Столько всяких интересных вещей можно узнать из опроса ВЦИОМа! Так, «65 % опрошенных респондентов голосуют за то, чтобы развернуть в стране очередную борьбу с алкоголизмом и другими вредными привычками. Самые ярые поклонницы антиалкогольной кампании — женщины. Их 71%. Социологи сделали еще один вывод: чаще всего против алкоголя выступают обеспеченные люди. Среди самых популярных мер, которые поддерживает общественность, — запрет рекламы любого вида алкоголя и продажи его молодежи, а также активная пропаганда трезвого образа жизни. Вовсе отказаться от покупки алкоголя в магазинах готово только 10% россиян».
Про доверие к результатам не будем - репрезентативность всех этих опросов нулевая (опрос 2 000 или даже 10 000 человек в нашей великой стране ничего не дает: слишком велика дифференциация населения, а все эти методики опросов годятся только для развитого западного общества). А вот самый интересный последний показатель даже в этой выборке – всего 10% готовы отказаться от алкоголя. То есть, даже в этой группе таковых набралось с учетом поддержки борьбы с алкоголизмом в 65% опрошенных всего 10%. С таким народом антиалкогольную кашу не сваришь. Так что алкогольная отрасль без работы не останется. Что подтверждает наше убеждение: 75% взрослого населения России от алкоголя не откажется.
Мы раньше считали, что все в России должны знать ФСБ и Счетная Палата (во времена Ильфа, Петрова и Остапа Бендера все знал еще и Госстат). Игра цифрами и числами – любимое занятие депутатов и чиновников. Правда, даже Кудрина уже урезонили (с цифрами прогнозов надо быть осторожнее). Высказал (не первым) свою мысль и М. Степашин: «Введение госмонополии на оборот спирта поможет заблокировать поступление на рынок «левой» водки и увеличить доходы бюджета». Уж кому, как не ему знать истинное положение вещей в России после целого ряда серьезных государственных постов.
Блуд на тему цифр следующий: «Доля нелегальной водки на российском рынке составляет от 30 до 50 %, это порядка 70 млрд. рублей, которые недополучает бюджет РФ. В настоящий момент доля поступлений в бюджет от алкогольной отрасли составляет 1%, госмонополия на спирт позволит увеличить ее на 8−10%». Как всегда, считаем. Чтобы доля доходов в бюджет выросла до 10%, она по прежним меркам должна быть под 1 трлн. рублей в год. По нынешним временам, если бюджет урежется на 30%, то не менее 700 000 000 000 рублей. То есть, в 10 раз больше, чем было в 2007 или 2008 г.г. Даже если увеличить акциз на 30% на алкоголь и ввести единую ставку акцизу на все алкогольное, даже если пиво вырастет в своем акцизе на 190% и даст в бюджет в 2010 г. 60 млрд руб. - то не набрать и близкую сумму.
Есть только один вариант такого сбора денег - введение полной госмонополии на алкоголь. Но легче от этого не станет: нынешняя госсистема все эти деньги потратит на саму систему. Доход будет, а прибыли нет. Даже акцизы уйдут на содержание системы госмонополии. Цифры, как и деньги, счет любят.
Хочется еще раз акцентировать внимание на кратких итогах января – июля в производстве алкоголя в России. Пока еще неопределенность алкогольного регулирования нас государством свою губительную роль на рынке сыграть не успела. Итак, легальное производство водки начинает постепенно восстанавливаться. Реверанс в сторону власти, которая нас стала лучше контролировать, мы уже сделали. Поэтому- главное, конечно, в этой ситуации то, что легальная водка стала теснить прочий легальный алкоголь (за исключением коньяка). Причем, начала она это делать уже в июне. Спад по итогам июля уже всего (-4,2%), а по итогам 7 месяцев – уже не 18%-20%, а всего (-15,7%). На сколько легальная водка в целом вытеснит прочий легальный алкоголь по итогам года – пока сказать трудно, но по идее ее «рост» может дойти до (-10% или -12%). Это идеальный вариант для всех. В случае ее большего «роста» (до -5% или до уровня 2008 г.) можно будет точно сказать, что водка заместила очень приличный объем производства низко алкогольной продукции в России в 2009 г. По нашим расчетам, объем легального рынка водки в 2007 г., будучи равным 130 млн дал, был равен суммарному объему рынка нелегальной водки и суррогатов водки. До июня падение легального рынка алкоголя было более менее пропорциональным и логичным (не очень логичен только рост потребления коньяка). Почти полгода формировалась новая переходная структура потребления алкоголя.
Коньяк продолжает расти. Но это не столь важный сегмент в нашей структуре алкоголя: весь рынок – около 130 млн л в год; минус импорт в 2009 г. – около 10 млн л. Уже начинается стабилизация рынка (производство + объем) на уровне 2008 г. Ну, прирастет производство на 20 млн л в 2009 г. При почти 2 000 000 000 л водки – он просто теряется. Он интересен только операторам рынка из-за его высокой маржинальности. А с точки зрения его объема в структуре потребления роль его незначительна.
У нас в России ушла ровно половина объема рынка виски, рома, джина, текилы и абсента. Будем считать, что его частично заместила премиальная водка и российский дорогой коньяк. А что замещает дешевый коньяк на нашем рынке (до 200 руб.) – сказать сложно (видимо, маленький сегментик в секторе недорогой водки). Пусть даже такого коньяка 10-15 млн л, этот объем тоже погоды на водочном рынке не делает.
Вино виноградное после некоторого двухмесячного триумфа вновь ушло вниз. Легальное производство снизилось в июле на 13,7%. Это нормальный и прогнозируемый нами еще год назад кризисный спад (в пределах 15%). Итоговый спад по 7 месяцам- (-7,1%). Мы предполагаем, что на виноградное вино ведется наступление с двух и более сторон: во-первых, водка начинает в легальном сегменте «душить» легальное вино; также – может быть, свою небольшую лепту вносит и дешевый коньяк; во-вторых, начался некоторый рост шампанских и игристых вин (до того был стабильный спад на 20%). Нам могут возразить специалисты из «СПИ», что это их заслуга, так как какой-то порядок с «Советским» навели. Но рост обеспечили и бывшие производители (тот же «Исток»), которые еще отстают от показателей прошлого года, но прогрессируют. Поэтому, по нашему, мнению начался второй этап частичного замещения тихих вин шампанским и игристым продуктом, который мы уже наблюдали в 2006 – 2007 г.г. Посмотрим, что будет дальше. Оптимальным был бы спад потребления в кризис и тихих и игривых вин на 15% каждого вида; но вклад импорта в эти сегменты различен. Поэтому спад производства тихих при спаде импорта на 30% нужен не более 10%; а спад производства шампанских и игристых при падении объема импорта на 20% – на уровне тоже примерно (-10%). Хотя деньги потребителя расставят все по своим местам.
Плодовые вина (и российские, и импортные) продолжают свой рост. Отдельный разговор – про САН и пиво. Если рынок легального пива упадет по итогам года на 10%, то это в физическом объеме не менее 1 000 000 000 л. (100 млн дал пива). Этот объем падения больше, чем Россия выпивает вина виноградного и шампанского с игристым вместе взятых за год. Это в 3 раза больше объема рынка САН в 2009 г. Трудно сказать, может ли этот объем заместить нелегальное разливное пиво, вряд ли. Вот в этом падении пива- основной резерв антиалкогольщиков. По идее, должен очень серьезно вырасти сегмент нелегальных портвейнов (там и так 90% объема этого рынка в нелегальном сегменте); но этот продукт должен вырасти (отчасти, вместо пива). Рынок САН рушится на глазах. Он не успел в 2008 г. толком оправиться после кризиса 2007 г. (в 2003- 2006 г.г. объем потребления составлял около 46- 47 млн дал в год; в 2007 г. – около 38-39 млн дал; в 2008 объем потребления составил 42 млн дал). В хороший слабоалкогольный период (июль) производство упало на 25%; а по итогам 7 месяцев – на 17%. Есть вероятность, что по итогам года производство выйдет на 35 млн дал. Были похожие ситуации и на рынке Украины: так, с 2001 г. по 2004 г. рынок САН рос огромными темпами – с 6,03 млн дал до 16,35 млн дал. Затем акцизная революция в 2005 г. (как у нас для САН в 2007) и спад рынка на 35%. И на объеме 11- 11,5 млн дал в год рынок продержался до 2008 г. (в 2008 он вырос на 20%). Так что у нашего рынка САН все еще впереди, если его не приравняют (как обещал Президент) к крепкому алкоголю.
Если весь наш низкоалкогольный сегмент приравняют к крепкому алкоголю (тут государству, конечно, виднее), то рынок водки и ЛВИ (прежде всего – нелегальной) получит хорошую дополнительную прибавку в объеме. Как ни крути, а придется государству что-то делать с нелегальным рынком водки (по крайней мере, упорядочить его). Квотирование должно быть не на легальный спирт, а на нелегальную водку. Тогда и порядок будет на алкогольном рынке.
Таблица. Производство основных видов алкоголя в январе - июле 2009 г. в России.
Вид продукции | Прирост объема
июля 2009
к июлю 2008 | Прирост объема
января-июля 2009
к 2008 |
Водка и ЛВИ | -4,2% | -15,7% |
Российский коньяк | +15% | +26,2% |
Вино виноградное | -13,7% | -7,1% |
Шампанское и
игристое вино
| -0,6% | -16,3% |
Плодовое вино | +7,6% | +5,4% |
САН | -25,1% | -17,1% |
Пиво | -8% (предп) | -7,5 (предп) |
Любят у нас цифры и «антиалкогольщики». Они считают, что «ЦИФРРА» оперирует ложными и фальшивыми данными. Мы доказываем с октября прошлого года, что весь мир и Россия в кризис будут пить больше, несмотря на снижение уровня доходов. Леворадикальные «антиалкогольщики» же доказывают, что в России в кризис стали пить меньше, так как и алкоголь стал дороже, и доходы упали.
В 2008 г. мы целый квартал прожили в кризисе. Небольшой типичный для России район Челябинской области – Миасский. «Управление статистики проанализировало данные об употреблении миасцами алкогольной продукции за два последних года. Как оказалось, несмотря на кризис и снижение заработков, в 2008 году жители округа выпили горячительных напитков в пересчете на спирт заметно больше, чем в предыдущем. В 2007 году Миасс немного опередил область по этому показателю: если на каждого жителя Челябинской области (включая младенцев) пришлось по 5,6 л чистого алкоголя, то в Миассе - 5,7 л.
В структуре потребления алкогольных напитков бесспорным лидером является водка - ее каждый условный южноуралец употребил 3,1 литра (в пересчете на спирт; 54,4%). На втором месте - виноградные вина - 0,8 л (14%), на третьем - пиво (0,7 л и 12,3%). Миасцы водку уважают еще больше - выпили на каждого жителя по 3,4 л (59,7%). В 2008 году количество выпитого на душу населения в Миасском округе с 5,7 л выросло до 7,1 л. Предпочтения остаются неизменными: водка, вино, пиво». Больше, больше пьют и будут пить в России по мере ухудшения социально – экономического кризиса в государстве и в мире. И нельзя поднимать цены на легальный алкоголь на заоблачный уровень, это не остановит и не сократит потребления, а превратит наш рынок в нелегальный на 70%. Вспомните о 10% готовых отказаться от алкоголя из предыдущего сюжета.
ВОЗ дал цифры за 2007 год, где и как пьют (в чистом алкоголе) - за 2008 еще не посчитали. ВОЗ оперирует только легальными данными. Даем оттуда группу лидеров. Поскольку каждая страна признает, что минимум 15% в стране – это нелегальный алкоголь и домашний алкоголь, то добавим эти 15% к каждой стране, а в России укажем наш собственноручно рассчитанный честный результат. Итак, мы не самые худшие. Из вполне цивилизованных стран «выше» нас Люксембург и Ирландия. Но почему они в таком случае живут значительно лучше нас? Может быть, эти страны и их опыт тоже стоит творцам антиалкогольной компании внимательно изучить. А также ситуацию в очень близких к нам по уровню потребления алкоголя Германии и Шотландии. Сдается нам, что не только в алкоголе дело у нас с продолжительностью жизни и чего-то там еще. Данными по немцам вполне могут воспользоваться пивняки и доказать, что немцы живут так хорошо, потому что пьют очень много пива.
Таблица. Среднее потребление алкоголя в 2007 г. в ряде стран- лидеров.
Страна | Потребление по данным ВОЗ
в 2007 г. на душу населения, л
| Экспертное потребление
чистого алкоголя, л
|
Люксембург
| 15,6 | 17,9 |
Ирландия | 13,7 | 15,8 |
Венгрия | 13,6 | 15,7 |
Молдавия | 13,2 | 15,2 |
Чехия | 13 | 14,9 |
Хорватия | 12,3 | 14,1 |
Германия | 12 | 13,8 |
Шотландия | 11,8 | 13,6 |
Англия | 9,9 | 11,4 |
Россия | 9,8 | 14 |
Вадим Дробиз