02.02.2010
Одна бутылка - 2,6 секунды
В пору моей комсомольской юности был очень популярным такой анекдот - на очередном съезде ЦК КПСС Генеральный секретарь, орденоносец, великий писатель и неутомимый борец за мир во всем мире товарищ Леонид Ильич Брежнев говорит: «А теперь послушаем, что хочет сказать наша молодая смена…». На трибуну поднимается первый секретарь ЦК ВЛКСМ и просительным тоном заявляет: «Дяденька, дай порулить!».
Прошло время – и КПСС и ВЛКСМ уже нет (а то, что возникло на их месте, особого почтения как-то не вызывает). Но желание «порулить» в народе осталось. Причем не просто – а со смыслом «порулить»: так, чтобы заметили проявленный энтузиазм и активность в выполнении указаний. И поощрили продвижением по карьерной лестнице. А то и вообще включили в число кадрового «Президентского резерва» - голубой мечты любого провинциального руководителя.
Собственно, в этом ничего такого негативного нет. Это только в русском языке слово «амбициозность» имеет негативный смысл. А в других языках – еще какой позитивный! Не помню, кто сказал: «Нам нужны молодые, талантливые и амбициозные управленцы!». Да это и не важно, кто сказал - из наших, российских власти предержащих или иностранных. В общем, «рояля не играет»: плох тот солдат, который не желает… дальше вы сами знаете.
Но вот беспокоит меня одна традиционная российская тенденция – это когда молодые (или не очень), но амбициозные руководители вместо администрирования начинают «рулить». И это, в общем-то, понять можно: если человек работает спокойно, взвешенно, то его не замечают – идут себе дела и идут. А чтобы заметили – надо проявлять инициативу, энтузиазм. То есть чуть-чуть бежать впереди паровоза. Тогда, конечно, вышестоящие поправят в случае чего. Но по-отечески. И отметят – инициативный, дескать. Надо присмотреться на предмет выдвижения. Или оставить на должности на новый срок…
К чему все это я? А вот к чему…
Антиалкогольной программой, проводимой правительством РФ, регионам дано право регулировать местный алкогольный рынок. Ну, регионы и возьмутся «рулить». Это ведь не с алкоголизмом бороться путем повышения занятости населения и зарплат для него же. Здесь достаточно «закрутить гайки» потуже парой-тройкой постановлений и указаний – и можно смело рапортовать о решительной и беспощадной борьбе с (разумеется!) успешной победой по всему фронту. А что в результате получится – это все ерунда, мелочь. Из Москвы не видно. Или, если что-то увидят - поправят по-отечески…
Но местному-то населению жить не с победными рапортами «наверх» - а с реальностью. И давайте посмотрим – что это за «реальность» такая…
Для примера возьмем Удмуртию – которая одной их первых включилась в «борьбу». Местные власти объявили, что хотят сократить в 12 раз число торговых точек, продающих алкоголь (включая пиво). А что? Решительно и смело - да и наглядно!
А теперь возьмем карандашик – и посчитаем…
Численность населения Удмуртской Республики - 1,53 млн человек. Сегодня 1 торговая точка приходится на 411 человек. Если сократить в 12 раз их количество, то 1 точка будет приходиться на 5 000 человек. Никаких воспоминаний не вызывает?
Считаем далее. В столице Удмуртии, городе Ижевске должно остаться 122 магазина по продаже алкоголя. Площадь Ижевска - 31 560 га. Следовательно, 1 магазин приходится на 258 га (2,6 кв км). То есть, расстояние между магазинами (примерно) - 1,5 км.
В Ижевске проживает 610 000 человек - из которых не менее 400 000 потребителей алкоголя (включая пиво). Согласно планам руководства Удмуртии все пиво вынесут из киосков в магазины. И уже установлен запрет с начала 2010 года на продажу алкоголя с содержанием этилового спирта свыше 15 % в ночное время с 23.00 до 7.00.
Пить меньше ижевчане не станут. То есть эти 122 магазина должны будут продавать в год не менее 12 000 000 бутылок водки и ЛВИ, 6 000 000 бутылок вина и 73 000 000 бутылок пива, не считая прочего алкоголя.
Берем «на круг» 100 миллионов бутылок (91 млн. бут. водки, вина и пива - плюс 9 млн. бут. – прочего алкоголя). Это получается, что каждый магазин, работая без выходных, с 7.00 до 23.00, в день должен продавать не менее 2245 бутылок. То есть продавать за каждую 1 минуту по 23 бутылки (и еще 1 «четвертинку» - но ей уже можно и пренебречь). То есть – 2,6 секунды на бутылку.
А теперь представьте, какая толпа будет собираться вокруг этих 122 магазинов. И как будут зарабатывать владельцы магазинов.
К чему это приведет? Уж явно – не к отказу от покупки алкоголя, как рассчитывают «борцы с алкоголем». Народ, чтобы не «толкаться» в очереди, будет брать не одну бутылку, а сразу ящиками – «про запас, на потом». Но в России «на потом» ничего не остается. В результате мы получим рост пьянства, смертей на его почве, конфликтов и прочих «радостей» - с которыми, по идее, и должны бороться предпринимаемые меры.
И у меня вопрос – а нафига все это? Зачем очередной раз наступать на все те же грабли? Зачем правительству выслушивать очередные «победные рапорты»?
Философское заключение. В результате все вернется на «круги своя». Только амбициозные руководители на местах очередной раз проявят инициативу. И кого-нибудь из них заметят и включат в «президентский кадровый резерв».
Но вот мне как-то не хочется для их успешного карьерного роста вновь испытывать унижение, «толкаясь» в очереди за водкой. И поверьте – это унижение вызывало не желание бросить выпивать, а злобу по отношению к власти, низводящей меня, умного, сильного, рукастого мужика, до уровня «быдла». Хотя мне-то нужна была всего бутылка вина на день рождения жены…
Есть такой анекдот: «Как ни пытались украинцы переводить «Камасутру» - все равно получалось про сало». А у нас любое «наведение порядка» все равно кончается бардаком, шумом и проблемами. На пустом месте.
И уж совсем философское заключение – пьянство и алкоголизм возникают не в магазинах, а в головах. Все мы – «хомо сапиенс», то есть «человеки разумные». И пока власти предержащие не поймут этого – ничего у них не выйдет.
…А вообще странно: каждый человек в правительстве – нормальный, вменяемый, умный и за Россию болеет. А как соберутся вместе – такая ерунда получается…
Михаил Смирнов
Дополнительная информация:
html