20.09.2010
Государство пока еще не осознает, что до определенного момента алкогольная акцизная политика дает деньги в бюджет – пока не заходит в тупик
риходится возвращаться к этой теме почти в каждой статье. Но сейчас самая горячая пора — обсуждается концептуальность подхода в общественных и государственных организациях. Государство (не говоря уже о популистах) пока еще не осознало, что мы в 2010 году вошли в "этап акцизного тупика".
На прошлой неделе пришлось на эту тему жестко высказаться в Общественной Палате, на этой неделе аналогичное мероприятие – в Совете Федерации. Кстати, на этой неделе еще два интересных мероприятия – алкогольная передача на НТВ 22 сентября в 12.00, а еще презентация результатов проверки импортного дешевого вина из магазинов Москвы ГУП "Московское качество" — 21 сентября в 14.00.
К акцизам. Государство пока еще не осознает, что до определенного момента алкогольная акцизная политика дает деньги в бюджет – пока не заходит в тупик; после этого:
— поступления от легального алкоголя падают (за счет падения легального рынка, например, как сейчас в Прибалтике; вокруг нас столько наглядных примеров на пространстве бывшего Союза, только собирай, смотри, анализируй). Но нас сегодня уверяют депутаты и популисты, что во главе угла доходы от акцизов только в голове у Кудрина, а все остальные ратуют за повышение акцизов и цен на алкоголь ради населения;
— значительная часть населения переходит на нелегальную продукцию, контрафакт, дешевый фальсификат, суррогаты технического, аптечного и домашнего изготовления. А это уже социальный аспект (безопасность и здоровье нации) — именно то, за что ратуют популисты. Все цифры я уже много раз приводил.
Но нашему государству надо отдать должное – в течение 15 лет трехслойный водочно— суррогатный пирог (легальная водка; заводская нелегальная в 1,5−2 раза дешевле; суррогаты в 2−4 раза дешевле легальной) отлично поил наше население. Всех в государстве это устраивало. Некоторые производители через Ассоциации наивно требовали – избавьте рынок от нелегальной и суррогатной продукции ради легальной. В 2010 г. начали избавлять, но чуда не происходит— население на легальную (слишком дорогую) продукцию не переходит. Баланс акциза и цены, с одной стороны, и финансовых возможностей населения при определенных – возможно, завышенных – потребностях, с другой стороны, резко перекошен уже 15 лет. Нелегальную заводскую продукцию загоняют в "подполье", а значит, ее качество и безопасность может резко упасть. А ССЖ предлагают отравлять (так стоял вопрос на заседании "специалистов по отрезвлению" в Общественной Палате) – такой опыт был у Роспотребнадзора в 2006, когда желтели люди после введения каких-то отравляющих добавок, но их отменили через пару месяцев. Ведь это был очень тревожный звонок для регуляторов акцизной политики тогда, но на фоне всеобщего алкогольного кризиса на этот момент не обратили внимания. Альтернативу –то бедным вместо нелегальной водки и ССЖ не дают— я говорю об алкогольной, поскольку водка до 105 руб. уже должна практически исчезнуть из розничной продажи к сегодняшнему дню. Либо пей суррогаты в прежнем объеме нелегальной водки, либо пей легальную в 2 раза меньше… В 2009 году объем легального рынка водки и ЛВИ составил около 112 млн дал, а объем нелегального и суррогатного рынков не менее 130— 135 млн дал. В результате реформы легальный рынок не растет, продажи нелегальной водки в легальной розничной торговле падают, и что-то происходит в суррогатном сегменте (точно не падает). Еще раз низкий поклон производителям ССЖ за их высокую социальную ответственность при производстве суррогатов – если бы не это (и закрытие глаз на это наших контролирующих служб, включая службу благополучия), то мерли бы миллионами… Разве это правильная государственная политика по защите безопасности и здоровья своих граждан. Речь идет о не менее чем 25 млн наших граждан. Вопрос только в том – что мы хотим с ними сделать? Если избавиться, то надо и дальше повышать ставку акциза и т.д. Уже при сегодняшней ставке акциза в 210 руб. эти люди уже обречены. Но ведь у этих людей рождаются дети, пополняя эту группу…
Никто не призывает спаивать население, но такая борьба с алкоголизацией с помощью "растущей" акцизной политики принесет только вред и вновь позорно закончит антиалкогольную компанию вместо того, чтобы перевести ее в русло постоянно действующей программы.
В результате популизма отдельных организаций и непрофессиональных предложений Минфина эффект от их деятельности будет обратным их желаниям. "Акцизный алкогольный тупик" в России уже наступил 15 лет назад, даже Счетная Палата на это не раз обращала внимание в своих справках, но в 2000 – 2007 г.г. не было резких тому подтверждений в течение нескольких лет подряд (хотя всплески были). И дело не интересах алкогольного бизнеса. 2007 год – легальный рынок – 131 млн дал водки и ЛВИ, нелегальный – не менее 60 млн дал; 2008 – 121 и не менее 65; 2009— 112 и не менее 70; 2010 – при честном подсчете (а ЦИФРРА это обеспечит)— 107 и не менее 75 (75 млн дал нелегальной водки – это потребность рынка; при этом значительная часть нелегальной уходит либо в другие каналы продаж, либо замещается суррогатами, что уже из области здоровья и безопасности населения). Это не просто теряли государство и легальный бизнес деньги – как пытаются эту ситуацию развернуть популисты. Это прежде всего – удар по безопасности и здоровью населения. Легальная и качественная продукция все больше замещается нелегальной или суррогатной (об этом и мировой опыт свидетельствует – при резком росте цен или значительной недоступности алкоголя).
Вот и давайте повысим акцизы еще на 25% (ежегодно), как предлагает Общественная палата, или доведем их по требованию Минфина до МРЦ в 140 руб. в 2011, 210 руб. в 2012 и 270 руб. в 2013, или сразу – по рецепту Онищенко и Халтуриной до 300 руб.
Если бы сегодня "отравить" добавками все ССЖ и одновременно начать проводить акцизную политику Общественной Палаты и Минфина, то мы вместо мифического алкогольного "русского креста" (столь удобного для защиты диссертаций нашими социологами) получили бы совсем другой график — три параллельные уходящие вверх линии: рост ставки акциза и цен на легальную продукцию; рост смертности и отравлений от нелегальной и суррогатной продукции; рост затрат государства на ликвидацию последствий от новой акцизной политики (в области здравоохранения и т.д.).
Запрещайте торговлю любым алкоголем ночью, приравняйте полностью пиво к алкоголю, занесите его в магазины… Но цена на крепкий алкоголь в данном случае в России для населения с доходами в месяц более 25 000 руб. может быть и выше, чем сегодня, а цена на вино должна быть ниже, чем сегодня… Но мало у нас таких граждан, нельзя ориентировать законы только на эту группу населения. Надо просто честно сказать, что в России легальный алкоголь производят только для населения с доходами от средней по России официальной зарплаты в 20 000 руб. и выше. Для остальных акцизная госполитика выпускать легальный алкоголь не предполагает. И тогда все понятно.
Это все к заседанию теперь уже в Совете Федерации по акцизно – алкогольному вопросу.
Мелочи жизни
Вот и пиво порадовало – в августе его производство (светлого пива – а это основа рынка) +16%, а по итогам января – августа светлое пиво уже всего (-4,9%) к 2009 году. А по январю – июлю 2010 г. пива в целом уже падение достигало всего (-7,6%) к 2009. Не очень грамотную политику защиты выбрали сегодня пивовары— они упирают на то, что сбор акцизов пока еще не стал трехкратным (по январю – июлю рост в2,6 раза к 2009 и 2,75 раза к 2008), но – растет производство пива (сокращается отставание от производства прошлого года при акцизах в 3 раза ниже). В этом трагедия пивного рынка. И есть все шансы, что производство этого года может увеличить негативный отрыв от 2009 (до 10%−12%) в последние два— три месяца (за счет избыточного производства в ноябре – декабре 2009 года при подготовке к производству по новой ставке акциза в 2010 г.). Это последний шанс пивняков убедить государство в своей нынешней "ущербности". А реально, конечно, разница в объеме производства между 2009 и 2010 г.г. в процентах должна быть зафиксирована на уровне января— октября 2010 г. В ноябре – декабре 2010 году перепроизводства не будет – причин нет. В результате мы можем получить примерно (-2%) в январе – октябре 2010 г., которые превратятся в (-10%) по итогам года. Поэтому тот прогноз, который дали пивняки по поводу падения производства в 2010 г. на 10%−15% к 2009 может случиться (за ноябрь— декабрь 2010). Они отметили, что в 2009 году объем производства составил 1 085 млн дал, что на (-5,2%) ниже 2008. Но падение должно было быть в 2009 г. значительно больше, если бы не лопатили в ноябре— декабре запас на 2010 г. Мы уже приводили свои расчеты: перепроизводство составило не менее 70 – 80 млн дал. Поэтому чисто рыночно (не будь прогноза мощного роста ставки акцизов) объем производства в 2009 г. мог составить не более 1 010 млн дал (а это были бы позорные минус 12% вместо минус 5,2%). А потому фактически – пивной рынок рухнул не в 2010 году от акцизов, а до того – в 2009 при низких акцизах (спрос упал почему-то на легальное пиво). А вот в этом почему никто разбираться не стал… И что удивительно – при утроенных акцизах пивное производство уже почти восстановилось.
Я бы почти не писал про пиво, если бы пивная отрасль постоянно не противопоставляла якобы "падение пива" якобы "росту водки". Они берут официальную статистику по водке и ЛВИ из сообщений Росстата, но эту же информацию надо перевести на русский язык. Я же помню, что падение производства пива в январе было 44%, а в январе— июле уже 7,6%. В августе падение еще уменьшиться. А вот легально— учтенному производству водки и ЛВИ похвастаться нечем: если честно и правильно сравнивать (а в Росстатовской программе сравнения с 2009 г. ошибка), то в январе – августе 2010 г. производство легальной водки выросла на 0,5% к 2010 (это при почти полном восстановлении пивного рынка), а если вычесть липовый объем "ВВК" из объема 2010 г., то производство даже реально упало на 2,3%. Вычесть можно, поскольку такого хамства раньше не было. Да, курировала налоговая, делала все, что хотела. Потому и Счетная Палата отметила, что каждый год государство не получает 20 млрд руб. с учтенной как легальная водки по разным схемам; но ни в одной справке не осмелилась открыто в этом обвинить Налоговую. Но при передаче функций РАРу Налоговая просто подарила 2 млн дал продукции (то есть марки на нее) компании "ВВК". Посмотрим еще – будет ли кто за это наказан.
А уж если говорить про учтенное производство водки и ЛВИ, то оно упало в январе— августе 2010 на 3,5% к 2009, а если вычесть липовый объем "ВВК", то отставание уже больше 6%. Вот так все обстоит на самом деле.
Насколько я знаю, готовится техническое обоснование введения минимальных мощностей на алкогольных предприятиях. Как элементик контроля при невозможности осуществить комплексный контроль. На мой взгляд, это предложение ничем не отличается в нашей ситуации от предложения "1 000 кв м" или, как говорил Райкин "квадратных литров, не считая горлышка". Возможно, это предложение и стало бы прогрессивным, если бы учло все нюансы; здесь же, как на российских выборах – важно, как посчитать. Завод вправе работать в 3 смены, в 2 смены, в 1 смену, в режиме укороченной смены (4 часа— КЗОТу не противоречит). Небольшой пример из жизни: легальный рынок за 2 года упал со 131 млн дал до 107 млн дал водки и ЛВИ в 2010 г. (прогноз). Условно говоря, все заводы в среднем должны были сократить производство на 18%. А мощности – тоже сокращать, или ждать, что государство примет меры и когда— нибудь у людей появятся деньги и легальный рынок начнет расти. А если говорить о вине и коньяке – там вообще может быть сезонный розлив. А если линия настроена только на премиальную продукцию и работает 1 день в месяц. Однозначно – это помеха техническому перевооружению предприятий, лишние рогатки. Однозначно – ограничение конкуренции и в интересах опять— таки укрупнения рынка. Зачем нужны эти технические моменты. РАР – это не Налоговая, которой все было было "до фонаря". Сегодня РАР знает о рынке все, не может не знать. Для того там в следующем году будет работать 2 000 человек. Коньячному, пивному и винному рынкам это не поможет. Остается только водочный, с ним и без этого справятся. Если новшество коснется только спиртового рынка – этого вполне могло бы быть достаточно. Прошу высказаться желающих, проблему надо обсуждать уже сегодня.
Вступил в завершающую фазу главный алкогольный тренд последнего десятилетия - тренд перетекания государственных алкогольных активов в частные руки, начатый наиболее комплексно и системно при Зевенко. Госактивов осталось совсем мало после продажи основных заводов "РСП". В федеральной собственности остались кое— какие заводы, но это лишь до близкой приватизации "РСП". Есть еще бренды и "СПИ". Остались в региональной собственности заводы в Татарии, Башкирии, Дагестане… Есть определенная уверенность, что после приватизации "РСП" в течение пары лет вся региональная станет частной. Более того, а зачем в этом случае государству владеть брендами, которые ему практически ничего не дают ("Столичная" и т.д.). Эти можно продать хоть сегодня — если кто купит (может, готово повторно купить их будет даже SPI для завершения скандала). Шведское Правительство даже "Абсолют" продало, но – получив при этом прибыль от продаж этой водки на 30 лет вперед. Посмотрим потом на наши цены… Особняком стоят бренды "Советское" и Московский". Тут сложнее: с одной стороны, сегодня ЧГП для заработка денег должно быть заинтересовано в продвижении и развитии брендов до 20% рынка коньяка и 35% рынка шампанского. С другой стороны, если ЧГП предполагает их выкупить после приватизации "РСП", то повышать их сегодняшнюю цену серьезным увеличением объем продаж им нежелательно (хотя продать государство может их своим без всякого тендера, остальные откажутся). Могут пока выйти на 7% рынка коньяка и 15% рынка шампанского… То есть, активный рост могут попридержать в 2011 году. А там посмотрим. Пройдет 3 года, завершится 2013 год. К этому времени в России никаких алкогольных госактивов уже быть не должно (так мне кажется). "РСП" в 2014 выйдет на свои планируемые объемы, а дальше – продажа монстра иностранцам, с которыми в лице CEDC наше ЧГП будет активно бороться примерно до 2013 г. Пройдут выборы, за это время Россия еще больше отупеет от программ модернизации и интеграции в мировую экономику, с 2014 начнет растворяться в этой экономике… И спокойно в 2015— 2016 году отдаст водочную отрасль иностранным компаниям. А может и не отдаст…
Сколько в России красивых по названию экономических и политических программ. Вот год назад начали бороться за малые города или с малыми городами. Выдели 20 млрд руб., в результате наш народ сам приспособился к жизни в этих малых городах; деньги в 2010 г. не потрачены, а программу по этой причине закрывают. А сколько еще есть программ, помимо модернизации и т.д. Удивительна по своей простоте и гениальности идея по перепрофилированию 40 ЛВЗ с отобранными лицензиями на производство воды. А что раньше-то не додумались. В 90−е также поступили с винзаводами, перевели на производство соков. И опять вспоминаются интермедии Райкина — "ты кто, фокусник, у тебя из цилиндра курица вылезает, иди, обеспечивай народ курями!… балерине к ноге динаму привязать, пусть ток дает в недоразвитые районы!". Будет у нас на 40 заводов больше по бутилированию водопроводной воды. Потому как за водой контроль еще хуже, чем за водкой… А если серьезно, то государство все— таки решило максимально закрыть алкогольную отрасль Кавказа.
Госдума: "Сейчас у нас в портфеле уже более 40 предприятий в различных регионах, более половины из них — это предприятия, которые находятся в южных областях — в Осетии, в Кабардино-Балкарии. С одной стороны, это сохранение рабочих мест, с другой стороны, это именно те места, населенные пункты, где очень острая нехватка воды, где затруднена логистика. Поэтому у нас такая идея перепрофилирования родилась, она поддержана профильным ведомством — Росалкогольрегулированием". Как я понял, предполагается заменить старые предприятия "Водоканала" на новые – закрытые "ЛВЗ". В недрах "Единой России" под впечатлением от идей Петрика была рождена программа "Чистая вода" (партия даже на программу просила у государства 5 млрд руб.). Затем Петрика выгнали, а идея чистой воды осталась. Вот в нее и могут попасть заводы. "В августе заговорили о том, что программа "Чистая вода" может быть прописана отдельной строкой в бюджете уже в 2012 году".
Один из ветеранов алкогольной отрасли, ушедший из нее несколько лет назад в биотехнологии, П. Каныгин, похоже, вновь успешно продолжает свой проект Корпорации "Биотехнология". Доклад Чемезова Президенту по поводу биотехнологического проекта не раз показывали в новостях по телевизору. Так что ровно через два года проект, который держался на личном энтузиазме и финансах самого генерального директора корпорации, вновь ожил. "В России появится первый завод по производству биотоплива". На новом предприятии будут перерабатывать отходы лесной промышленности в био-бутанол.
"Ведомости" вытащили на свет божий отзыв Правового управления Госдумы по поводу складов в "1 000 кв м". "Выдавать лицензии только тем дистрибуторам алкоголя, у которых в собственности есть склад площадью не менее 1000 кв. м, нельзя, так как это противоречит действующим законам и логике. Это следует из отзыва правового управление Госдумы на поправки депутата Виктора Звагельского к закону о госрегулировании алкогольной отрасли". "Пояснительная записка к законопроекту объясняла необходимость этой нормы тем, что почти 70% оптовиков, нарушавших закон в 2009 г., использовали склады до 1000 кв. м". А ведь и правда – сколько общего у всех 100% нарушителей (все они люди о двух ногах, двух руках и одной голове; всех их курировали госорганы снизу доверху, все они платили взятки последние 10 лет госорганам, а раньше бандитам и т.д. – можно найти бесконечное количество точек пересечения). Но последний перл статьи (последние предложения) просто уникальны.
"Росалкогольрегулирование, поддерживающее Звагельского, считает, что новые требования к складским помещениям сократят долю компаний-однодневок, которые чаще всего занимаются оборотом нелегальной продукции, сообщил сотрудник пресс-службы ведомства. Планка в 1000 кв. м не окончательная — минимально допустимый размер площади будет обсуждаться, говорит он". Граждане судьи, о каких фирмах— однодневках идет речь? Это ведь раньше их создавали с помощью налоговой – она давала лицензии фирмам— однодневкам, а теперь –то это только "РАР" может делать. Не будет "РАР" давать им лицензии (а он этого делать явно не собирается, он и многодневкам –то их не дает), не будет и такого позорного явления на рынке. Так что даже это самое весомое доказательство не катит. Был в моей практике такой факт, что ездили в одну проверяющую компанию, где я ради смеха на спор из 100 предложенных мне названий — действующих и уже проверенных ими компаний (а были это еще лихие 90−е) — безошибочно выделил более 30 нелегальных – даже названия этим компаниям давались необычные (какие –то непонятные и ничего не значащие слова). Это я заметил еще в 1997 году – тогда не надо было проверять компании; можно было все понять по названию. Все прокладки назвались необычно для слуха. Тогда и я понял (для себя), что такую систему на алкогольном рынке могла создать только сама налоговая. Поэтому спорил с проверяющими наверняка, выиграл спор и они уехали… Много чего было лет 15 назад веселого в нашей жизни…
"Коммерсантъ" объявил, что "Центрально— Черноземный Банк Сбербанка начал через арбитраж взыскание более 550 млн рублей проблемного долга со структур Группы компаний "Виноградов" и претендует на имущество подмосковного ликеро-водочного завода (ЛВЗ) "Столичный трестъ" в качестве залога". Не торопится ли банк в этой ситуации? Не получил ли уже заказ от кого – либо на этот актив? Не достаточно ли Сбербанку судеб "Истока", "Омеги", "Ост— Алко" и целого ряда других компаний за последние два года? Как только в России за тяжбы берется Госбанк, почему –то бизнесу приходит хана. Для меня просто удивительно – ведь и ГосБанк, и ГосНалоговая должны стоять на страже интересов государства и быть не шакалами и гиенами, а первыми заинтересованными в продолжении работы компаний организациями. Группа – серьезный актив, фактически один из нескольких в России вертикально — интегрированных Холдингов (свое зерно— свой спирт … и т.д.— до самой готовой продукции).
"В группе заявили, что ведут переговоры с кредиторами и рассчитывают на компромиссное мировое соглашение. Член правления группы "Виноградов" пояснил, что проблемная задолженность перед ЦЧБ СБ образовалась в связи с конфликтом "Столичного треста" с Росалкогольрегулированием (с начала лета ведомство приостановило лицензию завода на производство ликеро-водочной продукции и пытается аннулировать ее через суд), а также засухой, осложнившей работу агробизнеса группы". Очень бы хотелось нормального продолжения развития событий между государством и "Столичным Трестом".
Если в последние годы наши правоохранительные органы ловили все больше производителей в гаражах, то с 2010 г. стало хорошей традицией изредка ловить хорошее производство с приличными объемами. Так, "16 сентября сотрудники Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МОБ УВД по Ульяновской области пресекли деятельность крупного завода по нелегальному производству контрафактной алкогольной продукции. Подпольный цех действовал прямо в областном центре, на территории бывшего совхоза в Железнодорожном районе г. Ульяновска. В складском помещении, внешне ничем не отличавшемся от близлежащих строений, милиционеры ЦББПР ИАЗ обнаружили самую крупную за всю историю существования подразделения партию контрафактного спирта. По предварительной оценке, на заводе находилось около 70 тонн спирта, а также порядка 100 тысяч бутылок с уже готовой фальсифицированной алкогольной продукцией. Стражи порядка обнаружили на складе 19 разновидностей поддельной водки, причем некоторые из них выпущены под видом популярных и достаточно дорогостоящих брендов. Оформление бутылок с алкоголем выполнено довольно качественно. По предварительной информации, в день на заводе разливали по пятилитровым канистрам около трех тысяч литров спирта и производили не менее ста ящиков контрафактной водки".
В материале газеты есть фото бутылок с продукцией, есть очень и не очень известные марки ("Зеленая марка", "Белебеевская классическая", "В семейном кругу", "Давай за жизнь", "Золото Башкирии", "Золото Башкирии люкс", "Купец", "Лесная красавица", "Лесная красавица люкс", "Мягков", "На березовых бруньках" ("SV Союз виктан"), "Петровский сенат", "Президент отель", "Путинка мягкая", "Путинка ржаная особая", "Пять озер", "Сталковская люкс", "Уфимка", "ALTAI", "KURAI VODKA". и т.д.). В общем – совхоз— универсал. Вот это нормальный размах того самого альтернативного производства, которое приходит на смену производству нелегальной водки на легальных заводах. Если прежняя продукция уже давно решила свои проблемы, то новые производители еще осваиваются, за полгода разберутся… И потечет эта водка и в легальную торговлю, и в альтернативную уже безболезненно… И будут работать такие производители в каждом районном городе России, где их точно не поймают…
Красноярский Край. Не так давно мы обсуждали на сайте – надо ли в удаленных районах развивать свое производство алкоголя. Может и надо, да жизнь опровергает такой подход. Так, Арбитражный суд в Красноярске рассмотрит дело о банкротстве; слушается "дело о признании финансово несостоятельным дудинского ООО ПТК "Миг", которое является единственным предприятием по производству алкогольной продукции на севере региона. В январе 2010 года Арбитражный суд по иску налоговой службы ввел на предприятии процедуру наблюдения. На данный момент в списке кредиторов помимо ФНС значится ООО КБ "Московский капитал", заявивший требования к ПТК "Миг" на сумму свыше 750 млн рублей, и ООО "Стройлидер" (6 млн руб.). Ранее в министерстве промышленности и энергетики края заявляли о сложностях производства алкогольной продукции на севере региона, куда, проще завозить ликероводочную продукцию с материка, нежели производить там". Очищаются от производства алкоголя многие "края" России со всех сторон. Все стягивается к центру.
Отчиталась Карелия. Из отчета могу сделать только один вывод — там растет качество алкогольных суррогатов или спустили сверху пониженную разнарядку со смертностью по данной причине, раз партия и государство борются с алкоголизацией. В Карелии на 30% снизилось количество летальных исходов от алкогольного отравления.
Из Отчета: "С начала года в Карелии выявлено более тысячи нарушений, связанных с оборотом алкоголя. Милиционерами пресечено 633 факта продажи спиртосодержащих жидкостей из квартир. Также пресечена незаконная крупная оптовая поставка спиртного в столицу республики. По результатам проверок в лицензирующие органы направлено 42 представления на приостановление лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции, по которым вынесены предписания об устранении нарушений. Уменьшилось число так называемых "точек" или квартир, из которых осуществлялась продажа суррогатного спиртного, реже встречаются факты перевозки этилового спирта и алкогольной продукции с нарушениями законодательства, регулирующего оборот данной продукции. Как положительное следствие — сокращение на 31,7% количества случаев отравлений от спиртного с летальным исходом".
Сколько пунктов по продаже ССЖ из квартир и т.д. могли обнаружить и закрыть – пусть каждый 10, а то и каждый 50−й…
Дополнительная информация:
html