Падение производства пива в России производители связывают с трехкратным повышением акциза с 1 января 2010 года. Вчера Союз российских пивоваров собрал пресс-конференцию, на которой лидеры отрасли просили не усиливать давление на нее хотя бы в ближайшие месяцы. Однако мониторинг потребительского рынка Росстата показывает: пиво рухнуло не только из-за цен.
Каким же должно было быть повышение розничных цен, чтобы так отвратить народ от любимого пенного напитка? К сожалению, на этот прямой вопрос корреспондента "Российской газеты" пивовары не смогли дать столь же прямого ответа. На литр пива у производителей легла дополнительная нагрузка в шесть рублей, причем на нее "накручивается" и налог на добавленную стоимость, и все прочие наценки. Однако в рознице, по словам заместителя председателя совета союза Виктора Пятко, различные сорта повели себя по-разному. В общем, из его объяснений следует, что наибольший урон понесли любители дешевого пивка, потребителям сортов из премиального сегмента повезло больше.
Впрочем, у Росстата несколько иное мнение о масштабах подорожания. В январе пиво отечественное подорожало всего на 2,3 процента по сравнению с декабрем и на 13,08 процента по сравнению с тем же месяцем 2009 года. Что позволяет предположить, что необычно крепкие крещенские морозы тоже внесли серьезную лепту в спад пивного производства в январе. И, когда потеплеет, интерес народа к пиву снова повысится.
Собственно, пивовары и просят подождать до тепла с выводами о результатах повышения акцизов. За это время, полагают они, можно провести качественный анализ изменившейся ситуации на рынке. Председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман сообщил, что в Госдуме сейчас находится более 30 законопроектов, которые устанавливают те или иные ограничения пивоваренной отрасли. Даниил Бриман сообщил, что некоторые из этих документов давно пора принять. Например, те, которые ограничивают доступ к пиву несовершеннолетних. Однако при этом он выступает против скорого запрета на торговлю пивом в киосках, так как оно и сигареты составляют более 50 процентов бюджета предприятий, владеющих ларьками. Их разорение может привести, по мнению лидера пивоваров, к потере 300-500 тысяч рабочих мест в малом бизнесе.
Кроме того, пивовары сообщили, что, по их предварительным данным, поступления в бюджет от повышения акцизов могут оказаться в полтора раза ниже, чем планировал минфин, когда вводил новую, повышенную ставку акциза. Акциз составляет треть от платежей отрасли в бюджет. И снижение производства автоматически сокращает налогооблагаемую базу. Лидеры отрасли подчеркнули, что пивовары являются образцовыми налогоплательщиками в отличие от производителей водки, к которой обращаются, по их мнению, потребители, огорченные повышением акциза на пиво.
Любопытно, что до повышения акциза его ставка в нашей стране была чувствительно ниже, чем в Германии и Чехии, например. А теперь стала выше, чем в этих пиволюбивых странах. А вот соотношение цен на пиво и водку у нас уже, возможно, ниже чем один к трем. А это много ниже, чем в странах, которые успешно борются с пьянством экономическими мерами.
По маетриалам "Yarmarka.net" и "Российская газета".