Вслед за масштабной проверкой фармацевтического сектора Федеральная антимонопольная служба (ФАС) озаботилась ситуацией в алкогольной отрасли. Под бдительное око ведомства попали импортеры вина, доли которых ФАС намерена подсчитать. Сами участники алкогольного рынка признают консолидацию отрасли: 80% ввозимого виноградного напитка приходится на 15 компаний. Привлечь внимание антимонополистов могли и перспективы этого рынка, который, по мнению экспертов, может прибавить в этом году до 10%, пишет газета "РБК Daily".
Изучением заграничного вина ФАС занялась для понимания структуры рынка и условий движения товаров от импортеров до потребителей, говорится в официальном сообщении ведомства. Анализ таможенных операций по поставке вина показал, что в Россию поставляются продукты из 35 стран мира. На страны СНГ приходится менее четверти поставляемой продукции, а основная доля — 40% — ввозится из Франции, Италии и Испании.
Начальник управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС Теймураз Харитонашвили сообщил РБК daily, что исследование рынка вина началось около полутора месяцев назад. Сроки окончания проверки пока не известны. «Наша цель — понять ситуацию на рынке, какие компании доминируют», — отметил он. Г-н Харитонашвили уточнил, что российские производители не попали в поле зрения, потому что не владеют рынком. «Мы не винодельческая страна», — признает собеседник РБК daily.
Россия очень зависима от импорта вина, подтверждают эксперты. Так, по подсчетам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), в 2009 году на территории нашей страны было произведено 500 млн л виноградного вина и 190 млн шампанских и игристых вин. При этом сырье для изготовления 215 млн л из них было импортным. Помимо этого, 220 млн л было ввезено в виде готового вина. Таким образом, Россия для приготовления вина использует 53% импортного сырья.
В то же время глава ЦИФРРА Вадим Дробиз отмечает, что в 2009 году на рынке вина наблюдался 30-процентный спад. «Из-за дороговизны зарубежное вино наши граждане не покупали», — поясняет г-н Дробиз. Однако данные опросов показывают, что даже в кризис россияне не теряют вкуса к вину. По подсчетам фонда «Общественное мнение», этот напиток предпочитают 33% опрошенных, причем доля любителей вина неуклонно растет с 2006 года.