Портал «Алкоголь.ру» внимательно следит за формированием алкогольной политики России. И в последнее время мы отмечаем появление ряда тенденций - которые, по нашему мнению, ведут лишь к возникновению очередного алкогольного кризиса. Но при этом не дадут результатов как в борьбе с пьянством и алкоголизмом, так и не пополнят бюджет страны. И мы сочли возможным обратиться с открытым письмом к Президенту, Премьер-министру, Председателю Госдумы и Министру финансов. В этом письме мы сформулировали несколько основных предложений, которые большинство участников алкогольного рынка России давно уже пытаются донести…
07.07.2009
Президенту
Российской Федерации
Медведеву Дмитрию Анатольевичу
Председателю Правительства
Российской Федерации
Путину Владимиру Владимировичу
Председателю Государственной Думы
Российской Федерации,
Грызлову Борису Вячеславовичу
Министру финансов
Российской Федерации
Кудрину Алексею Леонидовичу
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Несколько недель назад Президент России Дмитрий Медведев предложил модернизировать систему ЕГАИС - чтобы она начала полноценно выполнять свои функции по контролю за производством и реализацией этилового спирта и алкогольной продукции.
Созданная несколько лет назад, ЕГАИС должна была, по замыслу разработчиков, в режиме «реального времени» контролировать производство и реализацию продукции, содержащей этиловый спирт.
По подсчетам специалистов, государственный бюджет и участники алкогольного рынка затратили на разработку и внедрение ЕГАИС около 1 миллиарда долларов США.
Однако даже при таких затратах система оказалась настолько «сырой», что первые же месяцы ее внедрения привели не только к большим дополнительным расходам, но и спровоцировали кризис на алкогольном рынке России.
Недостаточный уровень качества программного обеспечения, отсутствие необходимого оборудования, неподготовленность персонала создали много проблем - как для производителей, так и для контролирующих органов – для облегчения работы которых, собственно, система и создавалась. Появилась практика, когда данные для системы, призванной контролировать рынок в режиме «реального времени», передавались в налоговые органы на дискетах 1 раз в месяц. В итоге ЕГАИС оказалась не способной выполнять свою задачу.
Но технические трудности – не главная проблема ЕГАИС. При ее создании была допущена стратегическая ошибка, которая, в конечном итоге, делает бессмысленным любые усовершенствования и модернизации.
В своей нынешней конфигурации система ЕГАИС может контролировать производство и реализацию спирта и алкогольной продукции только у легальных производителей. То есть – в лучшем случае 60% алкогольного рынка России. Некоторые эксперты считают, что контролю может поддаваться еще меньше – всего лишь половину реального рынка.
Заказчики системы ЕГАИС пошли по легкому пути – решили контролировать производителей и оптовое звено алкогольного рынка, поскольку их просто физически меньше: в России существует около 300 ЛВЗ и 2000 оптовиков. Напомним – легальных, платящих налоги.
Но при этом через торговые сети проходит ВДВОЕ больше алкогольных напитков и спиртосодержащих жидкостей, чем производится в России легальными производителями.
Логика подсказывает - для того, чтобы система ЕГАИС реально работала, ее нужно переориентировать на контроль и учет розничных продаж. Весь алкоголь – «легальный» и «нелегальный» - так или иначе, но проходит через торговые точки. И потому его учет дает реальную картину состояния рынка - позволяя государству повысить собираемость налогов, а «легальным» производителям бороться с подделками, снижающими их прибыли.
Кроме того, вторым важнейшим (и жизненно необходимым) шагом будет передача обязанности уплаты акцизов на розничную сеть. Сегодня акцизные сборы платят только «легальные» производители. А возложение обязанности уплаты акцизов на «розницу» позволит государству поднять их собираемость минимум на 40% - без их повышения и внедрения иных «драконовских» мер. Причем этот шаг не приведет к общему повышению цен на алкогольную продукцию.
Все остальные решения, по мнению большинства участников алкогольного рынка и независимых экспертов, будут паллиативными, «половинчатыми». К таким решениям, в частности, относится предложение партии «Единая Россия» высказанное ее руководителем Борисом Грызловым о введении государственной монополии на производство спирта. В истории России было несколько попыток введения госмонополии – и все они оказались неэффективными. И главное - при реализации этого предложения собираемость акцизов не увеличится: все легальные производители и так его уплачивают. А нелегальные как не платили – так и не будут платить.
Мы понимаем, что ориентация ЕГАИС на розничное звено и организация сбора акцизов с каждой проданной бутылки алкогольного напитка потребует дополнительных организационных усилий и дополнительных финансовых вложений. В России около 200 тысяч точек продаж алкогольной продукции – и обеспечить их техническими возможностями передачи данных о продажах в режиме «реального времени» трудно.
Однако организация контроля розничных продаж и передача обязанности уплаты акцизов в розничную сеть – единственная возможность реального контроля алкогольного рынка страны.
Михаил Смирнов,
Главный редактор портала Алкоголь.ру (www.alcohole.ru)
Михаил Максимов
Генеральный директор ООО «Манифик Медиа»