02.07.2009
Антиалкогольная кампания. Попытка номер...(?)
В России началась новая антиалкогольная кампания. Еще в мае в ходе Всемирного русского народного собора прошла конференция «Соработничество Церкви и государства в деле защиты от алкогольной угрозы», а собор принял подробную резолюцию «О неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы». На прошлой неделе Владимир Путин в беседе с главой Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чэн сказал, что россиянам надо бы «пить поменьше». В понедельник в ток-шоу Владимира Познера на «Первом канале» Михаил Горбачев отстаивал правильность антиалкогольной кампании 1985 г. Во вторник Дмитрий Медведев заявил, что нужна государственная программа по борьбе с алкоголизмом, пишет газета Ведомости.
Возможно, это связано с вечным для России проектом введения госмонополии на алкоголь. Он снова обсуждался на недавней встрече премьера с руководителями думских фракций. Логика сторонников монополии противоречива: они считают ее средством снижения доли нелегального алкоголя и увеличения поступлений в бюджет. Но вред здоровью наносит и вполне легальный алкоголь, особенно когда его массовое потребление приносит казне большие доходы — что и следует из опыта Российской империи и СССР. Представители алкогольной отрасли говорят, что с ними никто из правительства по этому поводу не советовался, конкретики нет. Попытки введения госмонополии предпринимались за последние годы неоднократно. В ноябре 2007 г., например, правительство дало отрицательный отзыв на соответствующее предложение главы Счетной палаты Сергея Степашина: монополия действительно позволит повысить доходы бюджета (с 1,5% до 2-3% ВВП), но на ее обеспечение потребуются «значительные расходы бюджета», к тому же она ограничит конкуренцию.
Еще более прагматичная версия связана с кризисом неплатежей, который случился в отрасли в конце прошлого года и привел к задержке и неуплате акцизов. Премьер на днях и представители Минфина чуть ранее говорили о том, что акцизы на алкоголь будут повышены. И это, и угроза антиалкогольной кампании могут быть грозным окриком в адрес производителей алкоголя: платите, или хуже будет.
При всем при том проблема алкоголизации и связанные с ней экономические и демографические потери — российская реальность.
Согласно данным интернационального научного исследования (результаты опубликованы недавно в журнале The Lancet) 52% смертей трудоспособного населения в российских городах с 1990 по 2001 г. связаны с алкоголизмом. Большинство оценок горбачевской антиалкогольной кампании позитивны: снижалась смертность и преступность.
В принципе было бы очень неплохо снизить потребление алкоголя в России. Но если мы представим себе некую абстрактную антиалкогольную программу, разработанную правительством и введенную президентом, мы обнаружим, что она скорее всего пройдет по сценарию реформы игорного бизнеса.
Такие централизованные реформы в такой большой стране очень трудно реализовывать: на местах возникают либо перегибы, либо саботаж, а проконтролировать все из центра невозможно. То, как проводилась горбачевская кампания, во многом стало причиной ее сворачивания — вырубание виноградников и снижение производства пива и вина, преследование домашнего виноделия, жесткая талонная система и т. п.
Нынешний опыт ограничения доступности алкоголя в ряде регионов (как правило, запрет на продажу крепкого алкоголя в ночное время) вполне позитивен: преступность там снизилась, а доходы бюджета при этом не упали. С точки зрения политической в борьбе с алкоголизмом России нужно больше федерализма — реальные полномочия местных властей, их избираемость и подотчетность населению. А это невозможно без реальных выборов и независимых СМИ.
Дополнительная информация:
html