Компания LVMH, которой принадлежат такие знаменитые бренды шампанских вин, как Moët, Veuve Clicquot, Krug, Mercier и Ruinart, заявила о своей реорганизации, что, как справедливо полагают многие, неминуемо повлечет за собой увольнения среди персонала. Эти и другие свидетельства, а также обилие слухов, порождают серьезное беспокойство среди работников основных Домов Шампанского. Профсоюзы заявляют, что руководство Домов пытается использовать тяжелую экономическую ситуацию, чтобы сэкономить на рабочей силе.
С другой стороны, цифры говорят лучше всяких слухов. Подведены итоги работы «Шампани» за 2009 год. Всего в прошедшем году по всему миру было продано 293,3 млн бутылок или 24,4 млн ящиков шампанского. По сравнению с 2008 годом, наблюдается падение на 9% в количественном выражении и на 17% в денежном. Больше всего этого вина было выпито в самой Франции - 181 млн бутылок и эта цифра близка к показателям 2008. А вот вне Франции итоги выглядят похуже. В страны Евросоюза экспорт упал на 17,4% до 70,6 млн бутылок. Наибольшее снижение отмечено в таких странах как Великобритания, Италия и Испания. Экспорт шампанского в страны, не входящие в ЕС, упал еще более - на 25% до величины 41,7 млн бутылок. Основное падение пришлось на США и Японию.
Правда, в конце года, в период праздников, наблюдался некоторый рост потребления, но это обычное явление в это время, из которого нельзя делать выводы на весь 2010 год, а кроме того, рост продаж пришелся на дешевые бренды и за счет значительных скидок в крупных сетях супермаркетов.
Некоторый рост потребления в 2009 наблюдался в странах БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай. Но здесь, на фоне крупных винопотребляющих стран, покупают шампанское пока немного. Для примера, суммарно в России и Индии за год потребляется шампанского меньше, чем в Британии за месяц.
Шампанское всегда относилось к категории товаров роскоши. В благоприятные экономические времена спрос на это вино постоянно опережал предложение. Как результат - резкий рост цен на него. Начали даже поговаривать о расширении границ апелясьона, но тут ударил кризис, денег у потребителей стало меньше и продажи шампанского начали резко падать. А его производители не спешат снижать цены, полагая, что подобное может негативно сказаться на имидже вина. Это еще сильнее подстегнуло потребителей покупать меньше и переключаться на более дешевые, но достаточно качественные игристые вина из Италии, Испании, США, Австралии и Германии, да и самой Франции, но не из региона Шампань.
Дальнейшее процветание виноделия в этом районе будет зависеть от общей экономической ситуации в мире, а также от того, насколько грамотными, обоснованными и здравомыслящими будут действия самих производителей Шампани. Что победит - жадность или расчет, эмоции или разум?
По материалам "Why Why Wine".