Сначала – респект нашему государству за яркий парад 9 мая, который еще раз наглядно показал, что спилась и деградирует далеко не вся Россия (кто-то же еще водит даже самолеты в небе в метре друг от друга), а именно "другая Россия", хотя и часть единой - малообеспеченная, с низким уровнем доходов, зарплат и жизни, не приспособившаяся к реалиям нового капитализма.
Обречено на "спивание, деградацию и вымирание от нищеты и суррогатов алкоголя" не менее 30 млн человек, изгоев новой жизни - наглядный пример политики естественного отбора российской жизни на примере алкогольного рынка. Попахивает мальтузианством, но это тоже госполитика. У этой группы населения, конечно, есть альтернатива – бросить пить и смириться со своей нищетой (в этом главным помощником может стать церковь и религия).
Одновременно с этими процессами государство сегодня "облагораживает легальный алкоголь". Даже нелегальная водка, приобретя новую полулегальную цену в 89 руб., а, видимо, с 1.1.11 – и все 100 руб., однозначно отсекается от сегмента "обреченного общей социально-экономической политикой населения" и перестает быть символом алкоголизации населения. И действительно, в такой ситуации скорей уж некоторые низко алкогольные напитки (без вина, конечно) приобретают этот статус в группе «оставшихся» потребителей (за вычетом обреченных).
Перед самыми праздниками вышло достаточно много "алкогольных публикаций" под общим названием одной из них: "Алкогольные лоббисты открыли невидимый фронт". Авторы задаются вопросом: "почему чиновники не спешат с остальными антиалкогольными законами, кроме уже введенной минимальной цены на водку".
Ответ однозначен – "мешает алкогольное лобби". Об этом заявил еще в феврале депутат-руководитель Комитета Федоров. При этом Госдума клялась и божилась рассмотреть все антиалкогольное в 1 квартале, но уже очевиден перенос на осень (в лучшем случае).
Вспомним, как все начиналось. Скажем образно так: 1 января 2009 г. на старт вышли:
- Госдума и Совет Федерации, собирающие законопроекты о противодействии алкоголизации и алкогольному бизнесу;
- Правительство (чуть позже была создана Правительственная Комиссия по алкоголю);
- "Росалкоголь" ("РАР") - как орган, руками которого предполагалось решать проблемы;
- Антиалкогольная общественно- религиозно- политическая компания, начатая в ноябре 2008 передачей "Общее дело".
Более года назад мы писали, что антиалкогольная компания неизбежно выдохнется максимум за 2 года, так как она не учитывает причинно–следственные связи. И это притом, что мы действительно на пороге уже неизбежной демографической катастрофы. И в то же время мы настаиваем, что спивается не Россия, а определенная, конкретная часть ее малообеспеченного населения (не менее 30 млн человек).
Действительно, прошло больше года, но за это время Госдумой и Советом Федерации не принят ни один серьезный законодательный акт. Исполнительная власть произвела на свет Концепцию на 10 лет вперед, а также ввела минимальную цену на водку.
Если считать майские праздники «промежуточным финишем» в алкогольной и антиалкогольной политике, то вперед резко вырвался "РАР", который с ноября 2009 устроил некий "террор" (на 80% оправданный) по отношению к операторам алкогольного рынка. Государство искореняет скверну в себе… Поскольку, без поддержки системы государства нелегальный алкогольный рынок не мог бы столько лет существовать и выполнять важные социально-экономические функции. В общем – получилось, что сегодня орган используют, как "опричнину".
Прерванный творческий законотворческий полет Госдумы и СФ депутаты объяснили сначала действиями алкогольного лобби, потом – действиями Правительства. При этом законодательная власть – сплошь партийная, а лидер Правительства – практически еще и лидер двух правящих партий. А само Правительство беспартийно. И круг замкнулся.
Векторы направлены в разные стороны: "РАР" продолжает останавливать компании (29 апреля остановлен "Бутурлиновский ЛВЗ" и т.д.). Антиалкогольщики-общественники (светская часть компании и ее религиозная составляющие), пошли в народ, не получив до сих пор существенной антиалкогольной законодательной поддержки (и там завязнут). А законодатели и Правительство утонут в согласованиях, хотя есть явно простые технические меры, которые можно было бы принять и с 1 июня (но поезд ушел – любую меру надо законодательно одобрить хотя бы за полгода, а то и год до ее введения, да одновременно надо и механизм ее реализации заранее прописать). Даже такую простую с точки законодателей меру как перенос ставки акциза на спирт (хотя нашим законодателям "проще пареной репы" казалось перейти и на госмонополию на спирт).
Комплексно соединить в один кулак алкогольную и антиалкогольную деятельность все равно не получится. Посмотрим – как будут развиваться события во второй половине 2010 года.
А "РАР" продолжает двигаться (видимо, вперед): у него есть явно индульгенция сверху от всех грехов и задача – довести долю нелегального рынка до объема разумного. Параллельно – убрать с рынка (по предположениям "ЦИФРРА") до 30% операторов. Есть для этого все административные рычаги: выдача лицензий и марок. Отдадут пивной рынок "РАРу" - будет влияние и на пивной рынок (а там это уже очень большая и международная политика).
Выступить против политики "РАР" все равно должны были. И прежде всего потому, что (еще раз подчеркнем) орган слишком далеко оторвался (ушел вперед?) от прочих органов власти. Если бы государство двигалось на алкогольный рынок монолитом, то могли бы не решиться выступить. Как не выступили до сих пор регионы в свою защиту. А в то же время посмотрите: больше всех стремился восстановить заводы и производство легальной водки и ЛВИ на своей территории в последние несколько лет Красноярский Край- пожалуйста, объемы его производства выросли в 1 квартале в 2 раза.
Короче говоря, первым органом, который выступил против "РАР", стал ФАС. Признано ФАСом, что "Росалкогольрегулирование создает барьеры для выхода на рынок новых участников". 7 мая на эту тему было много публикаций. По мнению ФАС, "вольное толкование законов порождает субъективизм при принятии решений органами власти, как следствие, является почвой для появления коррупции. Подобные действия органов власти препятствуют созданию четких, понятных и единых для всех участников рынка правил". В ближайшее время "РАР" должно получить от "ФАС" предписание с требованиями об устранении последствий нарушения и недопущении ограничения конкуренции. Рассматривается вопрос о возбуждении административного дела.
На сколько порыв ФАС будет поддержан руководством Правительства – пока не очень понятно. ФАС продолжает вести дело и против Минпромторга за некоторые "промахи" при выдаче лицензий в начале года на импорт. И кто сегодня таким образом "одергивает" "РАР" - алкогольное лобби; депутаты и чиновники, у которых достаточно своих интересов и в легальном и в нелегальном бизнесе?
А где-то еще Счетная Палата со своими собственными проверками кавказских водочных заводов, которые она собиралась проводить в настоящее время. И как-то очень в тени находится ФНС, которая столько лет реально "курировала" наш алкогольный рынок. Все люди сейчас там поменяются (уходят еще больше укреплять реформу МО РФ) - и все…
Вадим Дробиз,
Руководитель агентства "ЦИФРРА"