Алкоголь крупным планом

Два вывода из конфликта с наркологом 03.05.2010

Два вывода из конфликта с наркологом

     
Мы уже писали о судебном процессе, который затеяли пивовары против главного российского нарколога Евгения Брюна. Так вот – этот процесс приобрел все признаки «долгоиграющего»: в последний день апреля состоялась очередная серия этого разбирательства. На этом заседании Арбитражный суд г. Москвы возобновил рассмотрение иска Союза российских пивоваров к Главному наркологу Минздравсоцразвития Е. А. Брюну.
      
На предыдущем заседании 28 апреля суд объявил перерыв до 30 апреля для уточнения истцом позиции по иску. И на новом заседании – 30 апреля - в качестве соответчика по иску были привлечены средства массовой информации, которые распространили высказывания Главного нарколога Е.А. Брюна.
      
Cледующее заседание суда назначено на 24 июня 2010 г.
      
Из всего этого можно сделать два вывода.
      
Вывод первый – философский. Очередной госчиновник очередной раз допустил очередной косяк. И в очередной раз «вся королевская конница, вся королевская рать» бросилась его отмазывать. Отмазка тоже обычная – вариации на тему: «Его не так поняли», и «Во всем виноват Ч…»… ой, простите – пресса. Которая – вот она такая собака страшная! – все перепутала и ввела в заблуждение народные массы.
      
Напомним – Евгений  Алексеевич Брюн заявил о повсеместном нарушении классической технологии пивоварения и добавлении в пиво спирта сначала в интервью «Россия «на ерше», которое было размещено на сайте информационного агентства INTERFAX.RU от 21.12.2009 г. А потом, 25.12.2009 г. в том же агентстве прошла пресс-конференция, где он повторил свои высказывания.
      
Любой журналист знает: вообще-то, «Интерфакс» - контора ОЧЕНЬ серьезная. И за точностью своих публикаций следит беспощадно. Да и видеозапись пресс-конференции сохранилась, наверное…
      
Но это мало кого волнует. Власть строго следует анекдоту: «Сказал товарищ старшина, что бегемот – это птичка. Значит, никакой не хорек! И все тут!». А поскольку «Интерфакс» не в безвоздушном пространстве живет, а в России, то и спорить с такой позицией не будет. Просто отмолчится. Конечно, это пятнышко на репутации. Но в России, чай, живем – не на Западе. А у нас если «одежда» совсем уж без пятен – значит, не работает компания. Да и спорить с государством – себе дороже. С ГИБДДешниками вы сами на дороге спорите? Вот то-то…
      
В общем, Брюна отмажут. Скандал рано или поздно – но забудется. Но осадочек останется.
      
Вывод второй – практический. Пивовары, в отличие от производителей крепкого алкоголя, не ставшие «тереть к носу», а затеявшие этот процесс постепенно сами начинают понимать – а что же они хотят в результате его получить?
      
«Моральное удовлетворение» отбросим сразу – не того масштаба силы сошлись в суде.  Вопрос-то стоит гораздо более серьезный. Даже два серьезных вопроса. Прежде всего – неверные исходные данные, на основе которых руководство РФ приняло неверное решение о структуре и задачах антиалкогольной кампании. И это угрожает эффективности антиалкогольной кампании.
      
Вячеслав Мамонтов, председатель исполкома Союза российских пивоваров заявляет: «…Ответчик (имеется ввиду Е. А. Брюн)  не исключает, что его высказывания ложные, и ссылается на субъективное мнение. Но мы убеждены, что обсуждаемые сегодня решения о приравнивании пива к крепкому алкоголю принимаются на основе некорректных высказываний, таких как заявления г-на Брюна – чиновника Минздравсоцразвития. Не исключено, что подобные высказывания направлены на то, чтобы обосновать необходимость приравнять пиво к крепкому алкоголю и регулировать отрасль по 171-ФЗ – шагу, который необоснованно усилит давление на отрасль, но не будет способствовать снижению уровня потребления алкоголя в стране».
      
Пивоварам уже понятно, что сам процесс против Брюна им не выиграть с «разгромным счетом». Он будет тянуться и тянуться, утопая в юридическом «болоте». И в конечном итоге Евгений Алексеевич признает, что в чем-то был не прав – но высказывал свое личное мнение – о чем будет сообщено где-нибудь парой строчек.
      
Поэтому сейчас для представителей пивоваренной отрасли важно другое – создать большой информационный шум. Причем такой громкий, чтобы он донесся до «эмпиреев» российской власти. И был услышан – хотя бы на уровне вице-премьеров.
      
А услышан он может быть только в одном случае – если принимающие решения люди поймут, что программа не даст запланированных результатов: в частности, снижения уровня потребления алкоголя в России.
      
Этот аргумент достаточно весомый. Но нужны еще столь же серьезные. Например, большие потери в сельском хозяйстве из-за снижения объемов производства пивоваренного солода. Рост безработицы в и так депрессивных регионах. Рост потребления крепкого алкоголя. Потеря доверия международного бизнес-сообщества – и как следствие, снижение объемов инвестиций в российскую экономику.
      
Но самое-то главное – нужен аргумент для чиновников. Причем чиновников больших. Как понимаете, взывание к здравому смыслу здесь не пройдет, как и рассказ о проблемах, которые начнутся в отдаленном будущем – тоже. Значит, остается одно – общественное мнение, которое можно подшить в папку «К докладу». То есть публикации, выступления, телепередачи. Причем основанные на главной идее – борьбе с пьянством. Но не запрете и снижении доступности пива и алкогольных напитков, а на просвещении населения.
      
Как ни странно, но пивовары и производители алкоголя, ходящие сейчас по высоким кабинетам с пачками документов, взывающих к здравому смыслу, забывают одно «золотое» правило российской бюрократии – инициатива наказуема. А вот реакция на «общественное мнение» - дабы не допустить волнений и прочих неприятностей – поощряемо. И тогда чиновник (который все прекрасно понимает – но он на службе!) сможет безопасно для себя что-то сделать разумное. Хотя бы не допустить причисления пива к алкогольным напиткам.
      
В общем, товарищи пивовары! Организуйте кампании по просвещению населения в прессе, снимайте ролики для интернета, телефильмы, организуйте круглые столы и прочая, прочая. Это обойдется гораздо дешевле, чем разгребать проблемы потом.
      
Михаил Смирнов
      


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: