Алкоголь крупным планом

А ведь прав был Фридрих Ницше... 26.03.2010

А ведь прав был Фридрих Ницше...


Каюсь. Посыпаю голову пеплом. Был не прав. Относительно, конечно, но – не прав.

К чему это я ? А вот к чему…

Так уж сложилось, что в своих публикациях часто «наезжал» на пивоваров – в основном по поводу их программы по преодолению пьянства и алкоголизма. На мой взгляд, пивоваренная отрасль увлеклась пропагандой запретительных мер – кампаниями «Пивной дозор», «Есть 18? Подтверди!», раздачей стикеров. Но основной моей претензией было то, что в их программе нет ответа на вопрос: «Понятно, что так нельзя. А как можно?». Проще говоря – нет мероприятий по продвижению культуры потребления.

Однако прав был Фридрих Ницше, который в своих «Несвоевременных размышлениях о пользе и вреде истории для жизни» доказал, что все познается в сравнении.

Решил для сравнения найти программу по преодолению пьянства и алкоголизма, которую осуществляют российские производители крепких спиртных напитков и вина. И не нашел! Более того – вообще не нашел хоть какой-нибудь внятно заявленной позиции производителей алкоголя  по поводу правительственной кампании по борьбе с пьянством!

Пивоваров, конечно, можно критиковать за некоторые упущения и недочеты в их программе. А «водочников» и критиковать-то не за что – у них вообще такой программы нет! Более того – нет единого объединения производителей крепкого алкоголя, которое могло бы выражать их единую позицию по профессиональным вопросам (позиции тоже нет – кстати…).

Вот и выходит, что единственный, кто пытается отстоять свои интересы на рынке - это «Союз российских пивоваров», который объединяет всех крупных производителей пенного напитка. Для справки: членами Союза являются 34 компании, которые имеют 90 производственных площадок на территории Российской Федерации и выпускают 95 процентов пива в стране.  И у этого объединения есть программа мероприятий – обширная и подробная – направленная на защиту отрасли, на преодоление пьянства и на много еще чего.

Сразу скажу: не считал и не считаю пивоваров альтруистами. Успешный крупный бизнес (а пивоваренный бизнес в России – именно такой) могут везти только умные  жесткие прагматики.

Так вот – эти самые «умные и жесткие» пивовары сумели сделать так, что их отрасль стала не просто социально важной, но и необходимой стране. 

Во-первых, пиво, объективно  – очень важный механизм борьбы с пьянством. Говорю это без иронии.  Статистика показывает прямую зависимость: чем больше продается пива в стране – тем меньше российское население пьет крепких спиртных напитков, в частности, водки. К тому же в  пиве спирта значительно меньше, чем в крепких напитках – примерно в 8 раз. А емкость даже самого большого «пивного живота»  все равно ограничена – пивом напиться гораздо труднее, чем водкой. Чисто технически…

Во-вторых, российская пивоваренная отрасль насчитывает более 250 предприятий различной мощности, производственные площади которых расположены в 73 субъектах Российской Федерации. Еще недавно в  пивоварении работало около 50 тысяч человек, а в смежных отраслях было создано дополнительно 600 тысяч рабочих мест.

В-третьих, усилиями именно пивоваров у России, кроме нефти, газа, балета и оружия, появился новый экспортный товар – пивоваренный ячмень, которого в стране производится 2,5 млн. тонн.

Крупные международные пивоваренные компании, пришедшие в страну, не только «захватили рынок, вытеснив отечественных производителей» - что, собственно, и не так уж и плохо, учитывая качество выпускавшегося у нас «массового продукта». Но что гораздо важнее – в стране появились принципы организации производства и сбыта, «отшлифованные» за столетия работы на переполненном западном рынке. И эти принципы прагматичны, логичны и опираются на здравый смысл.

Когда в 2009 году началась кампания по «преодолению пьянства и алкоголизма», пивовары откровенно заявили, что отрасль испытывает проблемы – падение производства и как результат, сокращение рабочих мест. И создали программу действий – чтобы попытаться откорректировать ее в соответствии со здравым смыслом. Но что гораздо важнее, пивовары не утопили свою программу в словесах, а начали ее реализовывать. Успешно или нет – но реализовывать!

Например, генеральный директор «САБМиллер РУС» Грант Харрис встретился с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым. На этой встрече обсуждалась, в том числе, и тема увеличения роли ульяновских поставщиков в деятельности «САБМиллер РУС».

Официально сообщалось: «Губернатор Морозов в беседе отметил, что в Ульяновской области уделяется особое внимание созданию благоприятного инвестиционного климата. А поддержка инвесторов и создание условий для ведения бизнеса – в числе приоритетных направлений работы регионального правительства. И отметил, что эффективное взаимодействие с иностранными партнерами приносит позитивные результаты как в экономическом, так и социальном отношении».

Если говорить понятным языком – губернатору для области нужны инвестиции. То есть новые рабочие места, налоги, чтобы платить пенсии и зарплаты. И он может в определенной мере поддержать инвесторов - замолвив, где надо, нужное слово, а то и заняв определенную позицию. 

Грант Харрис, в свою очередь заявил, что  «…Для компании «САБМИллер РУС» важен диалог и взаимопонимание с правительством региона как в экономической, так и в социальной сфере. Он упомянул последние социальные проекты в рамках проекта социальных инвестиций в регион, среди которых финансовая поддержка регионального СПИД центра, строительство детской спортивной площадки, проведение акции «Есть 18? Подтверди!», а также представил проекты новых социальных акций».

Переводя на русский с «дипломатического» - компания «САБМИллер РУС» согласна не только развивать производство в Ульяновской области, но и вкладываться в «социалку», на которую у региональных властей не хватает денег (кстати, на социальные нужды денег не хватает всегда и везде - во всем мире). Но для этого компании нужна политическая поддержка, чтобы хоть как-то снизить оголтелое, «лозунговое» давление на пивоваренную отрасль.

И такие встречи проходят по всей стране. Замечу: лозунги – лозунгами, а губернаторов население региона (а также президент и премьер) оценивают не за «абсолютную победу над пивом», а за то, как люди живут. И среди губернаторов давно уже повывелись «высокие романтики», для которых приемлемо  полное искоренение алкоголя и пива на подведомственной территории ценой жизни десятков стариков и детей. А вопрос-то стоит именно так… 

Поэтому пивовары собирают пресс-конференции, на которых пытаются донести свою единую позицию – достаточно взвешенную и прагматичную. Если отбросить словесную «шелуху» и детали, то эта позиция проста: алкоголики и пьяницы никому не нужны – и тем более производителям пива. Потому что это, прежде всего, экономически невыгодно. А что до морали – так пивовары изначально сумели соединить ее с выгодой. Как бы это ни раздражало «борцов с пьянством» - но сейчас то, что выгодно пивоварам, объективно выгодно России. Вот такая загогулина, понимаешь…

И судебный иск Союза российских пивоваров к главному наркологу Минздравсоцразвития РФ  Е. А. Брюну  в этом контексте уже не выглядит просто  попыткой «защитить честь мундира». На ум приходит сцена в Варьете, когда Фагот спросил у оторванной головы Жоржа Бенгальского:

– Ты будешь в дальнейшем молоть всякую чушь?

– Не буду больше! – прохрипела голова.

Отрывать голову уважаемому Евгению Алексеевичу пивовары не собираются – поскольку свитой Воланда не являются. А вот ответить «за базар»  (в интервью с Брюном  «Россия «на ерше», размещенном на сайте информационного агентства INTERFAX.RU 21.12.2009 г. 25.12.2009 г. содержатся, мягко говоря, недостоверные сведения, подрывающие престиж и деловую репутацию пивоваренных компаний) – постараются заставить. Цивилизованно – через суд. Чтобы опроверг и извинился. В прессе…
 
Так вот. Думаю, достаточно посыпал голову пеплом и спел дифирамбов пивоварам. И мои претензии к ним остаются – нужна доработка в части повышения культуры потребления пива.
 
Но главный мой обличительный пафос направлен на производителей крепкого алкоголя – и в частности, водки! А то их сегодняшняя позиция очень напоминает позицию рыбы. Ловят ее – молчит. Солят ее – молчит. «Рыбный день» объявят – тоже молчать будет.

И знаете, чем все это обычно для рыбы кончается? Да съедают ее. И все…
         
     
Михаил Смирнов
     
     
     


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Комментарии:

вадим, 26.03.2010 12:56:06 QUOTEИмя
Совершено не согласен,что "пиво, объективно – очень важный механизм борьбы с пьянством". Даже в наркоконтроле уяснили,что замена тяжелого наркотика на легкий это чушь. Я не где не видел студента который между парами пьет литр водки, а вот пиво пожалуйста. Какая разница чем напится. Так же "пивом напиться гораздо труднее, чем водкой. Чисто технически" Автор наверно давно не ходил по улицам и не виднл пьяную в усперть молодежь после пива. Так же надо решить что важней здоровье нации или деньги. Если здоровье то пиво надо прировнять к водке и прекратить демогогию,что пиво не алкоголь. Если деньги то разрешите наркоту наркобароны пренесут вам больше денег
dsutte, 27.03.2010 16:17:09 QUOTEИмя
Вадиму. Интересно, а каким образом можно запретить алкоголь в России? Подскажу - единственным: ввести ислам в самом жестком его варианте: государственном. И регулярно пороть 99% населения за употребление алкоголя в том или ином варианте. Изъять дрожжи из продажи (а также весь хлеб, заменив его пресными лепешками). Запретить производство парфюмерии. Уничтожить квас, как напиток. Наладить ежесуточный поквартирный обход милицией всех квартир и домов по всей стране. Отказаться от химического производства, в котором используется этиловый спирт.
...И тогда - все равно ничего не выйдет. Только останется два вопроса: какое правительство решится на это. И сколько такое правительство продержится у власти?
Энгельс, 30.03.2010 02:34:14 QUOTEИмя
Это похоже на првду только к ней ПРАВДЕ отношения не имеет
Я об отношении...
Гость, 30.03.2010 10:32:41 QUOTEИмя
"Чисто технически" Автор наверно давно не ходил по улицам и не виднл пьяную в усперть молодежь после пива."

А упиться вусмерть можно только пивом? Кончайте демагогию.
Гость, 02.04.2010 15:38:40 QUOTEИмя
Вадим, сравнение с наркотиками вообще не корректно. вы знаете что съесть таблетку экстази менее опасно чем прокатиться на лошади? с учетов мсех рисков и вреда здоровью? А героин и какой нить коаксил - это 99% смерть. наркотики разные, как и алкоголь. Люди умирают от водки, травятся паленкой. хоть одну историю про отравление поддельным пивом слышали? или вообще про подделку пива? не слышали, отвечу я за вас, т.к. пиво не подделывают, это не выгодно.


Реклама: