Пресса сообщила, что в конце прошлой недели ФАС провела встречу с представителями пивоваренных компаний.
Чего же такого серьезного и важного обсуждалось на столь представительном совещании? Вопросы российского рынка в кризисных условиях? Нет. Проблемы защиты потребителя? Тоже – нет.
Федеральная Антимонопольная Служба нашла гораздо более важную и животрепещущую тему - действующий запрет на использование в рекламе пива образов людей и животных.
Чиновники ФАС на встрече привели примеры конкретных роликов, к которым у ведомства есть претензии, и рекомендовали переснять спорные моменты. По словам участников встречи, к использованию образов людей чиновники готовы приравнять «…любой закадровый диалог или любое перемещение в кадре предметов, которые приводятся в движение исключительно человеком. Даже высказывание от первого лица может быть расценено как нарушение запрета, если диктор описывает человека или какую-то жизненную ситуацию с его участием».
…Бывают в жизни ситуации, когда просто опускаются руки. Например, стоит стиральная машина-автомат (работающая!), а жена требует, чтобы вы «на руках» перестирали все пододеяльники. Потому что она так хочет – и никакие слова на нее не действуют. Зачем??!! А - потому что...
Пивоваренные компании сегодня – именно в таком положении. Они пытаются объяснять, что деньги за рекламу идут на развитие телевидения. Что пиво содержит значительно меньше алкоголя, чем вино и водка. Что отсутствие животных и людей (как и их присутствие) в рекламе, в общем-то, не провоцирует рост потребления пива – пивной рынок сегодня уже наполнен и реклама направлена лишь на захват части уже существующего пивного рынка России…
Бесполезно. ФАС требует убрать вообще любое напоминание о человеке или животном. Позиция ФАС понятна – нет рекламы, значит, люди (и особенно молодежь) не знают о пиве, а потому и не пьют его.
Знаете, что мне эта позиция напоминает? «Лечение» сифилиса в Средние века. Тогда старались мазать язвы всяческими притирками – считалось, что если вылечить язвы, то и болезнь пройдет. Но тогда, в Средневековье, развитие медицины не позволяло понять причины болезни.
Сегодня же корни пьянства и алкоголизма известны – не зря над этой проблемой работают психологи, социологи, наркологи и еще много других всяческих «…ологов». И все понимают, что решение этой вековой проблемы требует сложной и многоплановой работы. Причем запреты на рекламу – одна из самых малодейственных мер, которая если как-то и сработает, то только неким штрихом. Если вообще сработает – желающий выпить все равно найдет…
Но запретить рекламу проще всего. По крайней мере, проще отчитаться. Вот ФАС и отчитывается. Дескать, мы приказывали замазать язвочки? А почему они проступают? И мало ли, что болезнь не лечится – вы язвочки замажьте! А то накажем…
Грустно, товарищи. Очень грустно…
Михаил Смирнов