Алкоголь крупным планом

Рынку вина в РФ нужна господдержка 02.09.2010

Рынку вина в РФ нужна господдержка

Значительная часть продаваемых в России вин – подделки. Эксперты винят в этом Роспотребнадзор, тщательно отслеживающий качество импортного алкоголя, но не замечающий нарушения российских производителей. Впрочем, Ростест уверяет, что российские вина соответствуют всем СанПиНам.

«Роспотребнадзор ищет на алкогольном рынке внешних ведьм и не видит внутренних», – заявил в среду, 1 сентября, глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Система контроля качества вин в России не работает, считает эксперт, потому большая доля продаваемых в России вин и коньяков за последние 10 лет – контрафакт и подделки. По его данным, речь может идти о 30% вина и 30% коньяка. А это 200 млн. л вина в год и 35млн. л коньяка.

Сегодня качество вина и виноматериала никто не контролирует, считают эксперты. Функция контроля отдана акцизным складам в регионах. «В результате системы контроля нет, рынок, как лоскутное одеяло, налицо сепаратизм регионов. Надо заставить Роспотребнадзор выполнять свою функцию», – сказал Дробиз. Специалист поланает, что контроль могли бы вести саморегулирующие организации, если к им добавить систему добровольной сертификации. Пока что таковая существует только на двух заводах.

На вопрос, чем объяснить активность Роспотребнадзора по отношению к поставщикам только импортного алкоголя, эксперты сошлись во мнении, что по большей части причины могут быть политическими. «Ведомство тормошит Украину, Молдову. Грузию как поставщика вообще потеряли, – отметил Виктор Аксенов. – В 90-е годы были отклонения, шар до сих пор катится, но надо было государству тогда меры принимать. Сейчас есть хорошее поставщики, но уже выставлены шлагбаумы. Кроме того, в Роспотребнадзоре мало специалистов, хорошо разбирающихся в винах».

Он предположил, что и на таможне больше заинтересованы в поставках более дорогих эксклюзивных вин, на которые в России «задраны цены». Например, итальянское «Кьянти» закупается поставщиками по 1-2 евро за бутылку, а продаваться в России может по 20-30 евро. Таким образом, наценка на ввозимые вина может составлять до 300-600%.

По данным аналитиков рынка, сейчас до 80% вина в России – импорт.

Гендиректор торгового дома «МВЗ» (Межреспубликанский винзавод») Светлана Савченко тоже не увидела в действиях Роспотребнадзора «поддержки отечественного производителя», которые, по ее мнению, необходима. «Молдавская компания «Колораж» имеет 600 га виноградников, собственную винокурню, она отвечает за свое производство, так что я думаю, причины в политике», – сказала Савченко. Она также призвала к более строгому контролю качества на алкогольном рынке.

Да здравствуют российские химики!

В канун Нового 2010 года были проведены проверки шампанского в магазинах Москвы, рассказал Вадим Дробиз. Из 20 отобранных для тестирования образцов в 13 вообще не было никакого виноматериала. «Это была вода со спиртом, химическими и ароматическими добавками. Это были вкусные и безопасные напитки, но ни к вину, ни к шампанскому они не имели ни малейшего отношения», – отметил дегустатор-эксперт испытательного центра пищевой продукции ИЦПП Ростест Москва Виктор Аксенов.

Отечественное вино свежее тестирование выдержало

В последнюю неделю августа в испытательном центре пищевой продукции ИЦПП Ростест Москва провели испытания образцов столовых сухих вин, семь из которых были российского производства, а один образец представлял вино украинского производителя.Образцы были отобраны путем случайной выборки в розничных сетях Москвы. Вино проверяли по физико-химическим показателям, по токсичности, а также по упаковке и маркировке.

«СанПиНы и нормативы предполагают, что объем этилового спирта не может превышать в сухом столовом вине 9-11%, сахара не более 4 г в дм. куб., летучих соединений не более 1,2 г в дм. куб. Диоксида серы (консервант) – не более 200 млг в дм. куб. Лимонный кислоты не более 1 г в дм. куб. Проверяли вина и на безопасность, то есть на токсичность: по наличию в них следов кадмия, свинца, мышьяка, ртути, радио-нуклеидов. По всем параметрам все образцы оказались в рамках действующих российских стандартов и СанПиНов и испытания выдержали», – сказала руководитель Ростеста Ирина Васильева. Виктор Аксенов все-таки пожелал российским столовым винам улучшения качества.

По данным центра, максимальное количество баллов получили вина «Каберне», «Легенда Крыма» и белого вина «Шато ле гран Восток земли юга». Низший балл оказался у красного вина «Геленджик».

В любом случае, по оценке Виктора Аксенова, бутылка настоящего, неподдельного вина не должна стоить дешевле 85 рублей. При выборе вина, по словам экспертов, следует обратить внимание на производителя: владеет ли он сам виноградниками или пользуется виноматериалом (первое предпочтительнее). Этикетки должны быть аккуратными – небрежность может свидетельствовать о подделке. В бутылках вина чаще лучшего качества, чем в пакетах. Сухие вина не должны быть старыми: если вино пробыло у оптовика лишние 2 года, оно может оказаться кислым.

Пока водка дешевле

На встрече дегустаторы-эксперты говорили о том, что в России уже утеряна культура потребления вина. Абсолютный тренд: чем выше благосостояние человека, тем чаще он отдает предпочтение спиртному с меньшим содержанием алкоголя, у него растёт интерес к хорошему вину. В тоже время в России, в виду неплатежеспособности населения, доля винной продукции на алкогольном рынке слишком мала – абсолютными лидерами на нем остаются водка и пиво. А в кризисное время употребление вина сократилось еще на 10% в пользу дешевой водки и пива.

Так, по данным Вадима Дробиза, в 2009 году на человека в России приходилось по 6 л «тихих» вин и по 2 л «игристых». Хотя в странах Европы потребление натуральных вин составляет 18-21 л вина на человека, в ряде стран до 25-27л.

Продажа вин. Данные Росстата.

виноградные и плодовые вина, млн дкл:

1970 – 3,9

1980 – 7,6

1990 – 10,9

1995 – 21,2

2000 – 18,3

2001 – 18,5

2002 – 17,7

2003 – 18,7

2004 – 18,5

2005 – 19,4

2006 – 20,6

2007 – 24,1

«Я не согласен с тем, что культура употребления вина у россиян утрачена, – возражает винный критик Игорь Сердюк.- Это искаженные данные. Сначала нужно привести к одному знаменателю розничные цены на вино и крепкий алкоголь, а пока водка дешевле вина втрое, говорить об отказе населения покупать вина некорректно», – заметил эксперт.

- шампанские и игристые вина, млн дкл:

1970 – 3,9

1980 – 7,6

1990 – 10,9

1995 – 21,2

2000 – 18,3

2001 – 18,5

2002 – 17,7

2003 – 18,7

2004 – 18,5

2005 – 19,4

2006 – 20,6

2007 – 24,1

У российского вина есть перспектива

По общему мнению аналитиков, к винам российского производства, составляющим значительную долю рынка, потребитель в целом относится с осторожностью, а порой — и с недоверием. В результате сегодня можно наблюдать огромное число проектов по позиционированию вина, произведенного в России, как импортного продукта (иностранное название, соответствующий дизайн и легенда). На протяжении последних 10–15 лет площади виноградников в России постоянно уменьшались, поэтому отечественные производители все больше полагались на импортные поставки.

Россия ввозит самые разнообразные виноградные вина и виноматериалы из более чем 35 стран мира. При этом до сих пор наблюдалось снижение продаж отечественных вин, а рос потребительский спрос лишь на элитные вина из стран Европы и различные вина из стран Нового Света – Австралии, Аргентины, Новой Зеландии, США, Чили и Южной Африки.

Эксперты отметили, что в российском виноделии по-прежнему отмечается недостаток сырья. «Если бы мы хотели производить вина только из собственных виноматериалов, то нам хватило бы их только на 10% потребностей», – отметил Дробиз.

Эксперты также говорили о том, что российским винам для хорошего сбыта, нужно сначала выйти на внешний рынок. «Таких примеров в мире крайне мало,- считает винный критик Игорь Сердюк, – разве что в Чили приглашали французов для поднятия отрасли и начинали импорт раньше, чем население массово отдало предпочтение собственным винам». Тем не менее, можно серьезно говорить о потенциале российских вин, считает эксперт. «И вина Абрау-Дюрсо, и Шато-Легран, и вина Ведерникова – это первосортные образцы», – сказал он.

Производители и аналитики говорят об осторожном оживлении на рынке вина, возможно, после 2010 года, когда, потребление вина может увеличиться. Союз виноградарей и виноделов разработал программу развития отрасли до 2020 года. Она предполагает увеличение площадей виноградников с до 170 тысяч гектаров, как было в России до антиалкогольной акции 1986 года.

По материалам АЛКОЭКСПЕРТ и GZT.RU


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: