02.11.2009
Интервью с Дженсис Робинсон
Дженсис Робинсон – мировая звезда первой величины в винной журналистике. Она ежедневно пишет по нескольку статей для своего сайта, который ежедневно посещают тысячи почитателей вин почти в 100 странах мира. Кроме того, она каждую субботу ведет колонку о вине в «Файненшл Таймс» и пишет для ведущих газет 12 стран всех континентов. А еще она является автором нескольких книг о вине; среди которых знаменитые «Оксфордский компаньон вин» и бестселлер «Атлас мира. Вино» (в соавторстве с Хью Джонсоном). «Винный атлас мира» впервые был издан в 1971 году, с тех пор выдержал 6 изданий общим тиражом 4 млн. экземпляров и переведен на 14 языков (включая 2 издания на русском языке). Еще Дженсис Робинсон вела цикл телепередач о еде и вине на ВВС, которые завоевали много наград.
«Заполучить» в гости авторов винного «Атласа мира» весьма непросто. Согласно этическим правилам, которые давно установила для себя сама г-жа Робинсон, она обычно не принимает приглашения от отдельных компаний. Поэтому ее приезд в Краснодарский край по приглашению «Фанагории» и «Мысхако» можно назвать исключением из правил: победила любознательность – ведь о российских винах в мире почти ничего не известно. Поэтому основное внимание во время своего посещения Кубани Дженсис Робинсон уделила дегустации вин.
Она за два дня своего пребывания на Кубани она посетила заводы компаний «Фанагория», «Мысхако» и «Саук-Дере». И продегустировала 27 образцов фанагорийских вин, такое же количество вин «Мысхако», а также 120 вин из подвалов «Саук-Дере» (последние – это вина стран бывшего СССР, хранящиеся в коллекции по нескольку десятилетий) и вина некоторых других кубанских производителей.
- Г-жа Робинсон, это Ваше первое знакомство с российским виноделием?
- По сути, да, как и с Россией в целом, хотя я раньше несколько раз приезжала в страну. Впервые я побывала в тогда еще СССР в 1970-е гг., когда на автомобиле проехала из Киева в Финляндию через Москву и Ленинград. Уже в 2000-х я побывала в Москве на презентации русского издания винного «Атласа мира». Но только сейчас я получила возможность напрямую познакомиться с российскими винами.
Что касается собственного вин стран бывшего СССР, то я более-менее знакома с грузинскими винами. А российское виноделие, к сожалению, в мире неизвестно. Более того, я должна сказать, что средний европейский обыватель, услышав о причерноморском винном регионе, запросто спутает Черное море с Каспийским. Но, по крайней мере, о Черном море он хоть что-нибудь слышал, а что такое море Азовское, сие есть великая тайна. Что еще наш обыватель знает о Южной России? Конечно же, все знают слова «Кавказ» и «Чечня», но, боюсь, лишь в негативном контексте.
О крымских винах в мире кое-что известно, но, опять же, обыватель в массе своей знает то, что «Массандра» когда-то продавала царские вина на аукционе «Сотби»…
По поводу продегустированных мною здесь образцов скажу, что подробно расскажу о своих впечатлениях на сайте, пока лишь отмечу, что ваши вина легко узнаваемы. Более того, лучшие из кубанских вин мне понравились гораздо больше, чем старые вина из подвалов Саук-Дере, ценность многих из которых, по-моему, состоит только лишь в их почтенном возрасте, хотя среди них и были впечатляющие старые Рислинги и пара крепких и сладких вин.
- Вас знают как ценительницу автохтонных сортов винограда и вин из них. Открыли ли Вы для себя какие-нибудь российские вина?
- Действительно, я могу сказать, что очень люблю то, что в мировой литературе о вине называют heritage varieities («сорта культурного наследия»). Мне был известен грузинский сорт Саперави, но ранее я не пробовала вина из винограда Саперави северный российской селекции. Вкус у последнего отличается от грузинского. Для себя я открыла весьма интересный сорт – Цимлянский черный. Думаю, что это вино может понравиться нашим лондонским винным гурманам (я не говорю о том, что оно будет иметь большой коммерческий успех, но…).
- Если можно, сохраняя интригу, все же хотя бы вкратце сказать о Ваше впечатлении от российских вин из международных сортов?
- Было несколько весьма интересных образцов, из которых я бы выделила фанагорийские «Совиньон-Блан» и «Пино-Нуар», а также красные вина «Мысхако», сделанные в бордосском стиле.
- А что Вас более всего поразило во время поездки в Россию?
- Я уже писала на своем сайте, что меня удивило, насколько привычным и узнаваемым для европейца оказались российские реалии – вид Краснодара, станиц, виноградников и большинства производственных помещений на винзаводах, которые я посетила. Все же я хочу отметить еще одно яркое впечатление. Это – экспозиция Таманского археологического музея. Вы понимаете – я езжу много и часто, поэтому у меня остаются хорошие впечатления о многих людях, странах и винах. Но 26 веков истории Тамани (включая древнегреческое виноделие) – это та «изюминка», которая действительно украсила мое путешествие. Я и представить себе не могла, что Тамань имеет настолько богатую историю и культуру!
- Каковы сейчас мировые тенденции вкуса вин? Способно ли российское виноделие вписаться в общую картину со своим виноделием?
- Думаю, что главный тренд сейчас – общее понижение алкоголя и ослабление тонов дубовой выдержки (хотя, возможно, это не относится к США). Поэтому более деликатные российские вина вполне могли бы вписаться в эту схему.
Еще один отчетливый тренд – мода на автохтонные сорта. И в поддержку этого тренда некоторые российские регионы также могли бы внести свой вклад.
- Как долго, по-Вашему, российское вино будет оставаться чем-то экзотическим для винодельческого мира?
- Следует признать, что российские вина пока еще неизвестны в мире. Коллекционеры редких вин, возможно, и имеют некоторое представление о винах «Массандры», но только лишь, как я уже говорила, потому, что они были выставлены на продажу на аукционе «Сотби». Но – повторюсь еще раз – слабое представление о географии российского виноделия – это факт. Большинству вообще неизвестно, где находятся российские винодельческие регионы (и что это не Крым). Даже я, автор и редактор двух крупнейших винных справочников, грешила таким незнанием, и поэтому очень довольна, что у меня появился шанс восполнить свой пробел в знаниях и получила большое удовольствие от своего краткого путешествия.
Дополнительная информация:
html