Логин: Пароль: Забыли пароль?

Портал алкогольной продукции

Теги
Поиск по сайту
Подпишитесь на новости

сегодня: 25/04/2024

Алкоголь крупным планом

Лао Цзы и теория вероятностей - о российских акцизах на алкоголь 31.08.2009

Лао Цзы и теория вероятностей - о российских акцизах на алкоголь

Есть такой термин: «математическое ожидание». И означает он понятие среднего значения случайной величины в теории вероятностей. Задаётся математическое ожидание  интегралом Лебега — Стилтьеса:


 .
…Так вот – зачем все это я привожу эту формулу? Отвечаю – а ни зачем! Потому что не жили француз Анри Леон Лебег и  голландец Томас Иоаннес Стилтьес в России. И не знали, что у российской случайной величины среднего значения нет!
Не верите? А зря…

Со следующего года правительство проиндексирует ставки налогов, которые поступают в региональные и местные бюджеты - заявил первый вице-премьер Виктор Зубков.  Из-за кризиса в 2010 году федеральная казна не сможет оказывать бюджетам республик, краев и областей такую помощь, как раньше. Чтобы поддержать их, и будет увеличен ряд налогов в частности, акцизы на вино, слабоалкогольные напитки (с содержанием спирта до 9%), пиво, а также нефтепродукты.

Ну, с нефтепродуктами и так все ясно – бензин в России если и дешевеет, то только на чуть-чуть и на короткое время. И то – по ОЧЕНЬ грозному окрику из Кремля.

А вот с акцизами на алкоголь стоит разобраться…

Итак, чего ждать в новом году производителям напитков? Наиболее серьезно в проекте Минфина выросли акцизы на пиво. Он будет увеличен в три раза — с нынешних 3 руб. до 9 руб. за литр в 2010 году. В 2011 и 2012 годах он будет проиндексирован до 10 и 12 руб. соответственно.

Слабоалкогольные напитки -  акцизы на САН (сейчас 121 руб. за литр безводного спирта) в 2010 году Минфин предлагает установить в размере 158 руб., в 2011-м — 190 руб. вместо ранее запланированных 133 и 146 руб. соответственно. На 2012 год они запланированы в размере 230 руб.

На натуральные вина в 2010 году акциз планируется поднять с 2,9 до 3,5 руб. за литр (сейчас 2,6 руб.), в 2011-м — с 3,2 до 4,8 руб., в 2012 — 6 руб.

Акциз на игристые вина в 2010 году будет увеличен с планируемых 11,6 до 14 руб. за литр, в 2011 году - с 12,7 до 18 руб. И в 2012 году — 22 руб. Сейчас производители игристого вина платят 10,5 руб. за литр.

Для алкогольных напитков крепостью свыше 9%, (сюда входят крепкие алкогольные напитки и крепленые вина) Минфин не стал менять ранее установленные индексы ставок. Сейчас это - 191 руб. за литр безводного спирта. В 2010 году - 210 руб. В 2011 году -  до 231 руб. На 2012 год ставка на крепкий алкоголь соствит 254 руб.

Если на время отвлечься от цифр – и посмотреть на «акцизную стратегию»  Минфина, то мы увидим дифференцированный акциз на разные категории спиртосодержащих напитков. А ведь 23 июля на совещании у премьер-министра Владимира Путина было одобрено введение единого акциза на весь алкоголь, за исключением вина и шампанского.

Итак – какими будут акцизы на алкогольные напитки и пиво, сказать никто не может. И «математическое ожидание» этих цифр задать интегралом Лебега-Стилтьеса тоже не выйдет - что хорошо для теории относительности, к российским налогам и сборам никак не подходит.

Например, как можно просчитать ответ на вопрос - кто главнее в государстве? Минфин или премьер-министр? Похоже, что Минфин. Или я ошибаюсь? Нет ответа…

Или вопрос – откуда взялись сегодняшние базовые ставки, от которых «пляшет» Минфин? Отвечу – с потолка. И с него, родимого, минфиновцы, скорее всего, и отталкиваются при расчетах повышения акцизов.

Мне всегда казалось, что налоговая политика – это инструмент защиты населения. Люди платят налоги (кстати, портал alcohole.ru, как и его сотрудники, их платит исправно) – а государство на эти деньги их защищает. Причем не только государственную границу и пенсионеров, но и остальное население – в частности, бизнес. Который, в свою очередь, дает работу, а значит, средства к существованию, значительной части населения.

Отсюда следует, что налоговая политика – это сложнейшая система, в которой приходится постоянно учитывать многочисленные изменения ситуации. А что мы видим? Налоги для алкогольной и пивоваренной промышленности определяются по принципу, заявленному в  анекдоте про кошку, утонувшую в водке – ее выжимают, как белье, чтобы получить еще полстакана.   

Понятно, что налоговую стратегию в области алкоголя необходимо строить на основе долгосрочной «алкогольной» политики государства. Но такой политики в России не существует. Удивительно, но государство в лице правительства и законодателей даже не задумываются над ней! При определении размера налогов, как мне кажется, сегодня  власть использует странное сочетание крайнего романтизма и крайнего сиюминутного прагматизма – как в революцию 1917 года.

Есть высокая романтическая идея – одним махом побороть пьянство и алкоголизм в России. И осуществляется она крайне прагматично – задушить отрасль налогами. Причем свою, российскую, поскольку до иностранцев не добраться – руки коротки.

В итоге и «минфиновский» путь дифференцированного повышения акцизов, и путь введения единого акциза на спирт, предложенный на совещании у В. ВА. Путина, приведут к одному – к развалу отечественной алкогольной отрасли, снижению объемов производства качественных алкогольных напитков и пива. И как результат - потере контроля государства над потреблением алкоголя. То есть росту смертности от пьянства и алкоголизма.

В общем, с чем боролись – на то и напоролись (поговорку сам придумал – поправлять не надо)… 

Заметьте – я не предлагаю вообще отменить акцизы на спирт! Предлагаю рассчитывать их, исходя из объективной ситуации. То есть – из сегодняшнего размера заработка населения. Акциз должен держать цену за бутылку водки на пределе покупательной способности. На пределе - а не за ним! А сегодняшняя минимальная цена 80-100 рублей становится неподъемной для среднего жителя России.

Повышение акциза на пиво – вообще неразумный шаг. Известно, что пиво вытесняет крепкий алкоголь и крепленые вина. Сегодня многие помнят, что в 70-80-е годы молодежь пила  крепленые «вина» типа портвейна «Три топора» или «Бiле Мiцне» - потому что пива просто не было. И если пиво станет недоступным – народ вернется к такому вот «вину» и  спиртосодержащим жидкостям. Ситуацию с алкоголизмом, как понимаете, это явно не улучшит…

Кстати, пиво пьют в Германии, Чехии – причем гораздо больше, чем в России. И как-то живут очень неплохо, причем с пивным алкоголизмом проблем нет. А что это значит?  Что повальное пьянство и угроза повального алкоголизма в России – в общем-то миф. Проблема, конечно, есть. Но надо над ней работать – долго, упорно, занудно, а не кричать: «Караул! Погибаем!». Надо повышать благосостояние людей, надо давать им надежду. Надо учить их потреблять алкоголь – как ни странно, подавляющее число россиян этого не умеет делать.

Так что борьба с пьянством и алкоголизмом в России – это не тупое повышение акцизов. Тем более, что проблем пьянства оно не решит - и поступлений в бюджет это не увеличит. А скорее всего, сократит – самогон не кофе, который в России не растет, и не нефть, которую в огороде не добудешь. А вот скороварки продаются свободно, как и дрожжи с сахаром…

А теперь – о том, как реагируют на «телодвижения» правительства сами производители.

Наиболее выдержанно и интеллигентно высказался PR-директор ГК «Русский алкоголь» Александр Коровка: «То, что Минфин не стал менять ранее утвержденные ставки на крепкий алкоголь, показывает, что ведомство хотя и частично, но прислушалось к участникам рынка, которые выступали за снижение акцизов на эту категорию продуктов. Рост акцизов удорожает конечный продукт, делая его менее доступным для потребителя, что влечет к дальнейшему росту теневого рынка и сокращению поступлений акцизов в бюджет. Думаю, что решение поднять акцизы сверх прежних планов на САН также не будет способствовать большей наполняемости бюджета».

Пивовары, как всегда, спохватились поздно. Их давно предупреждали (причем не только портал alcohole.ru) , что надо предпринимать упреждающие шаги в борьбе со сторонниками «абсолютной трезвости». А они отмалчивались. И в результате – начали шевелиться только тогда, когда правительство объявило о трехкратном увеличении акцизов на пиво. Причем это «шевеление», в общем-то, не имеет единого плана – и очень похоже на «Спасайся, кто может!».

Например, компания «Балтика» совместно с новосибирским стекольным заводом «Экран» и нижегородским пивоваренным заводом «Лысковский» инициировала несколько открытых писем к Председателю Правительства РФ В.В.Путину, выразив свое отрицательное  мнение на планируемое повышение акцизов на пиво с 2010 года.

С полным текстом открытых писем можно ознакомиться в газете «Известия» от 27.08.09. Если опустить подробности, во всех этих письмах говорятся правильные вещи – о снижении налоговых поступлений, росте безработицы, неразумности принимаемых решений в стратегическом плане для страны и много еще чего правильного и полезного.

Но у меня возникает вопрос – а почему компании «бьют по хвостам», вместо того, чтобы упреждать ситуацию? И благо, что вообще «Балтика» начала хоть какую-то кампанию. Остальных крупных производителей пива вообще не слышно…

Понятно, что многие вопросы налогообложения решаются в кабинетах, а не на страницах прессы – так, собственно, и должно быть. Но заниматься только «кабинетным решением проблем» не получается. «Борцы с алкоголем» затеяли большую кампанию, не думая о последствиях. Они искренни и полны благих намерений – а куда ведет дорога,  выстланная этими самыми благими намерениями, мы все знаем.

Но вот противопоставить что-либо «борцам» - нечего. Производители алкогольных напитков и пива увлеклись решением насущных проблем. А надо бы – о перспективах.

Конфуций говорил: «Благородный муж думает о сложном. Низкий человек думает о том, что выгодно»…

…А правительству стоит помнить высказывание другого китайского мудреца - Лао Цзы: «Когда в Поднебесной много запретов, народ беднеет».


html

Возврат к списку


Комментарии:

NeVinodel, 31.08.2009 17:10:06 QUOTEИмя
Производителей вина и шампанского никто и не вспоминает. Их уже давно затоптали...
Василий, 01.09.2009 11:21:09 QUOTEИмя
Да уж, акцизы на пиво поднимать - это не есть гуд. Народ будет травиться паленкой всякой.
Гость, 05.08.2010 10:49:50 QUOTEИмя
Если не пить,то не отравишься. Приорететы для себя каждый выставляет сам...



Версия для печати
Новости сайта RSS  Алко NEWS



Дни рождения

РАР: Вниманию участников системы ЕГАИС, использующих ПС ЕГАИС версии 2.22.x 17.12.2019 в 11:28 по МСК истекает срока действия сертификата Росалкогольрегулирования, а также по причине необходимости перехода на сипользование электронных подписей, выданных в соответсвии с ГОСТ Р 34.10-2012, необходимо осуществить перенастройку автоматизированных рабочих мест операторов печати и транспортных компонентов программных средств участников ЕГАИС.

Сеть магазинов самогонных аппаратов открыла 4-ый магазин в Солнечногорске 1 декабря текущего 2019 года компания "Домашние самогоны" торжественно открыла свой 4-ый фирменный магазин (3-ий по франчайзингу) в Солнечногорске.

Особенности проведения корпоративов в США 76% американских компаний планируют провести праздничный корпоратив в 2019 году, что приближается к показателю 2016 года, когда 80% работодателей не отказывали сотрудникам в возможности повеселиться перед новогодними праздниками. 

Производство алкоголя в РФ в январе-ноябре выросло на 5,8%, до 178 млн дал Объем производства алкогольной продукции в РФ за период с января по ноябрь выросло на 5,8% в годовом выражении, до 178,1 миллиона декалитров, в том числе в ноябре — на 12,1%, до 21,2 миллиона.


Новости сайта  Каталог фирм
Название компанииТип продукции
«Объединенные Пивоварни Хейнекен» (ООО) Сл. алкогольные коктейли , Пиво
LogistiX (ООО) Упаковка
ФКП "Союзплодоимпорт" (Гос. учреждение) Другой крепкий алкоголь, Плодово-ягодные вина, Коньяк, Игристые вина/шампанское, Пиво, Настойки, Водка