Алкоголь крупным планом

Рынку алкоголя нужно объединяться 06.07.2009

Рынку алкоголя нужно объединяться

Хабаровский край сегодня является одним  из стратегических регионов для многих производителей алкоголя. Мы попросили рассказать о ситуации на алкогольном рынке Хабаровского края коммерческого директора Группы компаний «Столица», Газизова Роберта Хамитовича.

- Роберт Хамитович, расскажите о вашей компании, с чего все начиналось, о достижениях, какие основные бренды, приблизительный суммарный объем продаж, покрытие области? Основной ценовой сегмент с которым работаете? Есть ли филиалы в других городах? Планируете ли Вы создание собственной розничной сети или она уже есть? 

- Группа компаний образована в 1995 году. Не хотелось бы приводить конкретные цифры - но сегодня мы самые крупные в Хабаровском крае.
В состав группы входит четыре компании, занимающиеся продажами алкогольных напитков всех ценовых сегментов. Структура группы (четыре фирмы вместо одной крупной) выбрана по нескольким причинам. Прежде всего, такая структура обеспечивает гибкость  в работе, возможность быстро и качественно реагировать на изменения на рынке. А кроме того, это позволяет сотрудничать с разными поставщиками, не вступая в их «конфликт интересов».
Наша группа компаний имеет широкую сеть представительств - во всех городах Хабаровского края, численность населения которых превышает 20 тысяч человек. Есть собственная сеть алкомаркетов. Это небольшие, площадью 100 – 150 квадратных метров, специализированные магазины. Такая сеть позволяет достаточно оперативно управлять ассортиментом, ценами и объемами.   

- Какой процент привозной продукции по отношению к продукции местного производителя. Какие  производители есть в регионе? Приблизительный совокупный объем продаж крепкого алкоголя в области? Какие существуют особенности рынка по отношению к другим регионам?

- Объем водочного рынка края составляет в среднем около 4,5 миллиарда рублей в год

 - Сегодня в Хабаровском крае продается примерно 50% водок местного производства, а именно Хабаровского ЛВЗ, принадлежащего «Синергии». Остальной алкоголь – привозной. То есть по отношению к другим регионам в Хабаровском крае местный производитель занимает достаточно сильные позиции.

- Какова Ваша оценка рынка на сегодняшний день, существует ли тенденция сокращения игроков? Как изменилось соотношение продаж алкоголя эконом, среднего и премиум класса?  Как вы оцениваете состояние нелегального рынка? Если всплеск самогоноварения?

- Алкогольный Хабаровского рынок края, разумеется, испытал серьезное влияние экономического кризиса. Однако изменения на рынке - не катастрофические, а, скорее, структурные. Например, в крае закрылась всего одна компания, торговавшая «элиткой». А вот небольшие компании, торговавшие дешевой, так называемой «биржевой» водкой – наоборот, стали активно наращивать объемы реализации.
В условиях кризиса падает платежеспособный спрос – увеличение числа безработных, уменьшение зарплат, неуверенность в завтрашнем дне заставляют потребителей меньше тратить и, как следствие меняется структура потребления:
- самый большой рост происходит в сегменте дешевой водки, средне-ценового шампанского, в основном российского производства, и бренди (в России его называют коньяком, но по международным законам это бренди) – потребитель переходит с верхних сегментов рынка на более дешевую продукцию;

- падение происходит в сегменте средне-ценовых водок, высоко-ценового вина, крепкого импортного алкоголя, ликеров.

 - удержал объемы продаж сегмент премиальной водки. Это обусловлено, тем, что потребители крепкого импортного алкоголя, переходят на потребление более дешевой премиальной водки.  Премиальная водка дешевле текилы в два раза, виски - в три раза, конька – в пять раз;

- спад продаж в сегменте слабоалкогольной продукции – потребитель переходит на пиво.

- Ищите ли Вы новые позиции для портфеля брендов?  Какая продукция в настоящее время Вам может быть интересна? Какие основные условия заключения контракта с Вашей компанией?

- Процесс поиска новых позиций для нашего портфеля происходит постоянно. Естественно, мы реагируем на изменение спроса населения. Но в этой работе у нас нет «авралов» - мы тщательно оцениваем предложения производителей и поставщиков с позиции соотношения «цена – качество», предпочтений населения, сезонности и еще целого ряда параметров. И мы открыты для сотрудничества. 

- Сегодня в России очень модно бороться с алкоголизацией населения (пример – ролики на первом канале), как Вы считаете, что именно может помочь людям ответственно потреблять алкоголь? 

- Борьба с пьянством – дело полезное и необходимое. Мы понимаем, что для нас лучше именно ответственный потребитель алкогольных напитков, который приобретает продукцию по мере необходимости – понемногу, но долгие годы. И убеждены, что одними запретами проблему пьянства и алкоголизма не решать. Необходима и серьезная воспитательная работа с населением. Но это дело – на многие годы. И любые попытки решить эту традиционную для России проблему «наскоком», лишь принятием пакета «запрещающих» законов - обречены на провал. Это уже было в истории – как нашей, российской, так и мировой.

- Какие проблемы сегодня встают перед алкогольным рынком (сверхвысокие налоги,  проблемы с получением лицензий, ограничения времени и мест продаж, давление местных властей, взятки и т.д.) – и какие пути преодоления их Вы видите?

- Конечно, у рынка есть проблемы и с налогами, и с законодательной базой. Но самой большой проблемой, как мне кажется, является отсутствие единой разумной политики по отношению к алкоголю – что иногда приводит к «перекосам», не поддающимся логике. Например, компанию могут лишить лицензии за ошибку в отчете. За то, что компания не в полном объеме заплатила налоги – не лишат. А вот если бухгалтер чисто технически ошибется или по каким-то объективным причинам задержит сдачу отчета – могут приостановить действие лицензии.
В принципе, можно много говорить о проблемах алкогольного рынка. Но для того, чтобы их преодолевать, прежде всего, необходима четко заявленная позиция государства по отношению к алкоголю. Причем позиция разумная, взвешенная, экономически обоснованная. А пока ее нет – рынок находится под постоянным давлением непредсказуемых политических решений. Мы постоянно ждем новых проблем – причем не знаем, откуда они «прилетят» на этот раз…

- Есть ли необходимость участникам алкогольного рынка объединяться и создавать свое «лобби» в Думе и Правительстве?  И вообще – существует ли «алкогольная мафия», о которой сегодня кричат борцы с алкоголем?

- Разговоры об «алкогольной мафии» могут вызывать только улыбку. Но не вызывают – потому что за ними следуют «карательные» действия, наносящие огромный ущерб отрасли. Потом самые одиозные решения отменяются – но проблемы принести они успевают. Разрушается алкогольная промышленность страны, что приводит к росту поставок напитков из-за границы, развитию самогоноварения и объемов потребления алкоголь содержащих технических жидкостей. И бизнесу просто не хватает времени думать над совершенствованием рынка – тут просто выжить надо.
 И думаю, что давно уже пришло время объединиться всем участникам алкогольного рынка, чтобы хоть каким-то образом влиять на принятие решений в Думе и Правительстве. Но, к сожалению, все участники рынка разъединены – каждый спасается,  как может.
Однако проблема заключается в том, что пока нет центра, вокруг которого могли бы объединиться производители и дистрибуторы алкоголя. И пока такой организационный центр не появится, возможности влиять на принятие решений для алкогольного бизнеса не будет…


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Комментарии:

Гость, 11.11.2010 00:14:27 QUOTEИмя
гнида ты, тебе бы лишь набить свой карман ((
Гость, 24.11.2013 09:57:52 QUOTEИмя
ты гавно


Реклама: