% – до 24,3 млрд. долл.

Стремясь улучшить инвестиционную привлекательность РФ, Дмитрий Медведев дал поручение правительству сформировать специальный инфраструктурный инвестфонд с капиталом в 20 млрд. руб.: в нем к государственным средствам будут аккумулированы частные финансы. Надежды российского руководства на возвращение инвесторов разделяют и международные эксперты. В обнародованном в сентябре рейтинге Конференции ООН по торговле и развитию Россия находится на пятом месте среди государств, в экономику которых инвесторы охотно готовы вкладывать средства.

Глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев сообщил, что правительственная комиссия по иностранным инвестициям одобрила в среду сделки на сумму около 1 млрд. долл. Среди крупных сделок, одобренных ФАС, – приобретение канадской золотодобывающей компанией Kinross Gold золотых месторождений на Чукотке за 365 млн. долл., слияние французского концерна Danone и российской "Юнимилк", продажа отечественного производителя соков "Нидан" корпорации Coca-Cola, а также приобретение ТНК-BP голосующих акций "Верхнечонскнефтегаза" – крупного нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири.

Сейчас в числе лидеров роста - рынок коммерческой недвижимости России, где уже зафиксировано увеличение объема инвестиционных сделок. Капиталовложений в недвижимость было осуществлено на 29,7% больше, чем в первом квартале 2010 года. Таким образом, общий объем инвестиций в первой половине с.г. составил 992,5 млн. долл., продемонстрировав прирост в 17,5% относительно прошлогоднего показателя за аналогичный период.

Особо интересным для инвесторов является рынок крепкого алкоголя, который, несмотря на очевидные финансовые перспективы, остается сложным для ведения бизнеса. Прежде всего проблемы у инвесторов здесь возникают из-за засилья нелегальной продукции, неэкономической конкуренции и политического прессинга. Некоторые компании, которые пришли в Россию в разгар кризиса, демонстрируют позитивные результаты. Так, крупнейший в мире производитель водки компания Central European Distribution Corporation (CEDC), вышедшая на российский алкогольный рынок в первом квартале 2008 года, к нынешнему времени сумела консолидировать свои активы и переместить основное производство в РФ. В Россию компания CEDC пришла, получив контроль над группой компаний "Парламент", а в рецессивном 2009 году закрыла еще одну сделку – довела до 100% долю в группе компаний "Русский алкоголь".

"Наш бизнес в России сейчас – это 70% от всего бизнеса CEDC. Польша и Венгрия вместе составляют остальные 30%. Несколько месяцев назад мы открыли офис в Украине и начали продавать российскую водку на украинском рынке. Шаг за шагом мы стараемся продвигать российские бренды не только внутри страны, но и на экспорт. "Парламент" – одна из лидирующих импортных марок водки в Германии. Сейчас мы все внимательнее присматриваемся к Великобритании и США – крупнейшим рынкам водки вне стран Восточной Европы. И для таких брендов, как "Зеленая марка", мы видим там большой потенциал", – говорит президент CEDC Уильям Керри. По его мнению, приход и укрепление иностранных инвесторов – именно то, что могло бы помочь развитию на российском рынке таких преимуществ, как здоровая конкуренция, забота о качестве, финансовая и фискальная прозрачность.

Руководитель CEDC высоко оценивает достижения компании и место, которое ей в упорной борьбе удалось завоевать на рынке крепкого алкоголя РФ. "Сейчас мы являемся абсолютным лидером российского рынка крепкого алкоголя с долей более 18%, – считает глава CEDC, отмечая успехи во всех ценовых нишах. – В каждом ценовом сегменте у нас есть водочный бренд № 1 – "Парламент" в сегменте суб-премиум, "Зеленая марка" в среднеценовом сегменте и "Ямская" в эконом-сегменте рынка. Кроме того, по объему продаж "Зеленая марка" – это водка № 1 в России и № 2 в мире. У нас действительно сильный портфель водочных брендов".

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что в ближайшее время условия работы на алкогольном рынке лучше не станут, а политика государства направлена на сокращение числа игроков алкогольного рынка – без лицензий летом следующего года могут оказаться многие, в том числе около половины дистрибьютеров. "Если сегодня на рынке около трех тысяч дистрибьютеров российского и иностранного алкоголя, то в следующем году их может стать в два раза меньше", – говорит Дробиз.

Уильям Керри поддерживает правительственные меры по регулированию рынка. "С течением времени здесь останется 5–10 крупных прозрачных игроков, и это неизбежный процесс. Я думаю, что консолидация завершится в течение ближайших трех–пяти лет. А с меньшим количеством игроков для административных структур будет легче бороться и с нелегальными производителями. Я искренне верю, что роль государства состоит в контроле за рынком, создании честных, прозрачных правил игры и поддержке здоровой конкуренции. Мы высоко ценим те меры, которые предпринимает правительство по борьбе с черным рынком и внедрению четких правил торговли алкоголем. Эти меры выгодны и для бюджета, и для покупателей, они способствуют развитию в стране ответственного потребления спиртного, помогая уберечь потребителей, особенно молодежь, от чрезмерного употребления алкоголя", – говорит президент CEDC. Он также уверен в большом потенциале российской экономики, считая, что в краткосрочной и среднесрочной перспективах для бизнеса здесь открываются потрясающие возможности. "Россия – не та страна, куда можно вкладывать деньги "по случаю" и на короткий срок. Я также уверен, что и в административно-правовой базе, которая до сих пор остается, на мой взгляд, слишком бюрократизированной, наметились позитивные сдвиги. Кроме того, уверенности в позитивном тренде развития экономики добавляет и существующее административное окружение, которое хотя и не освободилось до конца от бюрократического подхода, но, очевидно, развивается в правильном направлении", – говорит Керри.


По материалам Независимая газета

Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: