Одной из основных причин глубокого демографического кризиса, угрожающего как территориальной целостности Российской Федерации, так и самому существованию ее государственности, в настоящее время является сверхвысокое потребление алкоголя. Алкогольные проблемы современной России принимают масштабы гуманитарной катастрофы, приводя к постыдно высокому уровню смертности, заболеваемости, травматизма, преступности, сиротства, алкоголизма. Алкоголь в России является, согласно расчетам экспертов, причиной, по разным данным, от 550 тысяч до 700 тысяч смертей в год, или примерно четверти от их общего количества.
XIII Всемирный русский народный собор, прошедший 22-23 мая 2009 года в Москве под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, обращается к Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства, Федеральному Собранию, а также к соответствующим органам государственной власти Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдовы с просьбой рассмотреть вопрос о принятии ряда мер, которые смогли бы реально защитить общество от алкогольной угрозы и содействовать принятию мер по защите здоровья и благополучия человека, общества и государства.
Возраст приобщения к алкоголю подростков за последние двадцать лет снизился с 16 до 13 лет. По данным Роспотребнадзора, ежедневно в России потребляют алкоголь (включая пиво) 33% юношей и 20% девушек.
Действующий запрет на продажу алкогольных напитков, включая пиво, лицам до 18 лет практически полностью не работает. Для решения этой проблемы предлагается:
1. Полностью запретить продажу любых алкогольных напитков, включая пиво, в ларьках и киосках.
2. Ограничить розничную торговлю любыми алкогольными напитками, включая пиво, только торговыми точками, имеющими торговые залы площадью не менее 50 кв. м. для городской местности и 30 кв. м. для сельской (за исключением ресторанов и баров).
3. Отменить практику заявительного лицензирования на торговлю алкоголем и ввести разрешительное лицензирование, для всех алкогольных напитков, включая слабоалкогольные и пиво, предусматривающее возможность квотирования с учетом численности населения.
4. Ужесточить меры административной ответственности — штрафы, лишение лицензий — за продажу алкоголя несовершеннолетним. Законодательно исключить возможность повторного получения лицензий лицам, ранее наказанным за продажу алкоголя несовершеннолетним.
5. Законодательно запретить производство и продажу слабоалкогольных коктейлей, включающих одновременно алкоголь и кофеиносодержащие добавки, как наносящих значительный вред, в первую очередь здоровью подрастающего поколения.
Значительным фактором рисков, связанных со сверхвысоким потреблением алкоголя, остается его круглосуточная доступность. В связи с этим предлагается: вернуть действовавшее ранее в нашей стране положение, разрешающее торговлю крепкими алкогольными напитками только с 11.00 до 19.00, кроме кафе, ресторанов, баров.
До сих пор не задействованы основные законодательные механизмы борьбы с нелегальным алкоголем. Его производство составляет около 50% от общего количества, производимого в нашей стране крепкого алкоголя. Одной из причин этого являются недоработки в российском законодательстве, которые во многом могут быть устранены следующей мерой: установить меры уголовной ответственности за несанкционированное производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта выше 15%, за исключением производства для личных целей.
Употребление в качестве алкогольных напитков продукции медицинского, парфюмерного и технического назначения приводит к отравлениям и существенному возрастанию смертности. По экспертным оценкам, в нашей стране около 20% употребляемого крепкого алкоголя составляют алкогольные суррогаты. В связи с этим предлагается:
1. Ввести законодательное требование к производству и обороту спиртосодержащей продукции парфюмерного и медицинского назначения — изделия объемом более 25 мл должны производиться исключительно в прочных, герметичных упаковках с диспенсером, либо в виде спреев или иных распылителей.
2. Ввести законодательное требование к производству и обороту медицинских настоек с содержанием этанола не более 15%.
За последние два десятилетия ценовая доступность алкогольных напитков выросла в несколько раз. Опыт многих стран, в частности стран Скандинавии и Восточной Европы, свидетельствует, что повышение реальной цены на спиртное существенно снижает весь комплекс алкогольных проблем. Предлагается: поэтапное повышение акцизов на алкоголь, особенно на крепкие напитки, темпами, превышающими инфляцию.
Россия и Украина, быть может, единственные страны в мире, где пиво юридически не признано алкогольным напитком. Пиво стало в наших странах в первую очередь напитком для подростков. Предлагается: признать пиво с содержанием этилового спирта более 3,5% алкогольной продукцией, в соответствии с общепринятой международной практикой.
Пока еще не налажена систематическая работа по информированию населения об огромном вреде, который алкоголь причиняет здоровью, благополучию и духовной целостности человека. В связи с этим предлагается:
1. Проведение плановой общенациональной информационной кампании на основе разработок проекта «Общее дело» в сотрудничестве со СМИ и общественными организациями.
2. Документальные фильмы и ролики социальной рекламы о вреде чрезмерного употребления алкоголя основаны на подходах, показавших высокую эффективность в отношении социальных проблем. По заключению ведущих российских экспертов в области общественного здоровья, они способны оказать значительное воздействие на установки россиян по отношению к потреблению алкоголя, снизив остроту алкогольных проблем в стране.
Патриархия