Алкоголь крупным планом

"…Светлое пиво пьем в начале дня, а темное оставляем на вечер…". 29.06.2009

"…Светлое пиво пьем в начале дня, а темное оставляем на вечер…".

Ну, вот и началось… Как всегда, неприятности начинаются с «инициативы снизу». Такую инициативу проявили депутаты Мурманской областной думы, которые предложили приравнять пиво к крепкому алкоголю. Эта инициатива предполагает внесение изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Проект изменений рассмотрел на заседании думский комитет по экономической политике и хозяйственной деятельности. По мнению председателя думского комитета по природопользованию и агропромышленному комплексу и инициатора законопроекта Андрея Иванова, «ценовая доступность пива ведет к пивной алкоголизации населения».

Предлагаемые мурманскими депутатами изменения призваны установить правовые основы производства и продажи пива. Сейчас пиво относится к слабоалкогольным напиткам (доля спирта в нем колеблется от 2,8 до 9,4 %).

«Во-первых, пиво попадет под акцизы, а значит, возрастет его стоимость. Во-вторых, пиво исчезнет из ассортимента ларьков. Его продажа станет возможна только в магазинах. В итоге — пиво не будет столь доступно», — констатировал докладчик.

Самое интересное, что это – только первый шаг к очень знакомому «…идя навстречу пожеланиям трудящихся…». Таких «инициатив» будет несколько - а потом в один момент всеобщая истерия «борьбы за здоровье» захлестнет здравый смысл депутатов и правительства. И привет, сливай воду… Потом, через год, постановление, конечно, отменят. И в течение лет пяти-шести будут преодолевать последствия. И ладно бы, если бы просто пивоваренные компании свернут производство – это не самое страшное последствие (хотя и неприятное). Потом придется бороться с алкоголизмом и смертями от отравления. Но, к сожалению, у нас в России полумер не знают. И поговорка: «Заставь дурака молиться – он и лоб разобьет» отражает отношение к любым социальным проектам. И ведь не свой лоб дурак российский разбивать будет (не настолько же он – дурак). Он разобьет лоб очень многим…

…Ладно, будущее развитие событий по поводу алкогольных напитков и пива, в общем-то, понятно. Если ничего не делать, скоро огромным спросом начнут пользоваться домашние пивоварни и опять вспыхнет интерес к самогоноварению. Меня интересует другой вопрос – о чем думают пивоваренные компании? И складывается впечатление, что думают хорошо и много. Но – не в том направлении…

Была такая история – в свое время СССР, занимаясь дружбой со странами Африки, активно поставлял туда тракторы, оборудование для заводов и прочую тяжелую технику на миллионы долларов. А американцы из «Корпуса мира» в это время ездили по деревням, дарили конфетки, учили, как обеззараживать воду, принимали роды, лечили. И вот вопрос – к кому «прониклось» местное население? Ответ на поверхности – к американцам и США. Хотя стоило это для Америки несоизмеримо дешевле, чем для СССР. Итог уже известен…

Все пивоваренные компании ведут большие социальные программы. Например, уже несколько лет компания «САН ИнБев» реализует социальную программу под девизом «Нам здесь жить!». Наводится чистота в своих дворах, озеленяются парки и скверы, разбиваются цветочные клумбы, восстанавливаются памятники старины. По итогам конкурса «Лучший двор» компания презентует победителям детские игровые городки, мини-стадионы, хоккейные коробки. Вручает по выбору жителей наиболее образцовых дворов и другие подарки – саженцы, спортивный и садовый инвентарь, выделяет средства на ремонт дорог и подъездов. Специальные награды получают также наиболее активные горожане и самые добросовестные дворники.

Как заявляют в самой компании, проекты социальной рекламы, ежегодно реализуемые «САН ИнБев», направлены на формирование культуры ответственного потребления. Например, тема социальной рекламы 2008 года - «Пьянство отрывает от семьи. Остановись!» продолжала сюжетную линию предыдущих острых социальных роликов – «Пожалуйста, не садись за руль пьяным», «Будущее», «Пьянство за рулём убивает. Рано или Поздно. Всегда!». В общем, компания стремится обратить внимание людей на то, что чрезмерное употребление алкоголя ведет к разрыву семейных связей.

«САН ИнБев» первым среди российских производителей пива и алкогольной продукции на постоянной основе стала реализовывать проекты социальной рекламы в этом направлении.

Недавно стартовал второй этап акции «После 18», инициированный Союзом российских пивоваров (СРП) - по ограничению доступа несовершеннолетних к пивоваренной продукции. Напомним, что ее главным элементом стал знак-стикер «Продажа пива несовершеннолетним запрещена». Эта акция - инициатива пивоваренных компаний, которая отражает позицию пивоваренного сообщества: социальная ответственность бизнеса является неотъемлемой частью их деятельности.

В общем, каждая пивоваренная компания России то цветы сажает, то праздники устраивает, то спорт спонсирует, то музыкальные фестивали, то здоровый образ жизни массово прививает. То борется с продажами пива подросткам.

…Блин, насколько же все красиво и благотворительно! Только пользы в борьбе с пьянством и алкоголизмом не приносит. А борцы с алкоголем «несут по кочкам» компании именно за это – дескать, именно за то, что их продукция и приводит к алкоголизму. Логика, конечно, та еще – это каждого мужика можно смело сажать за изнасилование. Но ведь нет ответа на эти инсинуации. Не борются пивоваренные компании с алкоголизмом. Здоровый образ жизни прививают, продажу пива несовершеннолетним пресекать пытаются (правда, кампании по этому делу проводятся, в основном, для того, чтобы красиво отчитаться в прессе. Но хоть это…). А вот с пьянством и алкоголизмом не борятся. Причем даже как-то и не думают об этом.

…На сайте группы компаний EFES в ветке «Социальная ответственность» прочитал – «…светлое пиво пьем в начале дня, а темное оставляем на вечер… Светлые сорта пьются под музыку высокого регистра, а темные – под музыку низкого регистра».

В «Миссии компании» - «…В наших силах поднять престиж пива и таким образом повлиять на формирование культуры потребления алкогольных напитков в России, а значит и на здоровье нации и процветание страны».

Самое интересное, что никто из группы компаний EFES, скорее всего, как-то не задумался над тем, что написано. Как мне кажется, просто механически перевели базовый текст – и все. Российских сотрудников можно понять – «Товарищ старшина сказал, что бегемот – птичка! Значит – никаких хорьков!». Не поручали им думать о социальной стратегии. Да и учили маркетологов создавать «дружеский имидж компании». Вот они и создают – по западным «лекалам». А что, там, на Западе, эти приемы работали - сработают и в России, которая «становится частью мирового сообщества».

А вот не срабатывает! Вернее – срабатывает: про пивоваренные компании знают, что они есть. Но положительного имиджа не образуется: менталитет у народа такой – раз деньги тратит, значит, «нахапал». А то, что много пить вредно – и так известно…

А пока пивоваренные компании тратят большие деньги на уборку улиц, футбол и музыку – готовится «общественное мнение» по переводу пива в категорию алкогольных напитков.

Нет, никто не говорит, что надо убрать спонсорство компаний над спортом, искусством и детскими площадками. И никто не говорит, что надо оставить борьбу с продажей пива несовершеннолетним.

Но надо понимать, что это все – «тяжелое оборудование», которое СССР посылал народам Африки. И без обучения простым вещам, как это делали американцы из «Корпуса мира», все затраты становятся, в общем-то – не нужными. Прихлопнут налогами и запретами – и какая разница, что население к компаниям относится положительно?

Что делать-то? Ответ просто – брать опыт «Корпуса мира». То есть не воевать с журналистами, которые высказывают свое мнение о состоянии дел в алкогольной отрасли. И быстро начинать программы по «алкогольному» образованию населения. То, что пить вредно – и так все знают. А как выпивать, чтобы не «свалиться» в пьянство и алкоголизм? У кого какая доза – критическая? Как правильно выпивать и закусывать?

Самое интересное, что никто об этом не задумывается. Население – в уверенности, что оно «и так знает…». А производители – в уверенности, что «население и так знает…». Нет, не знает население. И многие участники алкогольного рынка – тоже не знают.

А в итоге – побеждают хронически вопящие «борцы с алкоголем». В общем, как в кукольном спектакле театра Образцова – «Трио «Лос Ламомучес»! Поют самозабвенно – иногда даже заходятся….». И их случают – оппонентов-то у них нет. А многие знают – если мелкую шпану не окоротить сразу – она начинает «заходиться» от собственной безопасности. И потом последствия будут гораздо тяжелее…

Так что пивоварам, как и производителям алкогольных напитков необходимо срочно начинать:

Первое – разъяснять населению самые простые вещи: сколько, когда и как. И если нельзя – то почему?

Второе – начать заявлять о своей позиции в средствах массовой информации. А если этой позиции нет – то срочно вырабатывать.

И третье – срочно «слезть с Олимпа» и начинать диалог как с «борцами с алкоголем», так и со сторонниками взвешенного к нему отношения. Стоит напомнить - величина компании-производителя никак не отражается на умственных способностях их топ-менеджмента и владельцев. Богатые люди умнее не становятся. Самоувереннее – да. Но самоуверенность может привести к разорению – это-то действительно всем известно…

Михаил Смирнов


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: