Алкоголь крупным планом

В каком вине истина? 01.02.2010

В каком вине истина?

Хочется вернуться к теме «ФАС и вино». ФАС откровенно и удивил, и поразил одновременно. Удивил желанием сделать общедоступными элитные вина (выпад в сторону картельного сговора между импортерами), а поразил обвинением в адрес Минпромторга – вроде как «в защиту импортеров». Тема скользкая и спорная. Давайте думать вместе.

Если уже решили обвинить элитный импорт  в недоступности чиновничьей зарплате, то виноваты в этом не только обнищавшие импортеры, переставшие делать чиновникам алкогольные подарки. Может, ФАСу вообще разобраться – почему Россия такая дорогая страна в целом? Не только в элитном алкоголе. 

Условно у нас сегодня несколько категорий вина: дешевые российские до 100 руб.; приличные российские от 110 до 150; импортное сортовое  ближнее и дальнее столовое зарубежье по 140 -180 руб.; дешевое нормальное  дальнее зарубежье до 250 руб,; а все остальное – уже «элитарный»  сегмент российского винного  рынка. 

Если ФАС возбуждают цены на элитку, то меня больше возбуждают цены на «дешевые» российские вина (при этом не ищу виноватого). Почему российское заурядное (не говорим о хорошем) вино стоит так дорого?  Про разницу в ценах на вино  в России и на западе (но характеризует это не только цены на вино, сколько российские доходы основной массы населения):

- минимальная зарплата в России 5 000 руб., средняя реальная не 18 000 руб., а не более 11 000 – 12 000; в Германии  1 000 евро и 2 500 евро;

 - вино, которое можно пить  в России, стоит от 90 руб. Это 1,8% минимальной зарплаты и 0,8% от средней. Это вино российского производства – свое, родное, пусть в значительной степени из импортного сырья, но оно продукт не удорожает (испанский виноматериал почти ничего уже не стоит вообще); 

- в Германии  вино от 2,5 евро (лучше нашего по 90 руб. значительно). Это 0,25% от минимальной  зарплаты (то есть, в 7,2 раза дешевле российского относительно минимальных зарплат) и  0,1% от средней (в 8 раз дешевле российского относительно средних зарплат). Примерно такая же картина и по другим странам. 

И вот почему яблоки в Германии стоят по 1,5 евро (65 руб), и в России – столько же (российские и импортные) при нашей разнице в доходах и при том, что Россия всегда была яблочной страной? И по всем прочим продуктам тоже. Далеко может ФАС завести попытка разобраться в ценах. Вон Закон о торговле пока только наценки изучал; а что бы не копнуть в систему ценообразования производителя поглубже, чтобы понять, почему все это стоит как в Германии. 
   
Вот почему ФАС не возбудил этот вопрос? Мы подчеркиваем – никого не хотим ни обвинять, ни  защищать. Так сложился наш рынок и наша жизнь. Ну, просто какие –то логические пропорции должны быть. Тем более, что будет вино в магазине стоить 5 000 руб. или 2 000 руб., то разницы – никакой. Доступней оно не будет- потребитель один и тот же сегодня. Если вино по 5 евро за рубежом стоит у нас 30-40, то виноваты не только импортеры и т.д. Если заурядный импорт продается у себя на родине в бутылках в 7- 8 раз дешевле «российского ценового аналога» относительно уровня жизни бедного населения в России, то во сколько раз должно дороже «российских  аналогов»  продаваться элитное импортное вино в России? Пусть в те же самые 8 раз. Наши российские самые хорошие тихие стоят под 500 руб.; вот вылезает цена в 4 000 руб. для хорошего импорта. Или здесь принцип смысловых пропорций работать не должен.

Вспомним нашу винную историю. 1992 год. Эйфория развала Союза в верхушке власти. От Российской империи отвалились винный регионы; своих виноградников (спасибо Горбачеву) в 3 раза меньше, чем в 1984 г. И начал складываться винный рынок. До 1998  г. в дешевом сегменте: Россия, республики  бывшего Союза (Молдавия, Украина); ближнее зарубежье (Венгрия, Румыния, Болгария). Дальнему зарубежью курится фимиам. Грузия – на уровне дальнего зарубежья. В Россию поступают и дорогие вина, и вполне посредственные (столовые не завозят). Так куется высокий имидж вина дальнего зарубежья- любая бутылка оттуда – «элитна». Российское вино не ставится ни в грош; тем более с 1995 г. - пиву открыта дорога, а потребление вина в 1995 г. на уровне 3 л (в 7 раз меньше советского; производство около 10 млн дал в год – в 5 раз меньше, чем сегодня). 

Приходит дефолт 1998; российское вино не меняя своего имиджа поднимается в объеме – было меньше года передышки от молдавского вина. И вновь структура: дешевое российское и молдавское (болгарское резко падает в объемах из-за курса валют и почти исчезает на два года с рынка; дорожает Венгрия и резко падает в объеме; исчезает с российских полок Румыния по настоящее время). Дальнее зарубежье – цветет и пахнет. Наши туристы начинают задумываться: почему посредственное импортное вино для бедных в России пьют вполне небедные граждане, да еще в 5 раз дороже. Но туристов мало; даже в 2007 г. иностранные паспорта в России имели 10 млн человек из 142 млн. 

И с 1999 -2000 г.г. в Россию начинают возить столовое вино дальнего зарубежья, которое стоит дороже ближнего зарубежья - под 120- 130 руб. за бутылку и воспринимается нашим народом поначалу с трудом- потребителя приучили, что с запада идут к нам только «элитные вина», а тут оказывается, что и там есть дешевые.  

И таким образом складывается постепенно та самая (не столько ценовая, сколько психологическая) иерархия, о которой речь в самом начале материала. Да еще на нее оказывают влияние кризисы: административный кризис 2006, который ударил по всему рынку + «политический» кризис импортеров вина ближнего зарубежья (Молдавии и Грузии). Достаточное количество компаний  тогда ушло с рынка. Все-таки Молдавия занимала  50% рынка импортного вина, да Грузия около 8%. Этот кризис «выкинул» ближнее зарубежье из сегмент до 100 руб. вверх, а начальный период нового кризиса  - октябрь  2008- март 2009 поднял  планку дальнего столового зарубежья и вина из ближнего зарубежья под 150 руб.

Вина дороже 200 - 250 руб.  на российском рынке не более 10%, то есть из 930 млн бутылок выпитого в 2009 г. вина – не более 90 млн бутылок. И выпили его не более 7%-8% потребителей вина. И больше этих потребителей не станет ни в 2010, ни в 2011, ни в 2012 г.г. Вот и стараются  заработать на них компании. Но ведь что самое интересное- все эти потребители элитного алкоголя бывают за рубежом, знают его стоимость там; и тем не менее готовы платить за него те деньги, которые платят (в несколько раз больше). Это «честный» сговор не между компаниями – импортерами элитного алкоголя (сговор был в последнее десятилетие прошлого века, когда не возили в Россию столовые, а посредственные выдавали за элитные – ряд компаний, не все), а между импортерами- системой розничных продаж  с одной стороны (а в Хореке наценка до 500%) и потребителем, готовым платить деньги.  До сих пор все это работало и регулировалось рынком. Обеднел потребитель в 2009 г., и рынок сократил импорт на 27% вина, из них дешевое упало на 31%, а дорогое вина всего на 14%. И вновь все приспособились. 

На узком сегменте совсем дорого алкоголя работают несколько компаний сегодня. О своих амбициях не раз заявлял «СИМПЛ»; тем более, что в 2008- 2009 число операторов на этом рынке сократилось. После активной и открытой борьбы «СИМПЛА» с политикой Минпромторга вполне возможно, что государство захочет публично наказать компанию, обвинив в монополизации рынка. От наших руководителей можно ждать чего угодно. 

Вот  «журналисты  обнаружили, что, например, бутылка Chateau Brane-Сantenac Margaux AOC 2005 г. на сайте www.finewine.ru предлагается за 6080 руб. (около 147 евро), а ресурс http://www.wine-searcher.com уверяет, что в интернет-магазинах Франции его можно купить за 43-48 евро». Так для России никакой разницы нет, что оно стоит 45 евро, что 147 евро. И то, и другое доступно узкой группе потребителей, которые к этой цене, к этому собственному имиджу и ценовому имиджу этой бутылки вина привыкли. 

Понизит ФАС цену на эту продукцию – богатые спасибо скажут. Пусть еще ФАС посчитает – сколько стоят усилий  продать эту бутылку потребителю. 

Вернемся к материалу за прошлую пятницу. Истинные причины интереса ФАС к зарубежному вину пока неясны; может быть: 

- повлияла та борьба, которую устроил бизнес «на ровном месте». Бизнес не побоялся выступить. М.Каширину (владельцу бизнеса) пришлось это делать самому, так не нашлось ни одного рабочего алкогольного союза, который бы выступил в защиту позиции импортеров. А это делать крайне нежелательно. В то же время, вопросы  ФАС задавал импортерам еще до этого новогоднего кризиса. Кроме того, ФАС выступил против политики Минпромторга. В конце прошлого года были публикации с интервью в серьезных СМИ по поводу сужения рынка элитного алкоголя (вина прежде всего). Владельцы бизнеса сами обратили в своих амбициозных интервью вероятность монополизации ими российского рынка. А ФАС – начеку. 

- если речь идет именно о дороговизне и недоступности для среднего потребителя в России элитных зарубежных вин, то в этом что-то есть: если зарубежный средний потребитель пьет вино по 5-6 евро; то наш более – менее состоятельный гражданин пьет это вино в России по 25 евро (допустим). Есть  явное социально – международное несоответствие: их средний – наш уже состоятельный. А наш средний пьет их вино для бедных; так уж получилось. 

- мы многократно говорили о том, что Россия «абсолютно импортозависимая в винном отношении» страна. ФАС мог понять это как монополию импортного вина и начать проверку- неужели все так и есть. Еще- появилась Концепция, где российскому вину и виноградарству отвели некое место. Если это надо развивать, то надо понять – не мешает ли этому процессу импорт. В России упал на 30% в 2009 г. импорт готового у потреблению  вина из винограда; причина –то одна – дороговизна импортного вина на полках магазинов (реально импортное вино стоит в рознице дороже 150 руб. за бутылку, что и снизило его потребление в кризис). Возможно, ФАС хочет проверить систему ценообразования, которая мешает импортному вину быть доступным продуктом для  массового потребителя (как это было до 2006 г.). Возможно, Премьер России после встречи с Премьером Молдавии попросил уточнить ФАС- а кто это там посмел помешать молдавскому вину на российском рынке после отмены «эмбарго». В общем – можно только гадать. Но там, где возникает ФАС, там возникают проблемы. 

Чего же ищет ФАС в географии и цифрах? Абсолютно точно, что страны СНГ (занимавшие до 2005 г. около 80% объема рынка импортного вина) утратили свою роль на рынке (так этого же и добивались наши «спецслужбы» - «Роспотребнадзор» и др.). Возможно, что вновь пришла пора сделать  рынок импортного вина ареной политических игр- зачем помогать старым капстранам, когда нам нужнее соседи? 

Итоги импорта вина  2009 г. : Франция (доля за год чуть выросла с 17,5% в 2008 г. до 18%); Болгария (даже при снижении всего импорта вина на 30% доля Болгарии упала с 25% до 15% - просто беда для болгар; а ведь 2009 был годом Болгарии в России; мы – не оправдали…); Молдавия – доля выросла с 11% до 12,5%; Испания – с 9,7% до 11,5%; Германия с 9,2% до 10,5%; Италия с 7,3% до 9,7%; Чили с 4,8% до 5,8%; Украина с 3,8% до 4,65% и т.д. На самом деле 4 поставщика (Болгария, Молдавия, Украина, Абхазия) поставили в Россию около 35% тихого виноградного вина.

Очень похоже, что рынок импортного вина будут как-то и в чьих-то интересах строить. Либерализация означает уход государства и приход на его место новых людей. Хотелось бы, чтобы и ФАС «неожиданно»  вспомнил, что у рынка импортного вина (как и всего алкоголя) алкоголя есть профильное ведомство – «Росалкоголь»; что рынком импортного алкоголя не только ФТС занимается. 

Посмотрим, как будут развиваться события дальше. Все-таки цена на элитный алкоголь – это не затраты на производство; это гармония цены  имиджа продукции и способности потребителя ее приобретать в необходимых  для производителя и продавца объемах. А вот тут в одной из элитных сетей продавались квадратные арбузы (вроде – китайские)по 25 000 руб. Может, и их проверить? Да и весь сегмент лакшери заодно.  

И не дорого ли, кстати, в этом случае продаются российские вина по 800 руб. в магазинах? Занялся бы ФАС лучше рынком дешевого вина: есть вопрос – фальсификаты вина и коньяки мешают нормальной конкуренции качественной продукции между собой. 

Вадим Дробиз


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: