Недавно случился такой факт - согласно распоряжению правительства, вместо курировавшего более семи лет ФКП Минсельхоза "Союзплодоимпорт" переподчиняется Росимуществу.
В общем, то, ничего особенного не происходит – одна государева структура переходит "под крыло" другой государевой структуры. И все понимают, что самое ценное в "Союзплодимпорте" - товарные знаки, зарегистрированные на компанию - из-за которых, собственно, и затеялась вся эта комбинация.
О том, что права на товарные знаки, зарегистрированные на "Союзплодоимпорт", могут перейти к Росимуществу, было известно еще в июле 2008 года. Однако в этом случае ФКП пришлось бы отозвать все иски, в которых оно оспаривает международные права на свои марки у SPI Group. И потому было принято "Соломоново решение" - переподчинить "Росимуществу" все предприятие.
Но, с другой стороны, "Росимуществу", по большому счету, ни сам "Союзплодоимпорт", ни принадлежащие ему товарные знаки, в общем-то, не нужны - у этого министерства своих дел и денег хватает. Так что следующим шагом, скорее всего, станет передача брендов "Росалкоголю" – новой "государевой структуре", как раз и созданной для управления алкогольным рынком. По крайней мере, так считает глава Центра исследований федеральнонго и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. И мы с ним согласны – иначе зачем было и затеваться на такие хлопоты?
Остается вопрос – а зачем все это нужно? И тут существуют, по крайней мере, две причины. Во-первых, "Росалкоголь", как новая структура, пока что не обладает достаточной "массой", чтобы реально влиять на рынок. Законотворчество – это, конечно, хорошо, но свое собственные раскрученные марки – лучше. Управление рынком с помощью законов и товарных "рычагов" гораздо более эффективно, чем лишь с помощью законов.
И самая, на мой взгляд, важная причина – это, похоже, то, что государство решило взять часть алкогольного рынка в свои руки. С одной стороны, это хорошо – могут появиться реальные рычаги управления рынком (другой вопрос – кто за этими рычагами будет сидеть). Кроме того, государственная «контора» имеет гораздо больше возможностей продвигать русскую водку на экспорт – что, на мой взгляд, очень важно и полезно для бюджета.
Но, с другой стороны, у "Росалкоголя" неизбежно появится мысль о монополизме. Ведь, в принципе, в руках у нее могут сосредоточиться три раскрученных бренда «классического набора» – водка, коньяк и шампанское. И потому борьба с конкурентами становится "детской забавой" - разные весовые категории…
Предсказать, как будут дальше развиваться события – практически невозможно. Так что – посмотрим…
Михаил Смирнов